Александр Ведров, по профессии инженер-физик, уже несколько лет публикуется на интернет-портале «Проза.ру». За это время он сумел привлечь внимание немалой аудитории. В 2021 году вышел сборник его рассказов о животных «Жизнь рядом с нами». О том, с какими дикими зверями и домашними питомцами знакомит нас писатель и что интересного можно узнать о них, читайте в нашей рецензии.
Земля начинается с растительности и кончается ею. Все остальное сопутствует этому вечному кругообороту зеленого мира. Лес — это не только высокий древостой, образующий крышу живому миру и создающий единый земной покров. Лес — это легкие планеты, ее жизнь. Смешное о кошках и собаках
Сборник А. Ведрова состоит из двух частей. Рассказы первой части посвящены жизни лесных животных: волки, медведи (о «хозяинах тайги» написано больше всего), а также манул, зайцы и другие. В рассказах отчётливо прослеживается деление на мир людей и мир животных, а общей темой сюжетов становится их соприкосновение. Чаще всего взаимодействие человека и животного оказывается доброжелательным. В коротком рассказе «Заноза» медведица с раненой лапой приходит за помощью к двум деревенским женщинам. В «Таежной повести» медведь дружит с пасечником. В «Мануле» хищное животное, похожее на домашнюю кошку, принимает человека за «сводного брата». Подобные истории кажутся удивительными, почти невероятными, но сюжеты не придуманы — они взяты из жизни. И, возможно, некоторые читатели узнают в рассказах истории родных земель.
© Интернациональный Союз писателей
Однако между человеком и зверем не всегда возникает дружба. Причиной тому, как правило, становится человек. Он разрушает жилища животных: корчует лесной массив в рассказе «Хозяин тайги», устраивает пожар в «Трёх медведях». Автор упрекает людей за их потребительское и корыстное отношение к природе. И первая часть сборника характерно оканчивается рассказом, в котором юноша после убийства оленихи решает навсегда оставить охоту.
Вторым выстрелом охотник добил плачущую косулю, освободив ее от предсмертных страданий. Тушку оставил на поедание лесным хищникам. В ближайшем водоеме зашвырнул подальше ружье со всеми боеприпасами. Больше он не охотник.
Во второй части сборника А. Ведров повествует о домашних питомцах: в основном о котах и собаках, но к концу неожиданно появляется и лошадь, и «козёл-алкаш», и гусь, названный в честь Стёпки Разина, и поросёнок.
В этих историях встречаются забавные моменты. Например, в анекдотическом рассказе «Профессия — охотничья лайка» сибирские собаки гонят охотникам медведя для отстрела, но мужчины, растерявшись, бросают оружие. Лайки остаются разочарованными горе-охотниками. А в рассказе «Скандал в благородном семействе» виновниками шума становятся кошка и пёс, лишившие хозяина десятирублёвой бумажки.
Однако многие рассказы заканчиваются драматично. Зачастую животные погибают сами, других же убивают люди. И вновь звучит посыл: человек ответственен за жизнь животных, как диких, так и домашних.
Источник фото: anthony renovato on Unsplash
В текстах сборника повествование чередуется с отступлениями информативного характера о жизни зверей или авторскими пояснениями морали (иногда излишне подробными). Рассказы написаны простым языком, каким обычно и пишутся произведения о природе. Однако стиль А. Ведрова имеет определённые недостатки. Встречаются грамматически неверные или стилистически сомнительные формулировки («Не иначе как пес осознал во взгляде гостя превосходящую моральную силу»; «Вероничка поняла это открывшимся высшим разумом»; «Так было и в тот день, когда котяра в блаженном состоянии освобождался от скопившейся в мочевом пузыре жидкости»). Часто авторский слог не способствует, а, наоборот, мешает погружению в рассказ.
Главной ценностью сборника можно называть сами истории, собранные писателем. Рассказы будут больше интересны взрослым, чем детям. Возможно, они позволят немного отвлечься от проблем в обществе и посмотреть, как дела у наших четвероногих собратьев.
Источник фото: Steven Kamenar on Unsplash
О детских воспоминаниях Александра Ведрова, влиянии профессии инженера на восприятие мира и отношении прототипов героев к книжным персонажам мы поговорили с автором сборника «Жизнь рядом с нами».
— В предисловии и в ответах читателям на «Прозе.ру» Вы писали, что сюжет того или иного произведения взят из жизни: кто-то передал историю другого или поведал свою. Почему Вы решаете рассказать эти истории?
— Во всех произведениях пишу только о реальных событиях, считая, что жизнь богаче, ярче и глубже надуманных историй. По моему убеждению, добротный сюжет является не только остовом и интригой произведения, но и посылом к его идее и залогом успеха. Поиски живых и общественно значимых историй и человеческих судеб вынуждают меня обращаться к их участникам или свидетелям. Мой исторический роман «Амурская сага» появился благодаря запискам одного из его главных героев, переданных мне сыном этого героя.
— Читали ли Ваши рассказы или повести люди, которые стали их героями? Если да, то какими были их впечатления?
— Люди, ставшие прототипам героев моих произведений, с большим интересом вчитываются в страницы, на которых видят себя со стороны внешнего наблюдателя, знакомятся с оценкой своих характеров и поступков, насколько верно они встроены в общественную жизнь и как отвечают требованиям времени. Ведь каждый человек задумывается над этими вопросами наедине с собой и ищет на них объективные ответы. В иркутских газетах опубликовано до десяти моих статей и очерков об известных людях Прибайкалья, и практически все из них, словно сговорившись, с благодарностью признавались, что лучшего материала о них никто и нигде не подавал.
— Каким вы видите своего идеального читателя?
— Идеальный читатель тот, кто вместе с автором размышляет о тексте. Но и текст должен того заслуживать.
— Какие светлые воспоминания, связанные с миром животных, остались у Вас с детства?
— Если честно, то в детские и школьные годы мои основные впечатления от домашних животных исходили от коров, от ухода за ними, а ещё от покосов, на которые приходилось добираться чаще пешим ходом из Азии в Европу, через Уральский хребет. Крепкая и бескорыстная дружба с домашним котом Кузей настигла меня уже в полувековом возрасте, и она изложена в «Повести о сибирском коте».
— В предисловии к сборнику Вы упоминаете книги авторов мировой литературы, писавших о животных. Какие произведения Вам нравятся больше всего?
— Из школьной программы запомнилась чеховская «Каштанка». Судьба потерявшейся собаки, считавшей за благо жизнь в бедной, но любящей её семье, заставляла сопереживать. В старших классах сильное впечатление оставила книга Джека Лондона «Белый клык». В ней красной линией проходит идея о том, что животные — не бесчувственные существа, а те же люди, одетые в мохнатые шкуры и способные на чувства дружбы и преданности, радости и горести. Позже читал рассказы английского писателя и исследователя живой природы Сеттона-Томпсона, навеянные беспощадной правдой о жизни диких животных, для которых опасность таится на каждом шагу. Но злейшим врагом животного мира стал человек, оруженосец, истребитель и поджигатель лесов, служащих кровом и обителью лесным жителям.
Источник фото: Trison Thomas on Unsplash
— Ваша работа инженером-физиком повлияла на восприятие природного мира?
— Профессия физика-атомщика непосредственно повлияла на мое отношение к природе, превратив меня из материалиста коммунистических воззрений в человека, уверовавшего в космические силы, которые управляют вселенскими и земными процессами.
— Как, по Вашему мнению, изменилось отношение к природе в современной России по сравнению с советским периодом?
— Советские учебники географии пестрили сообщениями о неисчерпаемых запасах полезных ископаемых. А если дары природы неисчерпаемы, то к их добыче можно было относиться бездумно, не заботясь об охране природы. Так, при иллюзии лесного изобилия процветала оголтелая вырубка сибирских хвойных лесов, пока не исчезли площади экономически выгодных вырубок. Другой пример. В Арктике зафиксировано около ста территорий с многокилометровыми завалами машин, техники, строительных и бытовых материалов, брошенных с советских времен. Ржавеет десять миллионов пустых бочек, происходит угрожающая деградация хрупкой северной экосистемы. В последние десять-двадцать лет постсоветская Россия, получившая тяжелое экологическое наследие, принялась за «арктическую уборку». Наводится порядок в лесном хозяйстве, но по сей день площади выбытия лесных массивов ежегодно превышают показатели их восстановления на полмиллиона гектаров. Можно также упомянуть о печально знаменитых промышленных комплексах городов Байкальска и Усолье-Сибирское, где на восстановление загрязненных территорий потребовались огромные затраты.
Источник фото обложки: Jiri Sifalda on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!