В начале 2023 года в издательстве «Эксмо» вышла книга молодого писателя Макса Максимова «Инверсия жизни». Нарушенные законы физики, выживание и любовь — в романе есть всё, что так привлекает современного читателя. Подробнее о сюжете книги и героях рассказываем в рецензии.
© «Эксмо»
«Инверсия жизни» начинается с того, как школьная учительница закалывает сама себя карандашом; а потом повествование резко фокусируется на одиннадцатикласснике Саше, валяющим дурака на уроке физики. Это задаёт тон всей истории: с одной стороны, непонятная мрачная полурезня, а с другой — подростковая история в стенах школы.
Место действия книги — маленький городок. В центре повествования — троё одиннадцатиклассников, Саша, Настя, Лёня;и физик Облаков. Учитель выступает как дополнительный герой, взрослый, который в начале координирует подростков, а потом ещё и объясняет законы физики.
Саша — школьный хулиган и малоприятная личность. Плохо учится, курит в школьном туалете, задирает Лёню, изменяет Насте. Изначально не вызывающий симпатии, Саша к концу «Инверсии жизни» меняется; или, скорее, раскрывается с других сторон. И застенчивая девочка-отличница Настя ему в этом помогает.
Источник фото: Unsplash
Обыденная школьная жизнь героев, описанная в самом начале книги, резко меняется. Мир сходит с ума. В один миг вокруг начинают раздаваться взрывы, сталкиваются машины, только что покончившие с собой оживают, на небе происходит непонятное. Мир погружается во тьму — в буквальном смысле. Четверым героям, случайно задержавшимся после уроков, приходится выживать. Полем выживания становится школа и школьный двор — дальше этого места герои не уходят.
Существует несколько правил инверсированного мира, которые довольно быстро угадываются читателем. Ощущаются отголоски зомби-хорроров, но в лайтовой версии. В «Инверсии жизни» мертвецы не пожирают. Мертвецы делают противоположное тому, что делали при жизни: школьная медсестра вместо того, чтобы лечить, пытается нанести героям раны, повар из столовый, ненавидевший подростков при жизни, теперь пытается накормить их до отвала. Вот герои и бегают по школе, убегая то от медсестры, то от повара, то ещё от чего-нибудь или куда-нибудь. А ещё некоторые из них пытаются покончить с собой…
Источник фото: Unsplash
Параллельно с историей о школьниках рассказывается о лаборатории, находящейся в девяти миллиардах световых лет от Земли. В лаборатории пятеро фигур — Ромб, Треугольник и прочие — пытаются решить проблему мирового масштаба и при этом не дать убийце помешать им. Но эта линия повествования не центральна и введена для объяснения причин происходящего на Земле.
В «Инверсии жизни» излишняя кровавость проявляется сразу на первой странице. Она явно добавлена для того, чтобы пощекотать нервы читателей. Кому-то понравится, кому-то нет. Вклиниваются и более взрослые темы: проблемы с алкоголем, суицидальные мысли, грёзы о том, чтобы уехать в место получше… В общем, «Инверсия жизни» — Young Adult с поправкой на то, что книгу с залитыми кровью страницами и некоторой сексуальной озабоченностью героев (вполне объяснимой их возрастом) в открытую не посоветуешь.
Местами роман кажется немного рваным. Страницы в середине книги вдруг становятся похожими на «Занимательную физику», а ближе к концу в повествовании вдруг вылезает «мрачная бытовуха»: мать, на глазах сына приводящая домой ухажёров; отсидевшие в тюрьме мужики, у которых главный герой берёт самогон. Выглядит не совсем уместно (хотя реалистичный мрачняк читается интересно), этакий винегрет. Однако всё это сглаживается тем, что «Инверсия жизни» действительно легко и увлекательно читается. Слог у автора без изысков, но чтение не затрудняет. И условный баланс между подростковой драмой и фантастикой почти не нарушается. При этом первое превалирует над вторым, и от этого история выигрывает.
Понравится вам книга или нет можно понять по первым страницам. И если она с самого начала вам приглянется, что ж: «Инверсия жизни» — хороший вариант истории для чтения на пару вечеров.
— Саш.
— Что?
— Мы будем сидеть в туалете до смерти вселенной?
Источник фото: Unsplash
Как теория расширения Вселенной вплелась в сюжет, читателям какого возраста должна понравиться книга и почему герои-существа из лаборатории — это геометрические фигуры, отвечает автор «Инверсии жизни» Макс Максимов.
— Когда у Вас возник замысел сюжета романа, он сразу был связан с теорией расширения Вселенной и гипотезой о смерти Вселенной, или эти темы постепенно вплелись в сюжет?
— Считается, что писатели делятся на два типа: исследователи, которые строят сюжет в процессе написания книги, и архитекторы, создающие четкий план, прежде чем начать писать. Есть еще третий тип, использующие оба принципа. Я как раз принадлежу к третьему типу. Изначально у меня был замысел создать мир, в котором многие вещи встали с ног на голову. Какие это будут вещи, я уже решал в процессе написания истории. Идея о сжатии вселенной пришла на первых страницах.
— Ориентировались ли Вы на конкретный возраст аудитории, когда писали «Инверсию жизни»?
— Обычно, когда пишу книгу, я — Максим, возрастом 36 лет — стараюсь общаться с самим собой, но более юным, приблизительно двадцатилетним. Я пытаюсь писать так, чтобы книгу можно было воспринимать читателям как можно большего возрастного спектра. Я никогда не пытаюсь жестко ориентироваться на конкретный возраст, но все же хочу быть интересен в первую очередь молодежи 15-25 лет.
— Главные герои-школьники — Саша, Настя, Лёня — это обобщённые образы, или у них имеются реальные прототипы из вашего школьного времени?
— Не совсем обобщенные. Скорее эти герои собраны из разных людей, с которыми мне довелось сталкиваться.
— Почему герои-существа из второй сюжетной линии — это геометрические фигуры?
— Я подумал, что нужно сделать их максимально необычными хотя бы во внешнем виде. К сожалению, мы не можем показать инопланетян так, чтобы они не были похожи на людей в поведении и общении. Точнее, показать-то мы их можем, но читатель просто ничего не поймет. Представьте книгу, где главные герои — это океаны, как в «Солярисе», и больше никого, ни одного человека. Ничего будет непонятно. Поэтому приходится показывать взаимодействия инопланетного разума такими же, как наши взаимодействия. А вот внешность можно коверкать как хочешь. Я и исковеркал.
— [СПОЙЛЕР] Не могу не полюбопытствовать: почему у Саши единственного не возникло желания покончить с собой? Ведь ещё до того, как мир преобразился, он думал о самоубийстве; и проблемы, которые существовали в его жизни, никуда не делись. Или в этом и смысл: у него уже были эти мысли — и это его уберегло?
— Да, после того как мир перевернулся c ног на голову, Саша, вместо того, чтобы хотеть умереть, захотел жить. В сознании людей менялись только важные для них вещи.
Источник фото: Unsplash
— Книга заканчивается словами о любви. Вы допускаете, что любовь действительно может быть чем-то, что находится «вне нашего измерения», или это скорее красивые слова для финала?
— Я не верю в бога, в душу, в бессмертие любви и во всё подобное. Но я искренне надеюсь, что я не прав. Последними строками я описал те вещи, которые хотел бы видеть в нашей реальности.
Источник фото обложки: Unsplash и «Эксмо».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!