Если вы в курсе того, какой прекрасной и чарующей способна быть музыка в стиле фолк, то уже наверняка имеете в данном направлении пару-тройку десятков любимых исполнителей и периодически пополняете данный список. Но нет – невозможно объять необъятное, и в мире музыки ни одного дня не обходится без новостей, а у каждого из нас обязательно присутствуют свои собственные пробелы в музыкальной эрудиции.
Aurora
Итак, начать мне хотелось бы с таинственной норвежской волшебницы по имени Аврора. Нет, конечно же, родители её, даже будучи людьми весьма специфическими и оригинальными, всё-таки дали дочери немного другое имя, но так уж вышло, что она стала известна меломанам именно как Aurora. И уже очень и очень давно мне не встречалось исполнителей, на которых было бы так приятно смотреть, а интервью с которыми воспринимались бы настолько живо и интересно, но это всё-таки случилось, и я открыла для себя её. Юная, странная, порой несуразная и чуть-чуть диковатая, но всё равно очень симпатичная, она похожа на маленького лесного эльфа или на человеческое дитя, унесённое некогда в холмы пронырливыми туата де дананн, а затем воспитанное ими. Есть в ней что-то потустороннее, нечеловеческое и не поддающееся рациональному осмыслению. А когда всматриваешься в нюансы её биографии, узнавая, что девочка, оказывается, родилась и жила в сумасшедшей северной глухомани, многое вдруг встаёт на свои места.
Эту наследницу Бьорк с амбициями принцессы Мононоке, не чурающуюся заходить на территории Билли Айлиш, на самом деле, нужно знать каждому. Её музыка — это чистая мистика природы, выраженная языком современного шоу-бизнеса, а она сама настолько верит в свои мечты, что от её эмоциональности можно прикуривать и даже готовить на ней яичницу. Это по-настоящему мощно и громко. «Природа учит нас чувствовать, призывает нас к этому, но мы (большинство из нас) просто боимся чувствовать», — досадует Аврора. И трудно не заметить, что это действительно по-настоящему печалит её. «Мы все видим сны лишь по ночам, ведём лишь небольшие, ничего не значащие беседы и ходим по улицам, а должны жить своей мечтой и прогуливаться по луне», — вот к чему призывает своих слушателей Аврора. И она не боится выглядеть странной, чудаковатой, даже нелепой и порой идёт на очень смелые эксперименты на грани абсурда. Впрочем, как и Бьорк в своё время.
Otyken
Но хватит об Авроре — у нас в многонациональной, хлебосольной и почти бескрайней России тоже есть свои уникумы, которые могли бы посостязаться за главный приз в конкурсе на самого эльфийского отшельника. Речь идёт о группе Otyken. Открываем какой-нибудь ресурс с энциклопедической информацией и читаем там: «Otyken — это продюсерский проект Андрея Медоноса (Чернецова), набирающий популярность в TikTok, YouTube и Spotify по всему миру! Песни группы Otyken на чулымском, хакасском, долганском и русском языках транслируются на радио в Северной и Южной Америке, в Европе, Японии, Индонезии, Австралии. Индейцы снимают на них челленджи, туземцы имитируют их голоса!...» Ерунда какая-то, верно? Продюсерский проект (всем сразу понятно, что это ради денег и ничего толкового там быть не может по определению), да ещё и с такой дичайшей кашей в ориентирах и симпатиях.
А вот и нет. Otyken действительно стоит послушать, а если вы прослушали у них пару-тройку песен, и вам всё-таки совсем не понравилось, ни в коем случае не стоит останавливаться и выбрасывать их в помойку. Стоит проявить немного упорства и всё-таки продолжить ознакомительный экскурс. Почему? Хотя бы потому что они реально интересные и понастроили вокруг своего творчества массу занимательных концепций, всё очень красиво показав и обосновав (почти реалити-шоу в стиле этно), а ещё по той простой и элементарной причине, что они реально могут быть очень и очень разными, а также весьма харизматичными. Их вокалистка на полном серьёзе рассказывает, что вкуса настоящей рыбы не знает тот, кто никогда не ел её живой и только что выловленной, а я тут же представляю какого-нибудь гигантского карпа, разрываемого на части нежными девичьими ручками участниц Otyken, а затем с удовольствием поглощаемого ими по кусочкам со всей этой чешуёй, требухой и рыбьими потрохами, в то время как где-то за углом страшно грустит, рвёт на себе волосы, а временами прямо-таки белеет от ужаса доктор Мясников, сто раз уже предупредивший всё передовое человечество об опасности паразитов и смертельных рисках заражения ботулизмом в ходе близкого знакомства с речными чешуйчатыми красавцами…
Что ж, Otyken такие, как они есть, они ходят все вместе на рыбалку, собирают грибы и достают из ульев мёд, а когда дело доходит до музыки, могут быть и похожими на Blackpink и ещё более ультрамодными, а могут запросто удариться в чистый шаманизм и пофантазировать на тему классических этно-тенденций. Не случайно их вокалистка всегда мечтала о карьере гламурной поп-певицы и даже отказывалась поначалу от участия в Otyken по этим соображениям — гламура и лакшери-лоска у этой группы более чем достаточно, но они не забывают за всей этой блестящей мишурой о сокровенном, и знай себе рассказывают о том, как хороша гордая и прекрасная российская природа и как важно нам всем её беречь, любить, ценить и понимать. И самое главное — их музыка действительно очень даже способствует всему этому, выводя бытие в гармонии с природой в новый и вполне себе модный тренд. Ну а что, это всё действительно круче тех же Blackpink и их бессмысленных кривляний.
Yat-Kha
Вы уже подумываете о том, чтобы не читать мою эпистолярную исповедь и послать её на все четыре за всё выше поднимающий голову этно-неомодернизм, сомнительные музыкальные параллели и смелые выводы? Что ж, самое время немного попридержать коней и поговорить о более традиционном фолк-материале. Если вы любите фолк, то должны знать, кто такие тувинцы. А где тувинцы, там и «Ят-Ха». Я практически не сомневаюсь, что вы в курсе деятельности этого коллектива, уже давно покорившего запад и восток, просвещённую Европу и отдаленные уголки Азии. Но давайте всё-таки расскажем о них тем, кто до сих пор умудрялся проходить мимо творчества замечательного Альберта Кувезина и его музыкальных соратников.
А Альберт — настоящий тувинский шаман. Мало того что он владеет потрясающей техникой горлового пения, так ещё и мастерски перепевает The Beatles и Black Sabbath, порой интерпретируя и перекладывая на музыку стихотворения самого Осипа Эмильевича, который Мандельштам. И не случайно творения Альберта с огромным удовольствием издают западные лейблы, почитая это за честь для себя, а наши отечественные группы вроде «Хары» пишут песни в духе «Мой друг Альберт Кувезин». Он на самом деле крут, как круты все его остальные проекты (вспомнить хоть блистательную группу «Хартыга», к альбомам которой Альберт приложил руку в качестве гостевого вокалиста) и все его музыканты.
И кстати об остальных музыкантах «Ят-Ха». Не так давно из группы выбыл давний друг Альберта и прекрасный драммер Евгений Ткачёв, и радоваться тут совершенно нечему, но как это часто случается, во всём плохом при большом желании можно отыскать и чайную ложечку чего-нибудь хорошего. Теперь у Евгения стало больше времени для своего собственного барабанного проекта Opycham, и он тут же с удовольствием выпустил новый альбом «Где бы найти душе покой». Как часто мы считаем фолк и язычество понятиями если не синонимичными, то невероятно близкими, но убеждённый старообрядец-барабанщик Евгений готов перевернуть все ваши представления по данному поводу с ног на голову.
Музыкант работает с такими знаковыми людьми в своём жанре как Степанида Борисова, Геннадий Чамзырын (Gen Dos), с психоделик-рок-проектом Rushus и, само собой, является автором серии медитативных эмбиент-проектов под творческим псевдонимом Opycham, в котором за игрой слов читается его второе имя, полученное от тувинских коллег-музыкантов — орус (русский), хам (шаман) = русский шаман. Евгений даёт мастер-классы игры на шаманском бубне, африканском джембе и гонге.
И, кстати, если вам вдруг захочется узнать каких-то подробностей и горячих эксклюзивов из жизни этого барабанных дел мастера, вас, скорее всего, ждёт разочарование — перкуссионист невероятно угрюм и молчалив, а всем рассказам и словесным откровениям предпочитает музыку и упражнения на дорогих его сердцу барабанах. По словам Евгения, любой музыкальный инструмент является проводником творческого начала для каждого человека. Выражать свои мироощущения и мысли через язык музыки — это очень хороший и ценный навык с точки зрения развития внутреннего и духовного мира. При этом очень важно уметь слушать природу, находить в тишине и в звуках леса глубокий и всеобъемлющий смысл. Ну а что ещё можно говорить после сказанного? Всё в этих звуках, всё в барабанах и всё в природе. В общем-то, что и требовалось доказать.
И напоследок ещё пять копеек в сторону «Ят-Ха» и Opycham — пара добрых слов про их российский лейбл Sketis Music, который отвечает за издание целого ряда крутейших релизов «Ят-Ха», «Хартыга», Opycham и ещё невообразимой уймы великолепных фолк и этно-красот, среди которых и «Вилы», и «Возвращение», и «Ягода Гало», и Евгения Славина, и та же самая «Хара», и ещё целая масса редких интересностей. Так вот, чем хорош и знаменит этот лейбл, помимо собственно своего обширного каталога, невероятно любовного отношения к собственным группам/релизам, адекватной издательской политике — босс этого издательского предприятия по имени Максим является самым настоящим патриотом и знатоком в интересующем нас с вами сегодня направлении и делает всё для того, чтобы поделиться своей верой в данный жанр и любовью к нему с другими. Если вам случится заказать что-нибудь у Sketis, то в посылке, помимо дисков (которые чаще всего выполнены в стильных диджипаках), вы, скорее всего, найдёте ещё пакетик с пихтовой корой для настроения при прослушивании и ещё пару подобных крафтовых сюрпризов. Вот это я называю настоящим знанием своего дела и отношением к нему со всей ответственностью.
ILMU
А вот теперь «на сладкое» я приготовила для вас пару настоящих этно-открытий (радуйтесь и ликуйте, взыскующие редкостей и красоты меломаны!). Карельская женсковокальная группа ILMU, название которой означает «воздух» и «погода». А что такое погода и воздух? Как известно, там, где погода и воздух, там и до природы уже рукой подать или вы уже, скорее всего, на природе, и вообще вокруг открывается такой сумасшедший простор, что хочется покорять вершины, набивать шишки на голове и стирать джинсы на пятой точке, скатываясь по далёким и манящим холмам. Как раз этим самым занимаются сейчас участники ILMU. И хотя у них нет ничего MTV-шного и слишком современного, материал группы выходит в итоге тоже очень даже модным, стильным и презентабельным, функционируя с учётом всех законов шоу-бизнеса, но при этом не забывая о первозданной фолковой глубине.
Их музыка звучала на радио в Италии, Испании и Латвии, а видеоклип на песню Igäine unohtus ездил по фестивалям в США, Великобритании, Португалии, Италии, Греции, Ливане, России. У них на данный момент всего один-единственный одноимённый с группой альбом, но он так глубок и хорош, что от него в буквальном смысле не оторваться, а ещё они совсем недавно завершили запись второго лонгплея, и он обещает быть масштабнее и ярче, а если верить самим петрозаводским музыкантам, на диске поместится в этот раз аж 13 монументальных треков, которые вновь повергнут поклонников умного фолка в аудио-эстетический экстаз, как это было во времена их дебюта, где, помнится, была и шаманская перкуссия, и чистая мистика природы, и великолепный женский вокал, и масса нестандартных аранжировок с очертаниями Wardruna, Hagalaz’ Runedance, Nebelhex, Faun и даже QNTAL, Portishead и Dido. От трип-хопа к энигматик и оттуда к этно, фолку и world music — вот карта творческих поисков этой команды, и создавать нужный баланс перечисленных элементов они умеют великолепно.
А ещё на их новом альбоме планируется две интересные коллаборации: первая — с заслуженной артисткой республики Тыва, экс-вокалисткой легендарной группы «Ят-Ха» Сайлык Оммун (мне кажется, или Кувезин с Ткачёвым никак не желают отпускать меня и снова просочились в этот текст?...), а вторая — с экс-музыкантом знаменитой финской фолк-метал группы Korpiklaani, скрипачом Туомасом Роунакари. Причём, сыграл он на мансийском народном инструменте, который называется нинг-юх. Сколько философов и умудрённых тяжеленными фолиантами мыслителей всуе пытались объединить запад и восток, а ILMU вот так запросто решили свести тувинских шаманов и финских фолк-хулиганов на одном диске, поведя их под один знаменатель. Уже сама задумка впечатляет, правда?
Но впечатлений гарантированно будет больше, если вы просто включите их альбом и дадите ему немного времени и простора для самореализации. ILMU, словно самореализующееся пророчество, действуют очень уверенно и эффектно, а если их магия вдруг прорастёт у вас в душе, от неё уже будет не убежать и не скрыться. А ещё они недавно закончили съёмки нового масштабного клипа на песню Langat с будущего альбома. Снимали восемь дней в Карелии, а клип в итоге получился в жанре фолк-хоррор (вот уж будет забавно, если там действительно что-то про «убежать и скрыться», про магию и про жаркие ночные преследования по кочкам и ухабам тревожного полночного леса). Кстати, если вдруг зайдёте на огонёк к ним в сообщество «ВКонтакте», не забудьте обратить внимание на то, какие там есть интересные и стильные шопперы ручной работы с танцующими карельскими ёлками и с логотипом ILMU. Не знаю, что такое Hyvä Talvi, как они называют эту сумку, но смотрится дико симпатично.
«ВыплачьНочь»
И, наконец, наши последние на сегодня отечественные герои, которых обязательно стоит послушать, — группа с ведьминско-притягательным названием «ВыплачьНочь» (у вас тоже сейчас побежали по спине мурашки, как от прослушивания «Ведьминого счастья» «Полыньи»?!) На данный момент они всё ещё числятся в числе начинающих, и у них в багаже не так много реализованных треков, но то, что есть, вызывает очень и очень впечатляющие впечатления. Океаны чистой меланхолии в первых двух синглах и яростный мегапровокационный вайб в третьем сингле являются в данном случае двумя сторонами одной и той же монеты, а где-то между ними фосфоресцирует и призывно подмигивает нам самобытное творческое кредо этого мурманского коллектива, в состав которого вошли выпускники знаменитого РАМ им. Гнесиных (не такое уж частое явление в отечественном фолке, надо заметить). «Это неожиданно, это странно, это про любовь. Народные мотивы, женские страсти и карие очи», — пишут о новом треке «ВыплачьНочь» слушатели. И тут реально очень сложно не согласиться, да и, собственно, зачем спорить. Лучше просто слушать, проникаться, накаляться, напитываться этими настроениями и попутно приплясывать в такт.
И вот ещё одна причина, по которой мы сегодня говорим про «ВыплачьНочь». С одной стороны, они бесконечно природны и проникнуты очарованием первозданных гармоний, а с другой — интересуются феминизмом и нешуточными проблемами женской конкуренции ничуть не меньше Авроры или даже Билли Айлиш. Их свежий, прямо скажем, довольно-таки агрессивно-электронный трек по-своему обыгрывает проблему женского соперничества и используемых в этой связи шпилек, и делает это так зажигательно, что иначе как театром это просто не назвать (прямо-таки Ольга Арефьева со своей «Калимбой» в фолке). И всё это становится особенно интересно, если принять во внимание тот факт, что в группе этой две девушки и один молодой человек. Хм, так что, тематика для песни была выбрана неслучайно и отражает какой-то реально существующий экзистенциальный излом? На эту тему на данный момент мы можем только гадать и надеяться, что последующие релизы коллектива прольют хоть какой-то свет в сторону наших догадок и досужих домыслов.
Выпустив свою плясовую-хороводную «Напрасны слёзы» в самый разгар лета, это арктическое фолтроник-трио одновременно напомнило всем, что а) в России тоже могут жечь и зажигать не хуже Авроры и б) бесцельно пролетающее мимо лето и казусы в личной жизни — совсем не повод опускать крылышки, грустить и депрессировать. «В любой непонятной ситуации обращайся к природе, вставай вместе с солнышком, пой, танцуй и наслаждайся текущим моментом», — как будто провозглашают своей композицией «ВыплачьНочь», и она звучит действительно как самый настоящий природный гимн, переведённый для вашего удобства на язык современного мегаполиса. Ну а если ноги всё-таки чуть устанут отплясывать, водить хороводы и прыгать через костры, у мурманских русалок есть, как я уже упоминала выше, два отличных атмосферных эпика («Далеко» и «За седые берега»), под которые и погрустить можно, и просто полежать с травинкой в зубах где-нибудь на солнышке. И это точно не просто повод в очередной раз вспомнить Инну Желанную или какую-нибудь «Мельницу», а настоящий аутентичный фолк-этно-релакс на фоне вечного круговорота всего в природе, а значит, уже практически красота и идиллия. В том числе музыкальная красота и музыкальная идиллия.
А какой вывод будет у нашей сегодняшней статьи? Да никакого особо. Давайте слушать разную музыку, искать в ней разумное, доброе и вечное, а затем распространять мир и радость вокруг, чтобы этот мир стал хоть чуточку светлее, добрее и миролюбивее. Давайте будем просто слушать хорошую музыку и позволим ей сделать нас чуть чище и человечнее. И даже помешанная на Клариссе Эстес, порой депрессивная и фриковатая Аврора говорит нам в точности о том же самом. (Посмотрите хотя бы её клип Sophia с историей маленькой девочки и большой мечты). И нам всем реально стоит стать чуть добрее, и тогда наша жизнь и настроение окружающих нас человеческих индивидуумов обязательно изменится в лучшую сторону, и всем нам будет хорошо и приятно, а природа улыбнётся нам в ответ. А вот знать Аврору, Otyken, «Ят-Ха», Opycham, ILMU и «ВыплачьНочь», если вы интересуетесь фолком и этно, нужно обязательно. Они стоят того, и дело тут даже не в том, что без них ваши познания в данном направлении, скорее всего, будут потихоньку грустить втайне от вас и ронять на паркет одинокие слезинки тихими меланхоличными ночами, когда все в доме уже давным-давно спят, а в том, что все эти группы как раз могут помочь нам измениться в лучшую сторону и начать лучше понимать себя и окружающий мир.
На обложке: Aurora by by Patrick Gunning
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!