Два года назад музыкальная индустрия в России обнаружила себя на обочине мира. Как почти во всех областях жизни, сцена непроизвольно изолировалась и оказалась в положении выживающего, на что, конечно, не рассчитываешь после продолжительных ковидных ограничений. Но вот уже два года отечественная сцена переизобретает себя и продолжает развиваться, несмотря ни на игнорирование со стороны глобального рынка, ни на усиливающую цензуру внутри страны. О том, как выглядит новая российская сцена последние полгода и пойдёт речь далее.
Андер поднимается на поверхность
Сцены и стриминги заметно опустели без иностранных артистов, а значит пришло время второго эшелона. Лейблы, сервисы и медиа всё активнее поддерживают начинающие группы и ветеранов инди-сцены. Так про омскую инди-группу «Конец солнечных дней» успели рассказать самые разные музыкальные медиа, далёкие от подобного творчества, а промо-компании первого за пять лет альбома Антохи МС «ШИК МОЛА» может позавидовать любой крупный артист. И, посмотрев на лайнапы летних фестивалей, где на верхних строчках поселились тот же Антоха, Тося Чайкина и Сироткин, становится очевидно — инди-музыка поднялась на один уровень с хип-хопом. И это не гипербола даже: OG Buda читает в треке, что плачет под Сироткина, и зовёт на фит Синекдоху Монтока. Сам же Сироткин уже успел записать фиты с Федуком и Soda Luv.
Касаются эти тенденции даже самых нишевых DIY-лейблов, в последнюю очередь стремящиеся к завоеванию рынка. Например, питерский лейбл «Фузз и Дружжба» в этом году смог провести однодневный фестиваль «Разлом» в клубе Sound — одной из крупнейших площадок города, вмещающая до трёх тысяч человек.
Леонид Назаров, основатель лейбла «Фузз и Дружжба»
«Рост нишевых групп происходил и до. Так было и в 2000-е с альтернативой. Связующим звеном между публикой и музыкантами тогда был телеканал АOne. Так было и в 2010-е, когда вокруг фестиваля «Боль» выросла сцена. Примеров можно привести много. Поэтому я бы не стал говорить о росте нишевых групп именно в нынешний момент. У нишевых групп своя аудитория есть и так, просто кому-то надо больше времени чтобы выстрелить, а у кого-то не выйдет — и это окей».
Консервативный поворот мейнстрима
Время новой искренности и маскулинности, которая предполагала андрогинных парней с влажными глазами, прошла. Мы снова среди пацанов и падик-рэпа, захватывающего чарты. 15-летний Baby Melo читает, что «время [убить] человека» и этим всё сказано. Пока феминные образы в лице объединения Viperr живут в Америке и читают о брендах, недоступных в России, обитающие на Васильевском острове рэперы с цифрой 52 в псевдониме прямо шлют весь Запад и нефоров в треках, прославляют традиционные ценности и своих братьев. И сколько бы ни казался смешным рэпер Macan с его доведённой до абсурда пацанскостью, но московский стадион «ВЭБ Арена» в августе он собирает. Музыка в России переживает новый консервативный виток, в котором нет месту феминизму (помним, что «эту сумку мне муж купил») и мужским слезам.
Электронщики — новые рэперы
Какие были самые громкие ТикТок хиты за последнее время? Заставляющее прыгать KINO от The Dawless и Кассеты, которую большинство знают за рефрен «не могу остановиться». «Дымок» — релаксирующий шансон от 60-летнего Игоря Цыбы, музыкальная часть которого при этом это чистый UK-гэридж. И, конечно, GoodDayFloopTray, или «Хэй, какой хороший день, чтобы подарить цветок» в исполнении DJ Stonik1917. Все эти треки — большие хиты, написанные, в первую очередь, для танцполов.
Читайте также
В момент, когда организаторы фестов суетливо набирают лайнапы чересчур разными артистами с разной аудиторией, второе дыхание обретают электронные фестивали. Удерживающие внимание на своём жанре, фестивали по типу Signal и «Планета K-30» составляют внушительные лайнапы из главных звёзд электроники, а благодаря космополитичности жанра, на мероприятиях можно даже увидеть иностранных гостей. Помимо летних фестов, новой жизнью зажила и клубная культура, которая наконец начала обретать всю большую медийность. Началось всё с тусовок диско-клуба «Радуги» и лейбла «Ствол», основанного участниками Cream Soda Димой Нова и Ильёй Гадаевым. Несмотря на трагичную гибель Новы в 2023 году, лейбл и вся электронная музыка в России обретает всё большую популярность, и понятно почему — достаточно посмотреть «Новогоднее застволье» и сеты Cream Soda на ней, и Boiler Room сразу померкнет в глазах.
Эмигрантская волна оживает
Два года назад отчалил очередной «пароход» интеллигенции, в том числе и музыкальной. С тех пор многие из них получили звёздочки рядом со своими именами, какие-то группы, вроде «Увулы» и «Источника», распались, но говорить о том, что музыканты чувствуют себя совсем худо, не приходится — артисты продолжают турить и выпускать новый материал. Из России жизнь эмигрантов не так заметна, да и многие релизы музыкантов уже не так близки оставшимся людям, как раньше. Но в этом году в сердцах как уехавших, так и оставшихся, откликнулась Монеточка*. Её новый альбом «Молитвы. Анекдоты. Тосты» стал первым по-настоящему громким релизом новой эмигрантской волны, а песня «Селфхарм» завирусилась настолько, что попала в чарт Billboard. Рецепт успеха оказался прост — заместо плакатных песен Оксимирона* или Noize MC, люди всё это время нуждались в песнях о любви и тоске по прошлому, в котором найдут свои переживания как можно больше народу.
Музыкальная журналистика вновь интересна
Удивительную трансформацию переживает музыкальная журналистика в данный момент. Хотя сейчас, вероятно, её было бы корректнее назвать музыкальным блоггингом. Когда казалось, что авторы, пишущие про музыку не нужны, сами авторы нашли себя сначала в формате коротких заметок в телеграм-каналах, а сейчас успешно развиваются в направлении видеоэссе на самые разные тематики. Хочется узнать про рэп? Скиллз и Даня Порнорэп доступно про него расскажут. Про электронную музыку? Антон Савенко с «А можно потанцевальней?» к вашим услугам. Про главные явления музыкальной сцены 10-х? Лучше «Тихого места» и канала Коли Редькина «Брокен Дэнс», кажется, никто эту эпоху не знает. И это только самая верхушка айсберга. В музыкальное просвещение погрузился даже рэпер Слава Мерлоу, создав самое красивое и дорогое шоу про музыкантов и творческий процесс — «Гараж».
Антон Савенко («А можно потанцевальней?»)
«Мне кажется есть две существенные причины:
Во-первых, кризис больших медиа и подъём самопальных блогов. Большая часть меломанов (назовём их так) всю нужную информацию получает преимущественно из тг-каналов. Это удобно, быстро, плюс очень понятная и уже давно освоенная платформа. Большим медиа за тг-каналами в плане подачи информации просто не угнаться, также им требуется финансирование, тг-каналы на старте ведутся с чистым энтузиастом.
В ситуации если введешь тг-канал, завести ютуб-канал и делать большие видео или короткие — логичный шаг вперёд, потому что люди всё ещё активнее смотрят «контент», нежели читают. Немаловажный фактор — система рекомендаций, которая без дополнительных затрат на рекламу может продвинуть видео. В тг такого нет.
Во-вторых, примеры «больших игроков». Коля Редькин, Илья Скиллз, Кармунин, Лонгплей и другие каналы — они показали, что музыкальные видеоэссе могут смотреть на ютубе очень большое количество людей. А ещё на этом можно зарабатывать. Как-то так».
Отвечать за слова всё сложнее
Музыкантам в России всё тщательнее приходится подбирать слова. Око Екатерины Мизулиной, всевидящее за счёт мнимых подростков, всегда бдительно. Благодаря Лиги безопасного интернета и активистам мы уже успели увидеть беспощадный суд над Шарлотом, на которого завели пять дел, выдворение из страны Петара Мартича и рэпера Платины и исчезновение артиста Vacio, призванного в армию после роковой «голой» вечеринки. Что будет дальше известно лишь самим борцам за чистоту музыки. Другая тревожная тенденция — списки запрещённых артистов, появившиеся в Сети давно, но только сейчас обретшие какую-то ощутимую угрозу. Жертвами списков стали группа «Комсомольск», приостановившая концертную деятельность, и певица Нуки, покинувшая группу «Слот» после семи отменённых концертов.
Музыкальная отечественная сцена в 2024 году интересная штука. Она существует вопреки внешним и внутренним преградам и продолжает в этом положении процветать подобно цветам на камнях. С одной стороны, мы имеем развивающуюся многожанровую русскоязычную музыку, которая стала открыта для слушателей за счёт активной поддержки рынка. С другой, чем выше внимание, тем выше ответственность за свои поступки и творчество, что показывают такие группы как «Щенки», находящаяся в том самом злополучном списке, и «Автоспорт», чей солист Андрей Ванюков преследуется за политические высказывания.
*Признана иностранным агентом на территории РФ.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!