Группа «Электропартизаны» продолжает вести музыкальную герилью, пополнив свой арсенал десятком новых песен альбома «Бесконечный праздник».
Догадаться о том, какой праздник имеется в виду несложно, если вы знакомы с классикой русского панк-рока и творчеством ЭП в целом. Подсказка кроется уже в первой песне «Чёрный мотылёк» с ярко выраженным «летовским» настроением. Только мотылёк в этом случае отнюдь не глупый и не обречённый на смерть, а напротив обрекающий на неё.
«Мир не пригодился, смерть опять сильней!
День недолго длился и ушёл за ней.
Звонок был и светел да во тьме умолк
Тот, кого приметил чёрный мотылёк»
Слушателя с первой ноты уносит в полёт лихой вой гитары, похожий на мотив из фильма «Плохой, хороший, злой». Разве что полёт не такой роковой, как сюжет этого музыкально-поэтического напоминания о том, что над хорошими, плохими и вообще всеми парит чёрный мотылёк смерти: «Нет между нами разницы, когда над всеми кружит чёрный мотылёк».
Безусловный и бескомпромиссный гимн альбома — «Родина электричества», каждая строчка — меткий и точный лозунг. В тексте Вадим Курылёв мастерски обыгрывает извечные мудрости, цитаты классиков и пропагандистские штампы, а в музыке «Электропартизаны» сталкивают пафос советской эстрады с энергией рок-н-ролла, как это делали Александр Градский, исполняя «Яростный стройотряд», и Егор Летов, перепевая «И вновь продолжается бой».
«Светлым вихрем разметало тучи над дорогой праведных потерь», — ответ Николаю Добронравову.
«Кто ушел в себя, вернется обратно не рабом и не дураком», — привет Игорю Талькову.
«Падает звездой с потолка, но не перегорела пока Родина электричества», — возврат к Андрею Платонову.
«Кто сказал, что раньше время было лучше? Время — это то, что теперь», — пинок реставраторам истории.
В «Незнайке на войне», кажется, кроется разгадка: «Как платил незнайка за свои вопросы?» и «Что скрывал последний злой патрон?» Герой, — детской? — антиутопии Николая Носова, можно сказать, очутился на знаменитом полотне Верещагина «Апофеоз войны»: «И мы мечтали вернуть назад своё и не надеялись прозреть. Но в поле пусто, и после всех боев здесь больше некому гореть».
Слушая «Звездопад», ощущаешь атмосферу летовских психоделически-фолковых композиций, прежде всего вспоминается, «Непонятная песенка», даже размер схожий: «Падал вверх вечный день Пустотой набекрень В небо плыл звездопад Будем живы — вернемся назад».
В музыке «Бесконечного праздника» в целом много задушевных фолковых мотивов, помноженных на дух революционных песен, рядом с которыми звенят приблэкованные хоррор-сёрф гитары. Но есть и индустриально-роковая «Музыка железных машин», и условно рэп-корная «День гнева».
Завершает альбом заглавная песня. Пассаж из «Шизгары», бессчётные перепевки которой озвучивают наши бесконечные праздники со времён СССР, звучит здесь автоматной очередью.
Несмотря на мрачность, «Бесконечный праздник» — красивый музыкально-поэтико-философский коллаж, где в спорах и диалогах с отечественным и мировым культурным наследием рождается истина. Тяжёлый, как наша реальность, но вселяющий надежду, словно сама судьба. Многое зависит от того, как слушатель успеет распорядится с полученной информацией, пока его не приметит неизбежный чёрный мотылёк. А сейчас жизнь продолжается, «Родина электричества» не перегорела и ещё теплится надежда дожить до праздника без винтовок.
По случаю выхода нового альбома «Электропартизан» Вадим Курылёв дал интервью редактору «Субкультуры» Роману Кадулину. Лидер ЭП ответил на вопросы о музыке, литературе и Че Геваре.
— Вадим, здравствуйте! В альбоме слышны прямые и косвенные отсылки к Егору Летову, «Бесконечный праздник» — тот самый, когда всё летит по известному адресу?
— Я не имел ввиду ничего конкретного, это было написано на уровне ощущений, подсознательных ассоциаций, но, думаю, что такой вариант восприятия образа здесь вполне уместен.
— Можно ли сказать, что альбом «Бесконечный праздник» — посвящение кому-либо?
— В 2024 году, когда сочинялся и записывался этот альбом, исполнилось 60 лет Егору Летову, так что во многом это посвящение ему. В каком-то смысле, это фантазия на тему — что сейчас спел бы Летов обо всем этом.
— Для обложки взята картина кого-то из русских авангардистов?
— Я люблю русский авангард и футуризм начала ХХ века, и нейросеть воплотила очередную мою графическую идею. Такой картины никогда не было, но она могла бы быть. Когда ИИ научится творить историю человечества, главное, чтобы он не попал в руки маньяков. Но ведь он туда обязательно попадет, а иногда я думаю, что он давно уже там.
— В музыке, помимо фолковых мотивов, слышно влияние хоррор-сёрфа, например, в песнях «Чёрный мотылёк», «Болотные солдаты» и «Незнайка на войне». Почему решили обратиться к этому стилю, и как это произошло?
— Я не знал, что это так называется, но пусть так. Я обычно сочиняю песни, отталкиваясь от текста, то есть музыкальное решение подбирается уже под (в той или иной степени) написанные слова. Я заранее не планирую, в каком музыкальном стиле написать песню. Могу лишь планировать примерно, о чем она будет. Так что «хоррор-сёрф», видимо, просто подошел к такому тексту и оказался жанром, доступным нам для исполнения.
— Считаете ли вы «Незнайку на Луне» антиутопией? Вы любите это произведение или вас просто вдохновило удачное словосочетание?
— Это была культовая книга для моего поколения, и она была написана как сатира на капиталистический мир. Со временем все мы там и оказались — в дикой и злобной карикатуре на капитализм. А если бы писатель Носов (уроженец Киева, кстати) дожил до наших дней, я думаю, он сам написал бы сейчас «Незнайка на войне».
— Какую антиутопию можно назвать наиболее точной и почему?
— Каждая известная антиутопия в литературе уникальна по-своему, хотя главная идея везде одна. Думаю, всем стоит прочитать несколько подобных книг, написанных в разные годы писателями из разных стран, чтобы составить своё мнение о том, как в мире не должно быть. Хотя порой сама история сочиняет покруче любого фантаста.
— Название песни «Родина электричества» — это же в честь рассказа Андрея Платонова? Что вас привлекает в творчестве этого писателя, почему вы вновь возвращаетесь к нему, сочиняя собственные песни?
— Думаю, что Платонов — один из наиболее важных мировых писателей, и кроме социально-философских глубин он обладал еще и очень живым языком. Это не художественный вымысел, а какая-то волшебная, но реально существующая вселенная.
— «Родина электричества» — гимническая композиция в целом и тем более в контексте творчества «Электропартизан». Были ли у вас мысли озаглавить альбом в честь неё, и почему не стали этого делать?
— Платоновское название альбома у нас уже было: «Небо над Чевенгуром». К тому же, электричество у нас и так есть в названии группы.
— Вы активно гастролируете, причём пока ещё даже не с новой программой. Уже успели «обкатать» отдельные песни на концертах, увидеть реакцию слушателей?
— Некоторые новые песни мы начали играть на концертах задолго до выхода альбома, хотя обычно так не делаем. Но альбом планировался к выходу ещё осенью, и мы просто не стали откладывать живое исполнение песен из-за технической задержки с альбомом.
— В прошлом году у вас вышла книга и песенный сборник «Молекула ветра». Публиковались ли там тексты песен из нового альбома?
— Нет, но новые тексты песен войдут в следующее издание книги.
— У вас есть серия переводных авторских интерпретаций: «Последний поезд в Нюрнберг» Пита Сигера и «Дай миру шанс!» Джона Леннона. Работаете ли вы ещё в этом направлении? Может быть, готовите EP или альбом с актуальными трактовками песен классиков?
— У нас нет планов специально записать серию таких песен, поскольку каждый из этих номеров возникает тогда, когда он созвучен нашим собственным песням в тот или иной период. Назаписывать сразу какое-то количество кавер-версий — такого желания нет, да и смысла, наверное, тоже.
— Ещё в вашем репертуаре есть хвалебная песня кубинского автора Карлоса Пуэблы о Че Геваре — Hasta siempre, Comandante. Но не слишком ли деятельность Команданте и её результаты противоречили ценностям рок-н-ролла?
— Надеюсь, вы не считаете, что ценность рок-н-ролла — это неоколониализм? Главные ценности рок-н-ролла — свобода и независимость, за них и боролся Че Гевара. Для меня тут нет противоречий.
Кстати, вы, возможно, не знали, но в Гаване есть памятник Джону Леннону...
— 15 февраля ЭП в который раз выступят на ежегодном фестивале памяти Александра Башлачёва «Искры электричества». Чем для вас особенно дорог СашБаш?
— Башлачев для очень многих — культурный ориентир: да, такое возможно в русском роке и вообще в российской культуре. Более того, я считаю, что он, несомненно, должен был быть, и это не уникальность и случайная гениальная искра, а необходимость и реальная основа всего нашего культурного бытия.
— Каковы ближайшие планы ЭП в поддержку нового альбома?
— В поддержку — всё, что мы можем сделать — это поехать по городам с концертами. Этим и займемся. В Петербурге 17-го апреля пройдет большой концерт-презентация в клубе «Космонавт».
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.