Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

В начале 2023 года в издательстве «Эксмо» вышла книга молодого писателя Макса Максимова «Инверсия жизни». Нарушенные законы физики, выживание и любовь — в романе есть всё, что так привлекает современного читателя. Подробнее о сюжете книги и героях рассказываем в рецензии.

img_6681
© «Эксмо»

«Инверсия жизни» начинается с того, как школьная учительница закалывает сама себя карандашом; а потом повествование резко фокусируется на одиннадцатикласснике Саше, валяющим дурака на уроке физики. Это задаёт тон всей истории: с одной стороны, непонятная мрачная полурезня, а с другой — подростковая история в стенах школы.

Место действия книги — маленький городок. В центре повествования — троё одиннадцатиклассников, Саша, Настя, Лёня;и физик Облаков. Учитель выступает как дополнительный герой, взрослый, который в начале координирует подростков, а потом ещё и объясняет законы физики.

Саша — школьный хулиган и малоприятная личность. Плохо учится, курит в школьном туалете, задирает Лёню, изменяет Насте. Изначально не вызывающий симпатии, Саша к концу «Инверсии жизни» меняется; или, скорее, раскрывается с других сторон. И застенчивая девочка-отличница Настя ему в этом помогает.

img_2528

Источник фото: Unsplash

Обыденная школьная жизнь героев, описанная в самом начале книги, резко меняется. Мир сходит с ума. В один миг вокруг начинают раздаваться взрывы, сталкиваются машины, только что покончившие с собой оживают, на небе происходит непонятное. Мир погружается во тьму — в буквальном смысле. Четверым героям, случайно задержавшимся после уроков, приходится выживать. Полем выживания становится школа и школьный двор — дальше этого места герои не уходят.

Существует несколько правил инверсированного мира, которые довольно быстро угадываются читателем. Ощущаются отголоски зомби-хорроров, но в лайтовой версии. В «Инверсии жизни» мертвецы не пожирают. Мертвецы делают противоположное тому, что делали при жизни: школьная медсестра вместо того, чтобы лечить, пытается нанести героям раны, повар из столовый, ненавидевший подростков при жизни, теперь пытается накормить их до отвала. Вот герои и бегают по школе, убегая то от медсестры, то от повара, то ещё от чего-нибудь или куда-нибудь. А ещё некоторые из них пытаются покончить с собой…

img_2524

Источник фото: Unsplash

Параллельно с историей о школьниках рассказывается о лаборатории, находящейся в девяти миллиардах световых лет от Земли. В лаборатории пятеро фигур — Ромб, Треугольник и прочие — пытаются решить проблему мирового масштаба и при этом не дать убийце помешать им. Но эта линия повествования не центральна и введена для объяснения причин происходящего на Земле.

В «Инверсии жизни» излишняя кровавость проявляется сразу на первой странице. Она явно добавлена для того, чтобы пощекотать нервы читателей. Кому-то понравится, кому-то нет. Вклиниваются и более взрослые темы: проблемы с алкоголем, суицидальные мысли, грёзы о том, чтобы уехать в место получше… В общем, «Инверсия жизни» — Young Adult с поправкой на то, что книгу с залитыми кровью страницами и некоторой сексуальной озабоченностью героев (вполне объяснимой их возрастом) в открытую не посоветуешь.

Местами роман кажется немного рваным. Страницы в середине книги вдруг становятся похожими на «Занимательную физику», а ближе к концу в повествовании вдруг вылезает «мрачная бытовуха»: мать, на глазах сына приводящая домой ухажёров; отсидевшие в тюрьме мужики, у которых главный герой берёт самогон. Выглядит не совсем уместно (хотя реалистичный мрачняк читается интересно), этакий винегрет. Однако всё это сглаживается тем, что «Инверсия жизни» действительно легко и увлекательно читается. Слог у автора без изысков, но чтение не затрудняет. И условный баланс между подростковой драмой и фантастикой почти не нарушается. При этом первое превалирует над вторым, и от этого история выигрывает.

Понравится вам книга или нет можно понять по первым страницам. И если она с самого начала вам приглянется, что ж: «Инверсия жизни» — хороший вариант истории для чтения на пару вечеров.

— Саш.
— Что?
— Мы будем сидеть в туалете до смерти вселенной?

img_2527

Источник фото: Unsplash

Как теория расширения Вселенной вплелась в сюжет, читателям какого возраста должна понравиться книга и почему герои-существа из лаборатории — это геометрические фигуры, отвечает автор «Инверсии жизни» Макс Максимов.

— Когда у Вас возник замысел сюжета романа, он сразу был связан с теорией расширения Вселенной и гипотезой о смерти Вселенной, или эти темы постепенно вплелись в сюжет?

— Считается, что писатели делятся на два типа: исследователи, которые строят сюжет в процессе написания книги, и архитекторы, создающие четкий план, прежде чем начать писать. Есть еще третий тип, использующие оба принципа. Я как раз принадлежу к третьему типу. Изначально у меня был замысел создать мир, в котором многие вещи встали с ног на голову. Какие это будут вещи, я уже решал в процессе написания истории. Идея о сжатии вселенной пришла на первых страницах.

— Ориентировались ли Вы на конкретный возраст аудитории, когда писали «Инверсию жизни»?

— Обычно, когда пишу книгу, я — Максим, возрастом 36 лет — стараюсь общаться с самим собой, но более юным, приблизительно двадцатилетним. Я пытаюсь писать так, чтобы книгу можно было воспринимать читателям как можно большего возрастного спектра. Я никогда не пытаюсь жестко ориентироваться на конкретный возраст, но все же хочу быть интересен в первую очередь молодежи 15-25 лет.

— Главные герои-школьники — Саша, Настя, Лёня — это обобщённые образы, или у них имеются реальные прототипы из вашего школьного времени?

— Не совсем обобщенные. Скорее эти герои собраны из разных людей, с которыми мне довелось сталкиваться.

— Почему герои-существа из второй сюжетной линии — это геометрические фигуры?

— Я подумал, что нужно сделать их максимально необычными хотя бы во внешнем виде. К сожалению, мы не можем показать инопланетян так, чтобы они не были похожи на людей в поведении и общении. Точнее, показать-то мы их можем, но читатель просто ничего не поймет. Представьте книгу, где главные герои — это океаны, как в «Солярисе», и больше никого, ни одного человека. Ничего будет непонятно. Поэтому приходится показывать взаимодействия инопланетного разума такими же, как наши взаимодействия. А вот внешность можно коверкать как хочешь. Я и исковеркал.

— [СПОЙЛЕР] Не могу не полюбопытствовать: почему у Саши единственного не возникло желания покончить с собой? Ведь ещё до того, как мир преобразился, он думал о самоубийстве; и проблемы, которые существовали в его жизни, никуда не делись. Или в этом и смысл: у него уже были эти мысли — и это его уберегло?

— Да, после того как мир перевернулся c ног на голову, Саша, вместо того, чтобы хотеть умереть, захотел жить. В сознании людей менялись только важные для них вещи.

img_2529

Источник фото: Unsplash

— Книга заканчивается словами о любви. Вы допускаете, что любовь действительно может быть чем-то, что находится «вне нашего измерения», или это скорее красивые слова для финала?

— Я не верю в бога, в душу, в бессмертие любви и во всё подобное. Но я искренне надеюсь, что я не прав. Последними строками я описал те вещи, которые хотел бы видеть в нашей реальности.

Источник фото обложки: Unsplash и «Эксмо».

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика