Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
История джаза: как жанр перевернул музыкальную индустрию?

Форма музыкального искусства, не имеющая аналогов. Она появилась хаотично, и в первое время даже не признавалась обществом, однако спустя годы этот жанр войдёт в мировую музыкальную историю как жемчужина американской музыки. Вбирая в себя африканское и европейское начала, джаз стал неотъемлемой частью истории каждого отдельного темнокожего борца с расовым неравенством. Подробнее об эволюции джаза расскажем в материале.

Известный искусствовед Конен пишет о джазе:

«На далёкой периферии западной цивилизации, скрытно от всего мира на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства, подобного которому не было ни в одной точке земного шара. Сначала его не воспринимали как явление искусства. Но после Второй мировой оно стремительно ворвалось в европейское искусство… Казалось, оно бросало вызов всем представлениям о прекрасном. Эта необычная музыка под названием "джаз" с неимоверной быстротой распространялась по городам Америки и Европы. Никакие формы сопротивления этому дерзкому пришельцу из Нового Света не могли приостановить его победоносное шествие».

jazz01

Фото: Луи Армстронг. 1953. Библиотека Конгресса США

О происхождении слова «джаз» доподлинно неизвестно: возможно, на формирование слова повлиял чернокожий пианист Джесс или корнетист Джазбо Браун. Тем не менее, в 20-х годах прошлого столетия жанр носил название playing hot («горячее исполнение»), и это многое объясняет о восприятии джазового исполнения.

Безусловно, джаз не возник из ниоткуда: его созданию способствовали жанры американского искусства, в формировании которых участвовали представители различных этносов и рас. Главным инициатором развития джаза стало темнокожее население Америки: именно в их руках джаз приобрел ту форму, которая известна нам и сегодня. Как говорил американский пианист и композитор Дюк Эллингтон, джаз вырос «на американской почве, в американском воздухе».

Возникновение джаза

Джаз возник в США в конце XIX века. Главным стимулом его возникновения стал процесс освобождения чернокожего населения от рабства, начатое президентом Авраамом Линкольном в 1860-х годах. Задолго до этого, в 1817 году, чернокожим было разрешено музицировать раз в неделю. После отмены рабства афроамериканцы стали искать более почётную работу, однако расизм не способен искорениться сразу. Единственным выходом было уйти в музыку. Центром джаза стал Нью-Орлеан в южном штате Луизиана. Именно из этого города вышли знаменитые пианист Джелли Ролл Мортон, корнетист Бадди Болден, кларнетист Сидни Беше и легендарный Луи Армстронг. Нью-Орлеан был портовым городом с огромным количеством кабаков и притонов. Большинство солдат после американо-испанской войны были высланы сюда: они продавали свои подержанные инструменты, которые в дальнейшем скупали чернокожие. Поддержали джаз не сразу: многие называли жанр «музыкой ни***ов» или «формой музыкального греха».

jazz05

Фото из открытого источника

Джаз – искусство исполнения. Многие знаменитые артисты не всегда знали музыкальную грамоту: играли на слух, создавая что-то свое. Джаз играют не по нотам, сам Луи Армстронг утверждал, что незнание чернокожими нот способствовало зарождению и дальнейшему развитию жанра.

Отдельное внимание стоит уделить импровизации, которая в композиторском поле не играла особую роль до появления джаза. Отсутствие привязки музыканта к нотам раскрепощает как музыканта, так и само произведение. Однако домашние заготовки все же присутствовали. Главное в джазе – умение создать эффект неожиданности и музыкальной спонтанности.

В жанре есть несколько истоков, формирующие данное направление: спиричуэлс (когда африканцы решили добавить в псалмы новую яркую и динамичную ритмику, и хоровое церковное пение обрело черты африканских плясок, тех самых, которые мы часто можем видеть в фильмах с упоминанием католической церкви) и minstrel-show. История второго довольна интересна: в 1843 году на шоу актёра, танцора и музыканта Дэна Эммета в Нью-Йорке четыре белых артиста, загримированные под чернокожих, представили публике то, что в дальнейшем будет blackface-minstrelsy. В таких спектаклях изображалась пародия на афроамериканцев. Это было первое своего рода представление развлекательного театра бродячих актёров. Необычные для европейского слуха инструмент «банджо», «тамбурин» и даже «кости», создавали преджазовое исполнение и отражали специфику интонирования, присущего исключительно чернокожим людям.

jazz02

БЛЮЗ – СЕРДЦЕ ДЖАЗА

Без блюза невозможно осознать суть джаза. Блюз оказал огромное влияние не только на джаз, но и на рок и поп-музыку. Это эпохальное открытие американской музыки ХХ века. Слово blue имеет несколько значений, в том числе «тоска» и «печаль». Блюз был жанром-психологом для всех, кто был выброшен и никому не нужен.

Джазовые исполнители придавали блюзу самое особое значение: в отличие от других поджанров джаза, именно в блюзе инструмент и голос воспроизводились «на равных». Тематика у жанра светская, а не религиозная: в блюзе можно говорить обо всем. Главная суть значения blue в контексте джаза – смех сквозь слезы.

jazz06

Фото из открытого источника

Джаз как мейнстрим

Развитие джаза началось с духовых оркестров, играющих марши и обработки популярных песен в 70-80-х годах XIX века. Первый период эволюции прозвали нью-орлеанским (1980-1910-е годы). С начала 1920-х Чикаго становится ещё одной джазовой столицей, а толчком в развитии джаза 20-х стал «сухой закон»: в США открылось большое количество безалкогольных кафе с джазовыми ансамблями. Уже с 1925 года начинают выходить пластинки цветных музыкантов, а уже начиная с 1960-х годов попытки использования классической музыки для джаза обновились. Развернулось отдельное направление «барокко-джаз». Было также взаимодействие джаза с роком, латиноамериканскими танцами и ритмами. И даже свободный джаз или по-другому «авангардный».

О будущем джаза размышлял Дюк Эллингтон: «Вы знаете, граница между джазом и остальной музыкой уже условна. За двадцать пять лет она ещё более сотрётся. И каждый будет думать так же, как я думал всегда: если звучит хорошо – это хорошая музыка».

Рекомендуем к прослушиванию:

  1. Оркестр Дюка Эллингтона и Коулмен Хокинс «You Dirty Dog»
  2. Элла Фитцжеральд «Airmail Special»
  3. Джо Вильямс и оркестр Каунта Бейзи «Rooll'em Pete»
  4. Билли Холидей «Blue moon»

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика