История циклична. Когда казалось, что вот-вот наступит конец света, его момент оттягивался с саспенсом до момента наступления более благополучных времён. И вот мы снова здесь — ничему так и не научились, живём на одной большой пороховой бочке и дрожим. Похожие ощущения, наверное, испытывали люди 25 лет назад. По крайней мере, так кажется по альбому «Я живу тут из вежливости» — локальному артефакту потерянного времени, неожиданно всплывшему на стримингах 15 апреля 2023 года. Собственно, и люди, его записавшие, объединились под подходящим названием — «Межлокальная контрабанда».
«Было очень солнечно, но ничего не ясно. Играли и пели как бог на душу положит».
Участниками записи того солнечного дня 1998 года были музыканты одного из первых составов «Гражданской обороны» — Александр Андрюшкин и Игорь Жевтун. Но не стоит искать у «Межлокальной контрабанды» хоть какие-то схожести с творчеством коллектива руководства Летова — разве что абстрактность лирики и гитарные переборы чем-то напоминают, но это скорее стилевые черты всего направления сибирского панка.
«У „ГрОБ“ было серьёзное отношение к делу, а у МК — наоборот».
К слову, вся лирика «Я живу тут из вежливости» взята из книги, в честь которой и назван проект. Само существование книги «Межлокальная контрабанда» не менее загадочно, чем её содержание, и рассказать, о чём она, как и о чём вообще альбом, наверное, и невозможно. Но как и в любой литературе, написанной по принципу потока сознания, её цель, в первую очередь, захватить эмоционально, с чем проблем не возникает. Ощущение приближающегося апокалипсиса тут передано не в комичной, но в изощрённой трагикомичной форме, а эклектичные аранжировки, местами кажущиеся слишком мажорными, превращают происходящее в фарс. А как ещё относиться ко всему происходящему, чтобы не сойти с ума?
«„Я живу тут из вежливости“ был записан в одни бурные времена, чтобы выйти в другие. И содержательно как будто не постарел ни на день. А чему бы и меняться: оружие по-прежнему грохочет, а люди не менее злы к другим людям. Разве что автору этого текста приходится как можно более деликатно подбирать слова, от чего бы он себя освободил в далёком 98-м, но родиться ему предстояло лишь через четыре года».
Поговорили с Игорем Егоровым, участником проекта, о «новом» релизе, сибирской сцене и будущем человечества.
— Альбом был готов ещё в 1998 году. Почему он всё это время не выпускался?
— Видимо, потому, что не было человека с организационными навыками, который бы взялся продюсировать тему. Хотя небольшой тираж на кассетах и CD был всё же изготовлен и распространён среди друзей.
— Чем были хороши 90-е для вас?
— Это было очень интересное и продуктивное время для всех тех, кто решил «посетить сей мир в его минуты роковые».
— Каким был тот день, когда вы записали этот релиз?
— Было очень солнечно, но ничего не ясно. Играли и пели как бог на душу положит.
— Расскажите про книгу «Межлокальная контрабанда», из которой была взята лирика.
— Это опыт приведения к ощущению иной реальности посредством общедоступного. Книга — революционна и по форме, и по содержанию, она сделана в технике «калейдоскопической литературы» — читать её можно в любом направлении. Причём содержание книги — точнее понимание её — меняется с каждым новым прочтением.
— Почему, как вам кажется, актуален слоган «Я живу тут из вежливости» сегодня?
— Это слова одного из героев книги — Клима Усталого. А он, как известно, — из отряда пикирующих бодхисатв. Так что, возможно, эта формула актуальна именно для него и только для него.
— Сохранилось ощущение, что сибирская сцена так и не была популяризирована так, как могла бы. Какие самые яркие коллективы вы бы вспомнили в первую очередь?
— Лауреатом легендарного панк-фестиваля в Тюмени (лето 1998 года) стала группа «Культурная революция», в дальнейшем изрядно подзабытая, хотя она записала несколько интересных альбомов. Рекомендую вспомнить о ней. С десяток хитов есть у весьма самобытной тюменской группы «Чернозём». Добавлю к этому омскую команду «Пик клаксон» (там начинал Егор Летов), а также «Чёрный Лукич» и «Путти» из Новосиба. В целом сибирский панк — это, прежде всего, очень качественная поэзия.
— Чем отличался творческий процесс «ГрОба» и процесс «Межлокальной контрабанды»?
— Это совсем разные истории. У «ГрОБ» было серьёзное отношение к делу, а у МК — наоборот.
— Насколько спич мальчика в конце альбома резонирует с вашим мировоззрением?
— Это прогноз, который сбывается на наших глазах. Мир меняет кожу. Кали-юга, железный век, завершается, человечеству предстоит переход в Золотой век новой манвантары. И это не просто очередная смена «уклада», это — смена глобальных эпох. Такое грандиозное событие случается раз в 30 тысяч лет. Сейчас в мире массово рождаются дети, лишённые «гена зла», — это поколение преобразит планету до неузнаваемости.
— Какая музыка сибирского панка наиболее органична сегодняшнему дню?
— «Гражданская оборона», Янка и «Инструкция по выживанию» — это, на мой взгляд, музыка (и слова) на все времена.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!