Судя по опросу Российского книжного союза и ведущих операторов рынка, за первое полугодие 2023-го интерес читателей к нон-фикшн литературе вырос с 34 % до 52 %. Можно также обратиться к опросу ВЦИОМ прошлого года и узнать, что 12 % респондентов отдали предпочтение книгам о кулинарии. Олег Ильин — профессиональный кондитер, владелец сети именных кондитерских и телеведущий, в книге «Рецепт сладкой жизни: Ингредиенты успеха от культового кондитера» объединил оба читательских тренда и рассказал о своём пути в мир наполеонов и ромовых баб.
В названии томика не просто так есть слово «рецепт»: главы книги буквально обозначены ингредиентами рецепта успешной жизни. Правильно приготовленные 22 ингредиента — и успех обеспечен. Однако автор акцентирует внимание: он пишет книгу не за тем, чтобы его «похвалили», а затем, чтобы показать — это дело его жизни. Интересно, что Олег Ильин не ставит кондитерство в центр повествования, он скорее рассказывает о своем пути к вершинам, и в этой истории каждый может найти подпорки для построения своего, поскольку вещи, о которых пишет кондитер, очень универсальные. Воспитанные в себе лидерские качества, доверие, осознанность — могут помочь построить успешную карьеру в любой сфере.
© Writer's Way
Серьезным преимуществом книги становится отсутствие пафоса, что для категории «личностный рост, успех и саморазвитие» — большая редкость. Среди строк находится даже место простоте, детской шутливости: автор рассказывает простые истории из юности, например, о том, как впервые остался дома один и хотел приготовить трубочки с вареной сгущенкой. Поставив сгущёнку вариться, он ушёл смотреть «Шерлока» и потерял счет времени. Сладкая жидкость напомнила о себе сама взрывающимися звуками: так юный Олег Ильин научился отключать панику и действовать последовательно, что после не раз пригодилось в жизни. Именно благодаря такому честному повествованию книга читается легко, и также легко «усваивается» авторский посыл.
В книге есть и бонусная глава «О вкусах», где автор рассказывает, что такое еда, зачем нам вообще её поглощать и что есть «сладкое», «горькое» и «солёное». Эта часть построена на лекциях доктора биологических наук, физиолога и ведущего научного сотрудника МГУ Вячеслава Дубынина, так что узнать о таких простых вещах, как завтраки, обеды и ужины, предстоит много нового и интересного.
Читайте также
Источник фото обложки: Michaela Baum on Unsplash
Как не побояться взяться за новое, найти баланс между красотой и вкусом в десертах, а ещё всем ли кондитерам обязательно любить сладкое, узнали у самого автора книги «Рецепт сладкой жизни: Ингредиенты успеха от культового кондитера» Олега Ильина.
— Что Вас подтолкнуло на создание книги? Не просто, работая в совершенно иной сфере, взяться за ноутбук и текст довольно внушительного объема.
— Мысли о создании книги в голове крутились несколько лет — семь точно. Основной причиной такого творческого порыва явилось желание оставить детям наследие: чтобы мои сын и дочь, их дети, мои внуки и правнуки могли взять в руки реальную книгу, почитать и прочувствовать, понять, чем занимался и чем жил их прапрапрадедушка. В моей семье не было профессиональных поваров и кондитеров, но кто знает, может быть, именно я стану основоположником нашей новой кондитерской династии? А вдруг и мои потомки захотят продолжать это семейное дело? И если они выберут эту стезю, им втройне будет полезно прочесть эту книгу.
Вторая причина — это самый часто задаваемый мне вопрос от гостей и клиентов: «Олег, как Вы стали кондитером?» И в этом вопросе всё и сразу: большинство из них считает, что я вообще не похож ни типажом, ни характером на кондитера; иные считают, что кондитерское дело и мужские руки — несовместимые понятия (все эти ягодки, кремы, цветочки на тортах — история ювелирная, кропотливая, требующая особенной сосредоточенности и подхода, не свойственного мужчинам). Очень часто спрашивают: зачем выбрал эту профессию, почему, как проходил путь. Так вот — чтобы не отвечать одно и то же постоянно, решил написать книгу. Она и есть кладезь ответов по следам моей творческой биографии.
И, наконец, третья причина написания книги — в моём желании объяснить нашим гостям (как нынешним, так и будущим), чем же моя кондитерская, Олега Ильина, отличается от всех остальных кондитерских. Хочу объяснить, что для кого-то это просто бизнес, а для меня — это реально дело жизни. Я готовлю с детства, с шести лет. И в книге рассказывается о том, как формировался мой гастрономический опыт: к примеру, мой самый первый в жизни десерт ….взорвался! Это была вареная сгущенка.
Шаг за шагом я шёл к этой профессии. Все эти вехи отражены в главах моего бизнес-романа.
— Как найти в себе смелость, чтобы браться за новое, как Вы сделали это с книгой?
— Интересный вопрос. На самом деле, думаю, что смелость невозможно найти — её можно лишь воспитать в себе. В каждом мозге каждого человека заложены и программы здоровой агрессии, и программы затаивания (ухода, скажем так, от каких-то опасностей). Мне кажется, это своеобразная генетическая лотерея — куда перевесит чаша весов в данном вопросе. Вот мой конкретно мозг перевесил в сторону азартной агрессии, которую я направил на достижение целей. С детства я не боюсь сложностей, с детства умею правильно формулировать задачу и видеть цель, чтобы её достигнуть. У меня всегда работала такая цепочка: я ставил цель, достигал её, сразу же следом ставил другую цель. А то и две сразу, и даже три. И всегда жил и двигался по такому принципу. Так и за книгу взялся. Смелость нигде не брал — подозреваю, у меня её изначально было в достаточном количестве. Я просто грамотно направил энергию и добился хорошего результата.
— Для кого в первую очередь Ваша книга?
— В маркетинге есть понятие — «целевая аудитория». Так вот, я бы ориентировал свою книгу на весьма широкий круг читателей. Например, для молодёжи, ещё не определившейся со своим жизненным выбором и путём: школьник или студент, который пока дело жизни не нащупал, прочитав мой роман, сможет вдохновиться и начать дерзать. Так же и уже зрелые люди, которые вроде бы и работают, и являются профессионалами, но в глубине души их амбиции подтачивает червячок сомнений: «А этим ли ты мечтал заниматься?», а ноги на нелюбимую работу не несут. Они боятся что-либо менять, выходить из так называемой «зоны комфорта». Эта книга подойдет и им. Ну и конечно же, книга подойдет кондитерам: как начинающим домашним любителям (плох тот солдат, что не мечтает стать генералом — прекрасно сюда вписывается эта пословица), так и профессионалам, уже создавшим себе репутацию. Ведь на страницах книги множество полезных лайфхаков, как бизнес-формата, так и сугубо кондитерских. Я по-честному рассказал всё: как открывал свой бизнес с нуля, как открывал первую кондитерскую, как строил отношения с партнерами. Поэтому начинающим и уже опытным коллегам будет что почерпнуть из романа. Уверен, что и домохозяйкам книга очень понравится: она написана легко, с юмором, на её страницах есть мои фирменные рецепты, множество трогательных ностальгических моментов из нашего общего со многими «советского» детства.
Источник фото: Jose Tebar on Unsplash
— Вы были ведущим программы «Сделай мне красиво» на телеканале «Домашний», не думали ли Вы завести свой блог?
— На телевидении я уже давно. Не новичок. Первый мой опыт работы под телевизионными софистами состоялся в возрасте 22-х лет: меня пригласили ведущим программы «Кулинарная академия» на детском канале «Бибигон». После этого постепенно стали звать в разные проекты. Следующей крупной вехой на телевизионной ниве стал собственный проект «Сделай мне красиво» на «Домашнем». До сих пор регулярно снимаюсь, частенько бываю на «Первом» в качестве гостя утренних программ. На счет своего блога. Я активно и ответственно веду единственную социальную сеть (которую нельзя называть): пишу сам посты, отвечаю на вопросы подписчиков, делюсь рецептами и опытом, новостями личными и новостями кондитерской, рассказываю о множестве других своих разнопрофильных проектах. Например, о том, что я успешно преподаю мастер-классы в школах и училищах Москвы. Так что подписывайтесь.
— Вы владелец нескольких кондитерских, а сами любите сладкое?
— Как у профессионала, у меня к сладкому своё отношение. Конечно, я люблю сладкое. Вообще редкий человек не испытывает тяги к десертам. А если и находится таковой, утверждающий, что равнодушен к сладостям, то в 99 %, скорее всего, он просто не пробовал качественных десертов. Я таких знавал. Сначала человек отнекивается: мол, я не по сладкому. Потом попробовал у нас в кондитерской фирменные десерты — и всё, наш навеки. Вообще вкусовая математика человека заточена под этот вкус: сладкое — это глюкоза. Глюкоза — основной источник энергии для каждой клетки нашего организма. Поэтому наша вкусовая система эволюционно настроилась на детекцию определения сладкого в пространстве, на его поиск. И я, естественно, не исключение.
Любимого конкретного десерта нет — выбираю каждый раз под настроение. Все десерты с моей витрины мне нравятся: если уж я изобретаю и выкладываю на продажу — поверьте, процесс проходит все возможные стадии перепроверки и тщательной калибровки десерта под идеал в моем понимании. Я предлагаю гостям то или иное сладкое блюдо лишь после строжайшей цензуры и критики. А самый строгий критик — я сам. Иногда у меня настроение такое, что хочется «наполеончика» с капучино, иной раз хочется чем-нибудь похрустеть, бывает и веселое игривое настроение — тогда в ход идет мусс «манго-маракуйя». Случается и так, что прихожу домой и думаю: «Блин, вот хочется с чайком чего-то вкусненького сейчас!» — и… заказываю мятные прянички. Вот самые обычные мятные пряники из магазина! Прекрасно под чаёк заходит.
— Что для Вас значит быть профессионалом своего дела?
— Для меня любой профессионализм — это постоянное развитие. Человек не должен останавливаться на достигнутом. Вот как бы человеку ни казалось, что он обвешан регалиями и уже достиг всех возможных величин — всегда есть куда расти. Когда слышу от коллег или представителе другой профессии: «всё, я уже гуру, достиг всего, чего можно» — у меня тут же пропадает интерес, поскольку я не могу считать такого человека профессионалом. Он остановился в развитии, понимаете? Не станет лучше, чем сейчас. Когда человек считает, что он «уже слишком крут», то начинает стартовать процесс неминуемой стагнации. А за ней до профессиональной деградации рукой подать. Поэтому для меня профессионал лишь тот, кто находится в постоянном развитии. Плыть в этом процессе можно лишь с одним условием — безусловно любить то, чем ты занимаешься, дышать этим. Только любовь к своему делу тебе поможет не сдаться тогда, когда сдадутся все остальные.
Источник фото: Toa Heftiba on Unsplash
— Есть ли у Вас какие-то любимые ингредиенты или компоненты, которые Вы предпочитаете использовать в рецептах?
— У меня нет любимых ингредиентов. Десерты — это ведь целый мир, разнообразный и многогранный, потому ограничивать себя ничем не хочется. Нет ни любимых ингредиентов (все любимые), ни стандартных подходов, ни проторенных дорожек: я постоянно ищу новые технологии, новые идеи в диванах и оформлении, в подаче. Тестирую новые вкусы, продукты. Недавно, к примеру, шёл по парку с детьми и увидел сочную, уже переспевшую, яркую рябину на ветке. Взял одну, попробовал: ну настолько вкус необычный! Подумал: ну вот почему я до сих пор его нигде не использовал, этот вкусовой оттенок? Почему мне это в голову не приходило? И вот, пожалуйста, работаю сейчас над десертом с рябиной.
— Какую роль играет для Вас эстетика в дизайне десертов, и как Вы стремитесь достичь баланса между внешним видом и вкусом?
— Понятие «красота» чрезвычайно переоценено человечеством, на мой взгляд. Это же сугубо индивидуальное видение всегда. Есть племена африканские, в которых идеалом красавицы будет девушка со вставленной в нижнюю губу тарелкой. Вот если у неё до груди нижняя губа та самая не оттянута — то девушка будет считаться некрасивой. У каждого социума и эпохи понятие «красота» своё. Но! В любом случае нужно учитывать, что десерт должен удивлять своим внешним видом: мозг ведь заточен на любопытство всегда, на исследовательскую деятельность, на поиск чего-то новенького. И когда речь заходит об эстетике и новизне — нашему мозгу это интересно, ему это нравится. Вы не найдете на моей витрине двух одинаковых по форме, вкусу, структуре десертов. Потому что моя задача — гостя приятно удивить. В ход идут новые оформительские нюансы, игра со вкусом и текстурами. И много чего ещё.
Возьмём всем известное пирожное «картошка». Я делаю его по авторской рецептуре. И подаю в виде реалистичных мини-клубней, вылепленных вручную, в симпатичном жестяном маленьком ведёрке: человек покупает настоящее «ведро картошки» в миниатюре, и затем наслаждается этими пирожными порционными, аккуратными, очень вкусными.
Вкус — это сложная система сенсорных и визуальных ощущений, органолептических акцентов и ощущений: начинается все с того, что человек видит перед собой, не правда ли? Есть такое устойчивое выражение: ест глазами. Затем обонятельные ощущения переплетаются с визуалом: замечали, что при насморке еда перестает как-то особенно радовать? А всё потому что нам обязательно нужно понюхать — вкусно ли пахнет то, что мы намереваемся отправить в рот. Далее текстура: мягкая, нежная, похрустывающая, тягучая, липкая и так далее. Что ещё? Температура, конечно. Десерт может быть холодным, тёплым, горячим. Или же контраст холодного и горячего, как в случае того же штруделя, к примеру. И, естественно, сам вкус. Нередко это бывает комбинация: из чуть подслащеного и соленого, из горького и мятного, из фруктового и пряного. Вкус — это сложный сенсорный комплекс. И визуальная составляющая в этом деле играет огромную роль. Поэтому к форме и внешнему виду своих десертов я отношусь крайне внимательно и придирчиво. Не люблю кондитерские витрины, в которых все торты как один: просто круглые, просто нарезанные кусками. Не впечатляет. Скучно. Это равносильно тому, что кондитер на витрине маркером распишется в собственной несостоятельности и отсутствии фантазии. Так нельзя, я считаю.
Источник фото обложки: Toa Heftiba on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!