Культура техно- и рейв-вечеринок всегда была сконцентрирована в конкретных городах — Лейпциге, Варшаве, Белграде. Сейчас в этот список силами известных героев техно-музыки вошёл и Тбилиси: как считают в техно-комьюнити, он занимает лидирующую позицию и «обгоняет» даже Берлин, прежнюю столицу рейвов. Особое внимание к грузинским техно-вечеринкам было привлечено в 2018 году, когда 12 мая перед зданием парламента Тбилиси десять тысяч человек устроили масштабный рейв в качестве протеста против полицейского насилия.
Этот эпизод стал одним из ключевых в новейшей истории грузинского техно. После этих событий Степан Поливанов, кинорежиссёр, снял посвящённый им фильм — Raving Riot.
Жители Тбилиси считают, что популярность техно связана с тяжёлой историей страны, а началась она с момента, когда Грузия взяла европейский курс развития после бедного и сложного периода — девяностых годов.
«Если взглянуть на очень сложную историю Грузии, можно увидеть, что местный менталитет связан с борьбой, с постоянными войнами, и, соответственно, это ассоциируется с более тяжёлой музыкой и ритуалами вокруг неё», — Сандро Гулухиа, рейвер, техно-любитель.
Клубы: Khidi и Bassiani
Читайте также
Большая роль в этой теме отведена клубам-гигантам — Khidi и Bassiani. В Khidi, основанном в 2016 году, находится ещё и центр современного искусства. Логотип клуба — 中 (пер. с китайского — «в»), а местоположение клуба — мост. «Хиди» с грузинского так и переводится. Bassiani работает с 2014 года, находится на стадионе и обладает одной из самых высококачественных звуковых систем в городе. На Soundcloud клуба выкладываются подкасты приглашенных диджеев. А информация о техно-сообществе и других музыкальных событиях освещается в группах на Facebook (признан экстремистским и запрещён на территории РФ) — Khidi Ravers, Georgian Ravers Community.
Хотя оба клуба пользуются большой популярностью, эти места для разных аудиторий — там играет разная музыка. В Khidi это Ambient, Industrial, EBM, иногда Acid/Hard Techno, в Bassiani — Ghetto/Detroit Techno, Old/Classic Trance. Есть в клубах и вторые стейджы с музыкой из других жанров — Horoom (Bassiani) и G2 (Khidi), где часто играет хаус и транс. Также в Тбилиси располагаются не менее значимые для техно-культуры площадки — Drama Bar, Mtkvarze, Café Gallery, где рейвили ещё до 2014 года. Сейчас провести там время можно даже в будни, а ещё открыть для себя какой-нибудь новый стиль.
«Первый раз я пришёл в клуб Bassiani. И я не могу объяснить... Я нашёл там себя. Khidi и Bassiani реально невероятные», — PROFESSOR GEORGE, диджей.
О диджеях и аудитории
Техно-сообщество в Тбилиси дружное: диджеи посещают сеты друг друга, знакомятся с репертуаром, кооперируются и выпускают совместные релизы на различных лейблах, выражают похвалу. В грузинской столице развита и система обучения музыке и диджеингу. Известные школы и студии, где диджеи не только приобретают знания, но и просто встречаются — 303hz, 11th, CES, Khidi Academy.
В Тбилиси работают те же диджеи и продюсеры, что и в Берлине. Где всё-таки лучше — там или в Грузии, ответить однозначно нельзя. Но многие подтверждают, что на фоне набирающих оборотов в Тбилиси клубы на их родине выглядят затухающими.
«Там они видят людей, которые рейвили в девяностые, а здесь энергичную молодежь. У меня есть довольно взрослая подруга, которая облетела весь мир со своим техно-кумиром — SNTS, и добралась до нас. Такие люди в шоке от наших клубов, они видят здесь искру, которая тухнет в Европе. Рейвы здесь не заканчиваются на утро, они длятся до следующего вечера», — рассказывает Сандро.
Основная аудитория тбилисских рейвов — прогрессивная молодёжь с более свободными взглядами. Молодое поколение тяготеет к западной культуре и имеет ярко выраженную гражданскую позицию, выступает категорически против геополитических игр.
«Каждый, кто любит электронную музыку, хочет приехать и увидеть музыкальную жизнь Тбилиси, сделать что-то. Думаю, Тбилиси — музыкальный город, мы любим и чувствуем музыку. У нас большая музыкальная культура, молодые люди имеют вкус» — PROFESSOR GEORGE, диджей.
Техно-культура в Тбилиси развивается, можно найти всё больше путеводителей «по ночной жизни» грузинской столицы и гидов по рейв-вечеринкам с целыми списками тбилисских клубов. В диджеинге появляются фрешмены, эта сфера активно пополняется, музыкальная деятельность актуальна и перспективна. Тбилиси по праву занимает лидирующее место в современном рейв-сообществе.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!