Притча о смерти и жизни, рассказанная подростками, мистический детектив о семейных тайнах, исследование причин веры ложному, история о преемственности поколений, иллюстрированная классика китайской прозы и анализ феминного самосознания через призму юнгианства — рассказываем о новинках апреля, мимо которых нельзя пройти.
«Едят ли покойники торты с клубникой?» Розмари Айхингер
Издательство: «Самокат»
Жанр: повесть
Восприятие смерти и жизни глазами подростков
© Самокат
Эмме двенадцать лет, и её отец — могильщик. Ровесники девочку избегают и считают странной: очень уж много времени она проводит на кладбище. Хотя Эмма там не скучает. Среди покойников полно интересных людей. Они могут дать совет, а она — сочинить про них истории и нарисовать портреты. Ведь у каждого — своя биография и свой характер, которые смерть не может стереть.
Книга погружает в оголённые мысли двух главных героев: каждое предложение — короткая, эмоциональная вспышка. Она передаёт радость, печаль, смущение и даже веселье — как-никак, без смеха жить невероятно трудно. А жить нужно, несмотря ни на что: автор убедительно доказывает, что именно в этом — главная цель любого человека.
«Отражения нашего дома» Диба Заргарпур
Издательство: «Маршмеллоу букс»
Жанр: Young Adult
Полумистический детектив о семейных тайнах
© «Маршмеллоу букс»
Многочисленные родственники от одиночества вовсе не спасают: Сара это знает лучше кого бы то ни было. Тётушки и дядюшки, двоюродные братья и сёстры, племянники и племянницы — всего семьдесят человек, но поддержки девушка уже давно не чувствует. Для неё счастье разлетелось на осколки — как стекло, которое во время очередной ссоры разбили родители. А жизнь покрылась трещинами, похожими на морщины на лице бабушки, снова и снова спрашивающей: «Кто ты?» Сара хочет всё вернуть назад и погружается в прошлое — сначала своё, а потом и всей семьи. В старинном доме, который реставрирует мать, живут призраки — и их лица кажутся слишком знакомыми.
Дебютный роман Дибы Заргарпур рассказывает об афгано-узбекской семье, которая переехала в США после Апрельской революции 1978 года. В книге писательница трансформирует собственный опыт: один только язык, насыщенный названиями праздников и специфическими обращениями, даёт понять, что с афганской культурой автор знакома не понаслышке.
«Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора» Дэн Ариэли
Издательство: «Альпина Паблишер»
Жанр: нон-фикшн
Исследование причин веры ложному
© «Альпина Паблишер»
Дезинформация сопровождает нас повсюду: в новостях, рекламе, личном общении. Границы реального размываются, и кажется, что мы уже ни в чём не можем быть уверены. Интернет предлагает нам бесчисленные курсы по повышению медиаграмотности и развитию критического мышления — но мы остаёмся бессильны перед очередным вбросом, в который верим, не задумываясь.
О том, почему так происходит, рассказывает экономист и психолог Дэн Ариэли. Он не впервые обращается к теме лжи: десять лет назад на русском языке вышла книга «Вся правда о неправде. Почему и как мы обманываем». В новом исследовании Ариэли снова изучает причины, по которым нас затягивает в воронку заблуждений. Это не сухая теория: автор предлагает пройти тесты, приводит статистику и проходится по болевым точкам общества, когда иллюстрирует высказанные утверждения. Он упоминает травлю в соцсетях, пандемию COVID-19 и, конечно, политическую борьбу — там фальсификации растут в геометрической прогрессии.
«Наследие» Мигель Бонфуа
Издательство: NoAge
Жанр: социально-психологический роман
Рассказ о преемственности поколений
© NoAge
Молодой человек Лазар грезит о милой Франции. Он всю жизнь провёл в Чили и может только представлять, как выглядит страна, которую его старшие родственники покинули когда-то в поисках лучшей жизни. Поэтому с началом Первой мировой войны главный герой без колебаний записывается в добровольцы: нужно сражаться за Францию, какую бы цену ни пришлось за это заплатить. Запах пороха, грохот взрывов и моральные дилеммы — и в мирной жизни воспоминания теперь не оставят Лазара в покое. Так мечта обернулась кошмаром — в первый, но не в последний раз.
Роман по большей части натуралистичен, но не обходится и без фантастических элементов. Для автора, Мигеля Бонфуа, это характерно: его предыдущие книги тоже созданы в жанре магического реализма. Призраки и предсказания здесь соседствуют с удручающей действительностью, в которой всё всегда повторяется. Хотя, может, в этом и проявляется семейное наследие.
«Развеянные чары» Ло Гуань-Чжун, Фэн Мэнлун
Издательство: «Иностранка»
Жанр: средневековый приключенческий роман
Иллюстрированная классика китайской прозы
© «Иностранка»
Кража вина из храма, сожжение колдовских книг и лев во дворе — это только малая часть событий, которые происходят в романе. Некоторые герои в нём пришли из древних китайских легенд и сказаний: здесь появляются и Белая обезьяна, и Небесная дева, и лисы-оборотни. Другие персонажи созданы автором — а может, редактором. Над содержанием современного варианта книги работали два человека: один жил в XIV веке и придумывал образы и сюжет, а второй спустя два столетия занялся литературной обработкой истории.
Каждая глава книги — в своеобразной рамке: в начале и конце расположены стихотворные строки, которые будто анонсируют события или подводят им итог. С читателем постоянно ведётся диалог: к примеру, ему прямо предлагают прочитать следующую главу, чтобы узнать, что произошло дальше. В романе одна история перетекает в другую очень плавно — тогда как темп повествования выглядит быстрым. Кажется, что акцент сильно смещён на действия — рассуждениям или описаниям здесь просто не остаётся места. Однако именно через поступки персонажей создаются их портреты — которые, кстати, воображать не придётся. В романе — много иллюстраций, изображающих героев историй.
«Амур и Психея. Трансформация женственности в толковании мифа» Эрих Нойманн
Издательство: МИФ
Жанр: нон-фикшн
Анализ феминного самосознания через призму юнгианства
© МИФ
Когда-то на свете жила прекрасная девушка Психея, в которую влюбился сам Амур — сын Венеры. Он спас её от несчастья (или даже смерти) в замужестве, когда забрал в дворец на небесах. Она ни разу не видела бога любви, а только слышала и осязала его. В надежде посмотреть на мужа девушка нарушила запрет и зажгла ночью лампу, чтобы узнать неизвестного ей внешне Амура. После этого героиню отправили обратно на землю, где разозлённая Венера трижды подвергала её, будущую мать, жестоким испытаниям. Закончилось всё, однако, хорошо: Психея воссоединилась с мужем, стала бессмертной и родила ребёнка.
Это классическое изложение мифа, которое мы знаем по книге «Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея. Обычно его рассматривают как романтическую историю любви — а ведь жизнь Психеи во дворце похоже на существование в «золотой клетке», где она лишена любого общения. Её решение попытаться увидеть мужа воспринимают как ошибку — тогда как оно выступает в качестве отправной точки личностного развития. Героиня не остаётся в рамках привычных архетипов: она стремится на волю. О том, как это возможно с учётом культурных реалий прошлого, и рассказывает книга.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!