Если окрасить джазовую, жизнеутвеждающую реальность в чёрно-белые оттенки – контраст без полутонов, но с тоской – должно получится что-то в стиле нуар: прокуренный бар, темно и тесно, бурбон со льдом, за соседним столиком детектив опрашивает усталую официантку об убийстве, произошедшем прошлой ночью, а вне стен бара – промозгло и дождливо. Приблизительно так должен звучать дарк-джаз – тёмный джаз – «Твин Пиксом», затерянным между двумя горами-близнецами, – спокойно, сумрачно и тревожно.
Как жанр дарк-джаз известен с 90-х, однако до сих пор он довольно андеграунден, редок и экспериментален. В его основе лежат джазовые формы с медленным или сверхмедленным темпом, со всей простотой, присущей джазовой музыке. В музыкальное полотно вплетаются ритм-секция, бас, солирующий инструмент – саксофон, труба, электронная составляющая. Неторопливо и основательно дарк-джаз погружает слушателя в состояние или светлой печали и ностальгии, или тревоги и одиночества.
Bohren & der Club of Gore
Как ни странно, все члены группы до её основания в 1992 году состояли в хардкор-группах. Их группа, звучание который они описывают как: «эмбиент из жутковатой смеси медленных джазовых баллад, дума Black Sabbath и замедленного звучания Autopsy» родилась из-за шутки – если они не способны играть быстрее всех, они станут играть медленнее всех. И им это вполне удалось. Кроме того, их название переводится как «Сверление & Клуб Ужаса», где gore – это и есть отсылка к тем старым фильмам ужасов со смешными кровавыми сценами.
The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble
Ансамбль работал над саундтреками к старым немым фильмам Фридриха Мурнау и Фрица Ланга, вроде «Носферату» и «Метрополиса», к психоделической анимации Яна Шванкмайера и братьев Куэй, что оставило на музыке свой отпечаток – или, скорее, это музыка оставила свой след в атмосфере фильмов и анимации. Звучание, тягучее, временами пугающее, тяготеющее к трип-хопу и эксперементалу, является образцовым для жанра дарк-джаза – здесь и нуар, и неопределённость, и ностальгия, и хтонический ужас.
Dale Cooper Quartet & The Dictaphones
Здесь в самом названии содержится и полунамёк на звучание – эдакий кивок из-под шляпы агента Купера из «Твин Пикс». Музыка-табачный дым, после каждой песни квартета Дейла Купера – ходить и озираться. Ни намёка на солнечный свет – только беспроглядные пучины покоя и сомнения.
Somewhere off Jazz Street
Сумерки дарк-джаза здесь звучат в обрамлении фортепьяно – Somewhere off Jazz Street – это группа одного музыканта по имени Баз. Благодаря возможностям, открытым музыкантам в настоящее время, никого уже не удивить тем, что один человек записывает и фортепьянную, и саксофонную партию с помощью клавишных, но такого еще не было – чтобы один человек был джазовым ансамблем.
Angelo Badalamenti
Без Анджело Бадаламенти наверняка не было бы тёмного джаза, а если и был бы, то почти наверняка сильно позже девяностых. Он известен в первую очередь как автор музыки к фильмам Дэвида Линча, а его саундтреки к «Твин Пикс» и стали первым лицом этого музыкального жанра. Росчерком смелой визуализации бруклинского джазмэна с сицилийскими корнями и с его лёгкой руки музыканты, дрейфующие на стыке эмбиэнта и джаза смогли-таки сказать с большей уверенностью: «Да, мы играем джаз, но теперь знаем, как бы наша музыка могла выглядеть. Темно и сумеречно».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!