Dark Glass – концептуальный аудиовизуальный проект музыканта и художника Ивана Будаева. Это экспериментальная история, посредством звуков и минималистичных визуализаций затрагивающая те или иные масштабные проблемы человечества. В частности, лонгплей «Cocoon» обращает внимание на самую, пожалуй, актуальную сегодня тему – глобальную экологическую катастрофу.
Стоит признать, что Dark Glass – поистине уникальный и впечатляющий проект. Как если бы создатели «Черного зеркала» (Black Mirror и Dark Glass – даже в названиях есть параллели!) решили делать не сериал, а аудиовизуальные инсталляции. Такие же футуристично-антиутопичные, немного мрачноватые и пронизывающие неопределенным чувством – уязвимости? Впрочем, в отличие от сценаристов «Черного зеркала», здесь автор пока еще верит в благоприятный исход. Главное – начать действовать прямо сейчас.
«Мы словно в коконе, за пределами которого пустота и что-то неизвестное, враждебное. Этот кокон – наш единственный дом. В конце хорошей истории из кокона вылупляется красивая бабочка. Альбом «Cocoon» – это именно тот момент, когда у истории два возможных сценария развития – хороший или плохой, и нам нужно уже сейчас выбирать, по какому из этих сценариев мы все пойдем».
Музыкальная составляющая «Cocoon» представляет собой семь электронных треков (и один ремикс), созданных путем экспериментов с самыми разнообразными звуками, которые окружают нас каждый день. От скрипа половицы до дроби дятла (хотя, может, это просто ремонт у соседей?). Повторяющиеся из раза в раз, постепенно трансформирующиеся друг в друга звуки довольно быстро погружают в состояние задумчивого транса. Любопытно, как подобная фрагментарно-минималистичная музыка вызывает в голове гораздо больше образов, чем какая-нибудь симфония, исполняемая целым оркестром.
Помощником в формировании образов и интерпретации звуков выступают визуальные работы: где-то абстрактные видеографические рисунки, а где-то живые кадры. Чем сложен проект Dark Glass – так это тем, что в идеале он требует полного погружения. Хотя даже если поставить «Cocoon» фоном, каким бы важным делом вы ни занимались, в какой-то момент музыка перетянет на себя внимание и ее образы начнут затуманивать взгляд. Для настоящего же катарсиса представьте, будто идете на Dark Glass, например, в кино. Отложите дела, наденьте наушники и выключите свет. Для каждого этот фильм получится своим. Главное, чтобы в итоге вы стали на шаг ближе к пути, который все же превратит кокон в бабочку, а не какого-нибудь мутировавшего монстра.
Вдохновившись работой «Cocoon», мы поговорили с Иваном об экологии, о том, как он собирает звуки для своей музыки, и о творчестве, которое спасет мир.
– Dark Glass – многогранный проект, включающий концептуальную, музыкальную и визуальную составляющие. Расскажите вкратце о своем творческом пути и о том, как это все наконец-то соединилось в Dark Glass.
– В студенческие годы я урывками занимался музыкой, но это было без фанатизма. Параллельно я рисовал, и на тот момент у меня в голове не было представлений о том, как можно связать разные виды искусства в одно целое. Моей главной задачей было не вылететь из медицинского института, где я учился в то время. После того как я получил диплом и пошел работать, понял, что нужно какое-то занятие, которое бы меня отвлекало от повседневной рутины. Я начал активно заниматься живописью и графикой, ходил на занятия. Постепенно вернулся интерес и к написанию музыки, и уже 2017-м году начали появляться более четкие идеи и мысли о том, какую именно музыку я хочу написать, какие арты и видеоряд можно подготовить к релизу.
Если взять конкретно альбом «Cocoon», могу сказать, что концепт этого альбома строился годами. В 2018-м я много путешествовал по Черногории, и весь звуковой материал для работы я записал по большей части именно там – это различные шумы, скрипы дверей, битые стекла, хрусталь, скрипы пластика и железа. Позже, уже в Москве я начал работать с этим материалом – это заняло почти год. Потом сведение, которое делал Вадим Пантин (aka Abjective) в Санкт-Петербурге. Параллельно я рисовал обложки, которых было бессчётное количество, разные арты к релизу, снимал видеоарты.
С видеоартами вообще отдельная история. Я занимался этим практически сначала 2019-го, постоянно искал новые локации и т.д. Мне хотелось создать свой видеоряд к каждому треку из этого альбома. Причем задача была такой, чтобы все эти визуалы максимально отличались друг от друга. Несмотря на то что музыка на альбоме достаточно мрачная, всю визуальную часть (будь то обложка для электронной версии альбома, физического носителя или аудиовизуального ряда) я делал максимально яркой.
– Судя по описаниям к релизам, ваше творчество несет достаточно четкий посыл. При этом вы практически не используете вербальные средства. Почему? И насколько успешно удается передать свои мысли без слов?
– Да, посыл ведет в сторону загрязнения окружающей среды и роли человека в этом процессе. Недаром зеленый цвет (мой любимый цвет) преобладает на обложке. Написание текста к своей музыке – возможно, это для меня некий этап эволюции, к которому я в итоге приду, в будущем... Наверно, сейчас среди моих знакомых нет подходящей кандидатуры на роль того человека, который будет озвучивать эти тексты.
В самом начале, когда только зарождалась идея концепта, я наткнулся на статьи о глобальном загрязнении нашей планеты пластиком. Я долго изучал все эти материалы, смотрел документальные видеофильмы на тему экологических катастроф. Меня расстраивает тот факт, что все об этом говорят, но лучше не становится. Я живу в Подмосковье, мой дом находится не так далеко от канала имени Москвы, на берегу которого есть очень красивые места с деревьями, белками, цветами и лугами, где в теплое время года любят отдыхать местные жители, которые оставляют после себя горы мусора в виде пластиковых пакетов, бутылок и т.д. Мне показалось, можно попробовать указать на экологическую проблему не словом, а звуковыми рядами, сотканными из того шума, который каждого из нас окружает. Это своего рода такой эксперимент – попробовать объяснить без слов.
– Почему центральным в альбоме стал образ кокона?
– Смысл в том, что наша планета – это маленькая точка в целой Вселенной, и никуда нам больше не деться. Мы словно в коконе, за пределами которого пустота и что-то неизвестное, враждебное. Этот кокон – наш единственный дом. В конце хорошей истории из кокона вылупляется красивая бабочка. Альбом «Cocoon» – это именно тот момент, когда у истории два возможных сценария развития – хороший или плохой, и нам нужно уже сейчас выбирать, по какому из этих сценариев мы все пойдем. Надеюсь, что-то изменится...
– Может ли творчество сподвигнуть людей больше заботиться об окружающей среде?
– Без сомнений. Творчество – это прекрасно. Если человек с детства занимается творчеством, он начинает ощущать и видеть прекрасное вокруг себя, он начинает менять мир в лучшую сторону. Запускается цепная реакция, все хотят сделать еще лучше, постепенно происходит массовая эволюция сознания... Не даром говорят, красота спасет мир. А кто может сделать красиво? Только творческий человек.
– Как думаете, происходящее сейчас в мире научит чему-нибудь человечество?
– Точно научит. Главное, чтобы не было поздно.
– Как происходит процесс создания вашей музыки?
– У меня все начинается с того, что я собираю звуки: на улице, в поездках, дома. Я их какое-то время записываю, потом, в свободное от работы время (чаще когда отпуск или больничный), начинаю с ними работать, искажаю их, дописываю разные партии. Это такой долгий творческий процесс, параллельно которому идут образы, которые я рисую и которые возможно в дальнейшем применяю в визуальной части альбома. Все еще зависит от настроения. У меня нет каких-то сроков, которые горят, я наслаждаюсь этим моментом. Бывает, что я могу записать трек за короткое время, к примеру за час-два, и этот трек мне нравится. Бывает, что пишешь что-то неделю, потом вторую, что-то не идет, в итоге перемещаешь этот проект в папку «шлак».
– А что насчет визуализации треков?
– Сложно сказать, влияет всё окружение вокруг, всё, что я вижу дома, из окна, на работе или когда путешествую. Вот, к примеру, для аудиовизуалов к альбому я снимал в основном вокруг дома, благо безлюдных мест много. Если рисую какие-то арты, это же тоже под впечатлением от увиденного или услышанного: просто беру лист бумаги и ручку, что-то начинает получаться, потом можно загрузить изображение в комп и поработать в редакторе. Это все долгий процесс, и к моменту релиза нужно лишь выбрать, что ты будешь использовать в том или ином случае.
– Винил уже довольно давно ворвался в современную жизнь. А вы выпустили свою музыку еще и на кассетах. Почему выбрали этот формат?
– Физическое воплощение в виде кассеты, почему бы и нет? Музыка, которую я записал для альбома, как мне кажется, очень подходит для данного формата, звук более «теплый». Что-то типа артефакта. Правда, сейчас издание музыки на кассетах набирает обороты, и это уже не совсем артефакт.
– Как думаете, куда бы могла органично вписаться ваша музыка?
– Возможно, в театральную постановку. Что-то задумчивое. Я был бы не против создать что-то специально для спектакля или перфоманса. Но не только в плане звука, но и визуальной части, конечно. Потому что Dark Glass – это аудиовизуальный проект.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!