Есть мнение, что мода на Хемингуэя прошла. Речь не только о моде на его творчество, но и на его образ: короткую бороду, грубо вязаный свитер, маскулинность, смешанная с любовью к алкоголю, опасностям и странствиям. Пик популярности Хемингуэя — 1950-1960 годы. Однако сейчас он по-прежнему знаком массовому читателю и не ушёл в элитарную литературу. Разве что чтение публицистики прошлого века в наши дни становится всё более необычным увлечением. Сейчас мы знаем Хемингуэя как писателя, а ведь большая часть его творчества — это журналистские тексты.
Первая важная тема публицистики знаменитого Эрнеста Хемингуэя — война. Он — человек исторический, но не как гоголевский Ноздрёв, а по-настоящему. Он проявлял себя не в мелких заварушках, а был активным и непосредственным участником мировой истории. Хемингуэй участвовал в обеих мировых войнах, видел греко-турецкую и национально-революционную испанскую войны. Поэтому часто его публицистика — это личные переживания, приправленные аналитикой. Вторая тема, на которую мы обратим внимание, — писательство. Если уж в наших головах Эрнест Миллер Хэмингуэй, прежде всего, писатель, то и в своей публицистике он напоминает об этом. Его волнует связь писателя и войны как человека, побывавшего и на писательском, и на военном поприщах.
Немного затронем и другую тему — американцы в Европе. Это то, что интересовало автора, поскольку сам он американец, имевший опыт работы европейским корреспондентом.
Итак, предлагаем шесть трудов Хэмингуэя-публициста разных жизненных периодов автора. Чтение всех произведений займёт у вас не более часа, зато поможет задуматься и глубже понять личность Хемингуэя. Корреспондент «Портала Субкультура» поговорил с доктором филологическим наук, профессором СПбГУ Ольгой Юрьевной Анцыферовой, чем интересно каждое из представленных в топе произведений.
Как прослыть ветераном войны, не понюхав пороха, 1920
Произведение, которое Хемингуэй создал в юности. Ему тогда было всего лишь чуть больше двадцати лет, но уже тогда он был участником Первой мировой.
«Один из первых очерков, написанных для канадской газеты «Toronto star weekly», очень «твеновский» по духу: не случайно Хемингуэй называл великого американского юмориста первым в ряду своих учителей. Блестящий горький сарказм оценят не только ветераны боевых действий, обиженные невниманием государства, но и любой, задумывающийся о том, что преуспеяние и жизненный успех не всегда приходит к тем, кто его действительно заслужил».
Американская богема в Париже. Чудной народ, 1922
Произведение для тех, кто считает, что Америка — это про работу, а в Париже даже бедный художник уважаем и может быть местной достопримечательностью. Написано в период работы автора европейским корреспондентом.
«То, что Хемингуэй писал об американцах в Париже 1920-х годов в своей художественной прозе (в «Фиесте», в «Празднике, который всегда с тобой») в очень большой мере способствовало созданию романтически-ностальгического мифа о Париже как городе особой артистической атмосферы, вдохновлявшем молодых американских писателей и художников, ринувшихся туда после Первой мировой, чтобы надышаться этой атмосферой «вечного праздника творчества».
«Американская богема...» — это трезво-сатирическая зарисовка. Она несомненно заставит задуматься тех читателей, кто ставит знак равенства между богемой и творчеством. Проницательная оценка причин американской эмиграции в Париж после Первой мировой — «обменная ставка 12 франков за доллар» — напомнит о реально-исторической подоплеке романтического мифа».
Заметки о будущей войне, 1935. Старый газетчик пишет, 1934
Творчество тридцатых предвоенных лет. Автор пишет про себя и предрекает войну.
«Хемингуэя 1930-х, прошедшего Первую мировую, никак нельзя назвать пацифистом. Чувствуя приближение новой страшной войны, опираясь на своё прекрасное знание современной политической ситуации, он внушает читателю выстраданную мысль о том, что война противоестественна человечеству. Историческая конкретика может утомить нашего современника, но вспомним, что Хем пишет о Толстом: «Когда у вас будет побольше свободного времени, прочитайте книгу Толстого, которая называется «Война и мир», и вы увидите, что все пространные исторические рассуждения, которые ему, вероятно, казались самым хорошими в книге, когда он писал ее, вам захочется пропустить, потому что, даже если когда-нибудь они и имели не только злободневное значение, теперь все это уже неверно и неважно, зато верным и важным и неизменным осталось изображение людей и событий». В антивоенной публицистике Хемингуэя ценно именно это — фигура неравнодушного репортера, который всегда в гуще событий и противопоставляет себя тем «фельетонистам», которые «выставляют напоказ свою личность», сам предпочитая этому собирание фактов».
Писатель и война, 1937
В этом произведении Хемингуэй формулирует главную задачу писателя — выразить правду так, чтобы она стала частью собственного опыта каждого читателя.
«Написано в связи с войной в Испании, и из материала очень хорошо видно, что для Хемингуэя писательство и война — абсолютно взаимосвязанные вещи. Очень современно звучат слова о том, что «всякому писателю, захотевшему изучить войну, есть и долго еще будет куда поехать» и о том, что «писать правду о войне очень опасно, и очень опасно доискиваться правды».
Рейс к победе, 1944
Подслушанные автором разговоры о войне и плохо известная битва, которая важнее библейских.
«Весной 1944 года Хемингуэю удалось наконец-то попасть на фронт Второй мировой в качестве военного корреспондента журнала «Collier’s» в Англии. Оказавшись, как бывало прежде, непосредственным участником военных действий, он получает возможность вновь продемонстрировать своё мастерство автора военной прозы, сочетая верность фактам с яркой образностью, полное отсутствие пафоса с вниманием к маленькому человеку на войне, дать читателю возможность стать непосредственным свидетелем происходящего, инсценируя (протокольно записывая?) переговоры участников одного, не самого значительного морского боя».
Письмо молодому писателю, 1953
Здесь вы найдёте конкретные практические советы, которые могут помочь вам на писательском пути. Написано в послевоенное время.
«Написанное в 1952 году, когда уже была создана большая часть знаменитых романов и новелл, но еще не получена Нобелевская премия по литературе, письмо интересно своеобразным эйджизмом. В обращении к молодому коллеге, мы не ощутим никакого высокомерия, никакого желания поработить корреспондента собственным литературным опытом. Вместе с тем оно все пронизано искренним сожалением о том, что его, Хемингуэя, девятнадцатилетний возраст, когда ещё всё впереди, далеко в прошлом... Интересно, что список авторов, у которых Хемингуэй рекомендует поучиться, не во всем совпадает с тем, у кого учился он сам (например, он учился у Гертруды Стайн, правда, потом они поссорились и написали друг о друге несправедливости. Возможно, поэтому здесь вы не найдёте совета обратиться к её творчеству. — Прим. Портал Субкультура). Ну и самый главный завет в писательстве, который даёт Хемингуэй, — обрести свой голос! А разве это не самое важное — и в творчестве и в жизни?»
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.