Форма музыкального искусства, не имеющая аналогов. Она появилась хаотично, и в первое время даже не признавалась обществом, однако спустя годы этот жанр войдёт в мировую музыкальную историю как жемчужина американской музыки. Вбирая в себя африканское и европейское начала, джаз стал неотъемлемой частью истории каждого отдельного темнокожего борца с расовым неравенством. Подробнее об эволюции джаза расскажем в материале.
Известный искусствовед Конен пишет о джазе:
«На далёкой периферии западной цивилизации, скрытно от всего мира на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства, подобного которому не было ни в одной точке земного шара. Сначала его не воспринимали как явление искусства. Но после Второй мировой оно стремительно ворвалось в европейское искусство… Казалось, оно бросало вызов всем представлениям о прекрасном. Эта необычная музыка под названием "джаз" с неимоверной быстротой распространялась по городам Америки и Европы. Никакие формы сопротивления этому дерзкому пришельцу из Нового Света не могли приостановить его победоносное шествие».
Фото: Луи Армстронг. 1953. Библиотека Конгресса США
О происхождении слова «джаз» доподлинно неизвестно: возможно, на формирование слова повлиял чернокожий пианист Джесс или корнетист Джазбо Браун. Тем не менее, в 20-х годах прошлого столетия жанр носил название playing hot («горячее исполнение»), и это многое объясняет о восприятии джазового исполнения.
Безусловно, джаз не возник из ниоткуда: его созданию способствовали жанры американского искусства, в формировании которых участвовали представители различных этносов и рас. Главным инициатором развития джаза стало темнокожее население Америки: именно в их руках джаз приобрел ту форму, которая известна нам и сегодня. Как говорил американский пианист и композитор Дюк Эллингтон, джаз вырос «на американской почве, в американском воздухе».
Возникновение джаза
Джаз возник в США в конце XIX века. Главным стимулом его возникновения стал процесс освобождения чернокожего населения от рабства, начатое президентом Авраамом Линкольном в 1860-х годах. Задолго до этого, в 1817 году, чернокожим было разрешено музицировать раз в неделю. После отмены рабства афроамериканцы стали искать более почётную работу, однако расизм не способен искорениться сразу. Единственным выходом было уйти в музыку. Центром джаза стал Нью-Орлеан в южном штате Луизиана. Именно из этого города вышли знаменитые пианист Джелли Ролл Мортон, корнетист Бадди Болден, кларнетист Сидни Беше и легендарный Луи Армстронг. Нью-Орлеан был портовым городом с огромным количеством кабаков и притонов. Большинство солдат после американо-испанской войны были высланы сюда: они продавали свои подержанные инструменты, которые в дальнейшем скупали чернокожие. Поддержали джаз не сразу: многие называли жанр «музыкой ни***ов» или «формой музыкального греха».
Фото из открытого источника
Джаз – искусство исполнения. Многие знаменитые артисты не всегда знали музыкальную грамоту: играли на слух, создавая что-то свое. Джаз играют не по нотам, сам Луи Армстронг утверждал, что незнание чернокожими нот способствовало зарождению и дальнейшему развитию жанра.
Отдельное внимание стоит уделить импровизации, которая в композиторском поле не играла особую роль до появления джаза. Отсутствие привязки музыканта к нотам раскрепощает как музыканта, так и само произведение. Однако домашние заготовки все же присутствовали. Главное в джазе – умение создать эффект неожиданности и музыкальной спонтанности.
В жанре есть несколько истоков, формирующие данное направление: спиричуэлс (когда африканцы решили добавить в псалмы новую яркую и динамичную ритмику, и хоровое церковное пение обрело черты африканских плясок, тех самых, которые мы часто можем видеть в фильмах с упоминанием католической церкви) и minstrel-show. История второго довольна интересна: в 1843 году на шоу актёра, танцора и музыканта Дэна Эммета в Нью-Йорке четыре белых артиста, загримированные под чернокожих, представили публике то, что в дальнейшем будет blackface-minstrelsy. В таких спектаклях изображалась пародия на афроамериканцев. Это было первое своего рода представление развлекательного театра бродячих актёров. Необычные для европейского слуха инструмент «банджо», «тамбурин» и даже «кости», создавали преджазовое исполнение и отражали специфику интонирования, присущего исключительно чернокожим людям.
БЛЮЗ – СЕРДЦЕ ДЖАЗА
Без блюза невозможно осознать суть джаза. Блюз оказал огромное влияние не только на джаз, но и на рок и поп-музыку. Это эпохальное открытие американской музыки ХХ века. Слово blue имеет несколько значений, в том числе «тоска» и «печаль». Блюз был жанром-психологом для всех, кто был выброшен и никому не нужен.
Джазовые исполнители придавали блюзу самое особое значение: в отличие от других поджанров джаза, именно в блюзе инструмент и голос воспроизводились «на равных». Тематика у жанра светская, а не религиозная: в блюзе можно говорить обо всем. Главная суть значения blue в контексте джаза – смех сквозь слезы.
Фото из открытого источника
Джаз как мейнстрим
Развитие джаза началось с духовых оркестров, играющих марши и обработки популярных песен в 70-80-х годах XIX века. Первый период эволюции прозвали нью-орлеанским (1980-1910-е годы). С начала 1920-х Чикаго становится ещё одной джазовой столицей, а толчком в развитии джаза 20-х стал «сухой закон»: в США открылось большое количество безалкогольных кафе с джазовыми ансамблями. Уже с 1925 года начинают выходить пластинки цветных музыкантов, а уже начиная с 1960-х годов попытки использования классической музыки для джаза обновились. Развернулось отдельное направление «барокко-джаз». Было также взаимодействие джаза с роком, латиноамериканскими танцами и ритмами. И даже свободный джаз или по-другому «авангардный».
О будущем джаза размышлял Дюк Эллингтон: «Вы знаете, граница между джазом и остальной музыкой уже условна. За двадцать пять лет она ещё более сотрётся. И каждый будет думать так же, как я думал всегда: если звучит хорошо – это хорошая музыка».
Рекомендуем к прослушиванию:
- Оркестр Дюка Эллингтона и Коулмен Хокинс «You Dirty Dog»
- Элла Фитцжеральд «Airmail Special»
- Джо Вильямс и оркестр Каунта Бейзи «Rooll'em Pete»
- Билли Холидей «Blue moon»
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.