Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

Александр Ведров, по профессии инженер-физик, уже несколько лет публикуется на интернет-портале «Проза.ру». За это время он сумел привлечь внимание немалой аудитории. В 2021 году вышел сборник его рассказов о животных «Жизнь рядом с нами». О том, с какими дикими зверями и домашними питомцами знакомит нас писатель и что интересного можно узнать о них, читайте в нашей рецензии.

Земля начинается с растительности и кончается ею. Все остальное сопутствует этому вечному кругообороту зеленого мира. Лес — это не только высокий древостой, образующий крышу живому миру и создающий единый земной покров. Лес — это легкие планеты, ее жизнь. Смешное о кошках и собаках

Сборник А. Ведрова состоит из двух частей. Рассказы первой части посвящены жизни лесных животных: волки, медведи (о «хозяинах тайги» написано больше всего), а также манул, зайцы и другие. В рассказах отчётливо прослеживается деление на мир людей и мир животных, а общей темой сюжетов становится их соприкосновение. Чаще всего взаимодействие человека и животного оказывается доброжелательным. В коротком рассказе «Заноза» медведица с раненой лапой приходит за помощью к двум деревенским женщинам. В «Таежной повести» медведь дружит с пасечником. В «Мануле» хищное животное, похожее на домашнюю кошку, принимает человека за «сводного брата». Подобные истории кажутся удивительными, почти невероятными, но сюжеты не придуманы — они взяты из жизни. И, возможно, некоторые читатели узнают в рассказах истории родных земель.

99217316247124

© Интернациональный Союз писателей

Однако между человеком и зверем не всегда возникает дружба. Причиной тому, как правило, становится человек. Он разрушает жилища животных: корчует лесной массив в рассказе «Хозяин тайги», устраивает пожар в «Трёх медведях». Автор упрекает людей за их потребительское и корыстное отношение к природе. И первая часть сборника характерно оканчивается рассказом, в котором юноша после убийства оленихи решает навсегда оставить охоту.

Вторым выстрелом охотник добил плачущую косулю, освободив ее от предсмертных страданий. Тушку оставил на поедание лесным хищникам. В ближайшем водоеме зашвырнул подальше ружье со всеми боеприпасами. Больше он не охотник.

Во второй части сборника А. Ведров повествует о домашних питомцах: в основном о котах и собаках, но к концу неожиданно появляется и лошадь, и «козёл-алкаш», и гусь, названный в честь Стёпки Разина, и поросёнок.

В этих историях встречаются забавные моменты. Например, в анекдотическом рассказе «Профессия — охотничья лайка» сибирские собаки гонят охотникам медведя для отстрела, но мужчины, растерявшись, бросают оружие. Лайки остаются разочарованными горе-охотниками. А в рассказе «Скандал в благородном семействе» виновниками шума становятся кошка и пёс, лишившие хозяина десятирублёвой бумажки.

Однако многие рассказы заканчиваются драматично. Зачастую животные погибают сами, других же убивают люди. И вновь звучит посыл: человек ответственен за жизнь животных, как диких, так и домашних.

anthony-renovato-6hxc-fzjli0-unsplash

Источник фото: anthony renovato on Unsplash

В текстах сборника повествование чередуется с отступлениями информативного характера о жизни зверей или авторскими пояснениями морали (иногда излишне подробными). Рассказы написаны простым языком, каким обычно и пишутся произведения о природе. Однако стиль А. Ведрова имеет определённые недостатки. Встречаются грамматически неверные или стилистически сомнительные формулировки («Не иначе как пес осознал во взгляде гостя превосходящую моральную силу»; «Вероничка поняла это открывшимся высшим разумом»; «Так было и в тот день, когда котяра в блаженном состоянии освобождался от скопившейся в мочевом пузыре жидкости»). Часто авторский слог не способствует, а, наоборот, мешает погружению в рассказ.

Главной ценностью сборника можно называть сами истории, собранные писателем. Рассказы будут больше интересны взрослым, чем детям. Возможно, они позволят немного отвлечься от проблем в обществе и посмотреть, как дела у наших четвероногих собратьев.

steven-kamenar-mmjx78v7xs8-unsplash

Источник фото: Steven Kamenar on Unsplash

О детских воспоминаниях Александра Ведрова, влиянии профессии инженера на восприятие мира и отношении прототипов героев к книжным персонажам мы поговорили с автором сборника «Жизнь рядом с нами».

— В предисловии и в ответах читателям на «Прозе.ру» Вы писали, что сюжет того или иного произведения взят из жизни: кто-то передал историю другого или поведал свою. Почему Вы решаете рассказать эти истории?

— Во всех произведениях пишу только о реальных событиях, считая, что жизнь богаче, ярче и глубже надуманных историй. По моему убеждению, добротный сюжет является не только остовом и интригой произведения, но и посылом к его идее и залогом успеха. Поиски живых и общественно значимых историй и человеческих судеб вынуждают меня обращаться к их участникам или свидетелям. Мой исторический роман «Амурская сага» появился благодаря запискам одного из его главных героев, переданных мне сыном этого героя.

— Читали ли Ваши рассказы или повести люди, которые стали их героями? Если да, то какими были их впечатления?

— Люди, ставшие прототипам героев моих произведений, с большим интересом вчитываются в страницы, на которых видят себя со стороны внешнего наблюдателя, знакомятся с оценкой своих характеров и поступков, насколько верно они встроены в общественную жизнь и как отвечают требованиям времени. Ведь каждый человек задумывается над этими вопросами наедине с собой и ищет на них объективные ответы. В иркутских газетах опубликовано до десяти моих статей и очерков об известных людях Прибайкалья, и практически все из них, словно сговорившись, с благодарностью признавались, что лучшего материала о них никто и нигде не подавал.

— Каким вы видите своего идеального читателя?

— Идеальный читатель тот, кто вместе с автором размышляет о тексте. Но и текст должен того заслуживать.

— Какие светлые воспоминания, связанные с миром животных, остались у Вас с детства?

— Если честно, то в детские и школьные годы мои основные впечатления от домашних животных исходили от коров, от ухода за ними, а ещё от покосов, на которые приходилось добираться чаще пешим ходом из Азии в Европу, через Уральский хребет. Крепкая и бескорыстная дружба с домашним котом Кузей настигла меня уже в полувековом возрасте, и она изложена в «Повести о сибирском коте».

— В предисловии к сборнику Вы упоминаете книги авторов мировой литературы, писавших о животных. Какие произведения Вам нравятся больше всего?

— Из школьной программы запомнилась чеховская «Каштанка». Судьба потерявшейся собаки, считавшей за благо жизнь в бедной, но любящей её семье, заставляла сопереживать. В старших классах сильное впечатление оставила книга Джека Лондона «Белый клык». В ней красной линией проходит идея о том, что животные — не бесчувственные существа, а те же люди, одетые в мохнатые шкуры и способные на чувства дружбы и преданности, радости и горести. Позже читал рассказы английского писателя и исследователя живой природы Сеттона-Томпсона, навеянные беспощадной правдой о жизни диких животных, для которых опасность таится на каждом шагу. Но злейшим врагом животного мира стал человек, оруженосец, истребитель и поджигатель лесов, служащих кровом и обителью лесным жителям.

trison-thomas-xjapzpu5o68-unsplash

Источник фото: Trison Thomas on Unsplash

— Ваша работа инженером-физиком повлияла на восприятие природного мира?

— Профессия физика-атомщика непосредственно повлияла на мое отношение к природе, превратив меня из материалиста коммунистических воззрений в человека, уверовавшего в космические силы, которые управляют вселенскими и земными процессами.

— Как, по Вашему мнению, изменилось отношение к природе в современной России по сравнению с советским периодом?

— Советские учебники географии пестрили сообщениями о неисчерпаемых запасах полезных ископаемых. А если дары природы неисчерпаемы, то к их добыче можно было относиться бездумно, не заботясь об охране природы. Так, при иллюзии лесного изобилия процветала оголтелая вырубка сибирских хвойных лесов, пока не исчезли площади экономически выгодных вырубок. Другой пример. В Арктике зафиксировано около ста территорий с многокилометровыми завалами машин, техники, строительных и бытовых материалов, брошенных с советских времен. Ржавеет десять миллионов пустых бочек, происходит угрожающая деградация хрупкой северной экосистемы. В последние десять-двадцать лет постсоветская Россия, получившая тяжелое экологическое наследие, принялась за «арктическую уборку». Наводится порядок в лесном хозяйстве, но по сей день площади выбытия лесных массивов ежегодно превышают показатели их восстановления на полмиллиона гектаров. Можно также упомянуть о печально знаменитых промышленных комплексах городов Байкальска и Усолье-Сибирское, где на восстановление загрязненных территорий потребовались огромные затраты.

Источник фото обложки: Jiri Sifalda on Unsplash

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика