В 2023 году на музыкальном лейбле Syngeneia вышел необычный сборник электронного эмбиента «Космическая Одиссея», посвящённый известным научно-фантастическим произведениям — таким как «Дюна», «Аватар», «Звёздные войны» и другие. Автором идеи и продюсером компиляции стал российский композитор Алексей Дьяков, а одним из хедлайнеров — признанный мастер мировой эмбиентальной сцены, ветеран электронной музыки — Том Бреннан. Это не первый проект подобного плана: тремя годами ранее Алексей спродюсировал музыкальное посвящение легендарному режиссёру Андрею Тарковскому и его творчеству. Сборник «Тарковский 2020» обратил на себя внимание поклонников российской электронной музыки, обретя популярность в социальных сетях. Сегодня мы встретились и пообщались с автором идеи.
— Алексей, здравствуйте! Спасибо, что уделили время и согласились встретиться!
— Благодарю, взаимно приятно!
— Наверное, первое, о чём следовало бы спросить, это про ваш творческий путь, личный музыкальный опыт. Расскажите, как всё начиналось?
— До электронной музыки я увлекался арт-роком, сам играл на гитаре, в том числе в любительской группе. Всё изменилось, когда я впервые услышал электронный психоделический саунд на 20 кВт и более, это стало для меня настоящим открытием. Я понял, что электроника позволяет музыканту полностью снять ограничения в творчестве — и в самом звуке, который можно моделировать подобно художнику, создающему картину. И в аранжировке, поскольку программы позволяют не ограничивать себя ни ритмически, ни в составе инструментов.
При этом качество звуков, создаваемых на современных синтезаторах, просто невероятное, достаточно послушать таких мастеров звука, как Shulman или Secede. Плюс возможности психоакустического моделирования с помощью быстро развивающихся аудиотехнологий тоже не ограничены. Поэтому я сразу же приобрёл довольно серьёзное электронное оборудование и укомплектовал домашнюю студию по высшему, что называется, разряду. И стал учиться писать электронную музыку. Это было в 2004 году.
С тех пор много чего произошло, например, я оставил коммерческую работу ради музыкальной, став фрилансером. В сотрудничестве с партнёрами погрузился в музыкотерапию и довольно успешно создаю музыкальное сопровождение для исцеления звуком.
— А можете поподробнее рассказать о музыкотерапии? Что это из себя представляет?
— Эта область развивается с 60-х годов на западе. Можно вспомнить метод Альфреда Томатиса. Теперь и у нас в России появился интерес к тому, чтобы помогать людям исцелять себя с помощью особой концентрации или релаксации под музыку.
Есть мнение, что даже отдельная звуковая частота в виде одиночного звука может исцелять конкретные органы, но я к нему отношусь скептически. Считаю, что скорее стоит рассматривать организм человека как совершенный инструмент здоровья, и музыка, особенно в сочетании с психоакустическими приёмами, может создать условия для такого самоисцеления.
Приёмы разные бывают. К примеру, пользуются бинауральным эффектом возникновения фантомных звуков в сознании, или изменением объёмного восприятия звуков в пространстве, или определёнными модуляциями отдельных частот. Что, разумеется, не отменяет остальных инструментов — здорового образа жизни, борьбы с зависимостями, освобождения ума от информационного перегруза.
— Интересно. Я так понимаю, вы внимательно исследовали тему влияния музыки и звука на человека. Пробовали сами что-то в этом направлении?
— Да, есть методика, по которой занимаются группы людей под руководством лицензированных инструкторов. Методика включает в себя комплексные медитативные практики под музыкальные сеты сорокаминутной длительности с соответствующими визуализациями, то есть концентрация в расслаблении, если так можно выразиться.
Я создаю музыкальные треки под определённый запрос на тему такого сеанса. Использую все возможные инструменты: синтезаторы, процессоры эффектов, компьютерные плагины для модуляции и психоакустической обработки, полевые записи природы и птиц, сэмплированные и живые голоса исполнителей. На выходе получается сорокаминутный музыкальный трек фактически для полного погружения во внутренний мир слушателя, проводник в подсознание. А саму работу ведёт пациент с помощью инструктора.
— И как давно вы этим занимаетесь и насколько доказательна польза от вашего проекта?
— С 2014 года с моей музыкой работают группы. Три года назад был получен документ Роспатента №274055, то есть патент, подтверждающий полезность данного метода. Его легко найти в базе Роспатента и ознакомиться подробно с основами методики, в том числе с довольно подробным описанием основ моей музыки, создаваемой под этот метод.
— Хотелось бы спросить и про новые технологии. Существуют ожидания, что нейронные сети заменят музыкантов и что каждый сам сможет создавать музыку для себя, особенно для личных практик, таких как йога или медитация. Ваше мнение?
— Уже есть такие технологии, правда, я пока не слышал ничего стоящего внимания. Но это пока. Знаете, я думаю, что звуковые текстуры и ритмические основы для треков, конечно, можно будет очень просто создавать самостоятельно. Но вот можно ли будет называть это музыкой и получать такие же сильные чувственные ощущения и инсайты, как от музыки мастеровитых людей, я уж не говорю о гениальных творцах, к которым ни в коей мере себя не отношу, однако считаю, что обладаю достаточной индивидуальностью композитора, которая всегда будет отличать меня от других людей или искусственного интеллекта.
Музыка безгранична в предлагаемых композитору возможностях. Музыкальные размеры, отличающиеся от четырёх четвертей, — это уже целая вселенная новой музыки. Микротюнинг, то, что можно услышать у исполнителей раг в индийской традиции, непривычные, но существующие с древности гармонии, не всегда привычные европейскому уху, однако невероятно красивые и сложные. Необычные приёмы пения, их много и каждый надо долго осваивать. Нет, определённо тут нейросети живым людям ещё не скоро создадут конкуренцию.
— Наверное, это всё-таки будет музыка не для всех?
— В какой-то степени — да. Основная масса слушателей в мире тяготеет к привычным и довольно простым по построению музыкальным продуктам, за примерами далеко ходить не надо: эстрада, танцевальная электроника, речитативное пение и тому подобное. Но на планете уже восемь миллиардов людей! Каждый найдёт своего слушателя.
— Согласен. Как давно вы издаёте свою музыку?
— Издаю довольно редко, пока все силы уходят на работу в области музыкотерапии, и я плыву по этому течению не без удовольствия, есть время на дом и семью и на жизнь на природе. Мы с женой живём в Подмосковье, ездим в горы и сплавляемся иногда по рекам, в общем, стараемся жить, а не суетиться. У меня есть изданный альбом 2019 года Elixir Vitae, проверенный временем музыкотерапевтический материал, оформленный в красивые эмбиентальные треки. Он даже получил признание в чартах Мексики и Нидерландов даже, что было очень приятно.
Сейчас готовлю второй альбом, тут уже будет музыка посерьёзней, для глубокого погружения в подсознание. За последние три года аудиотехнологии шагнули вперёд, и всё это я реализовал в последних треках. Думаю, к конце 2023 году смогу его закончить и выпустить на лейбле Syngeneia, где обычно выходят сборники эмбиента, в том числе под моей редакцией или просто с моими треками.
— Вы всегда выбираете темой своих сборников культурные артефакты: книгу «Марсианские хроники» Брэдбери или фильмы Тарковского, либо фантастические романы. Нравится литература и кино или тут ещё какой-то умысел?
— Литература и кино высокого уровня мне очень нравятся, поэтому творчески прикоснуться к великим произведениям, создав альтернативный саундтрек, например, мне кажется идеальным способом выразить своё восхищение автору. А Брэдбери, Тарковский, Лем такого восхищения заслуживают самим фактом развития сознания своего читателя или зрителя. Да, умысел есть, и он очень прост — ещё раз прикоснуться к великому творчеству вместе со своим слушателем.
— Что бы Вы пожелали начинающим электронным музыкантам?
— Для начала определиться, к чему ты сам стремишься в музыке — к популярности, например, или самовыражению. Первому типу музыкантов мне сказать нечего, тут лучше слушать звёзд, а вот второму я бы порекомендовал отказаться от копирования чужой музыки или наоборот от вечной борьбы за оригинальность, а стремиться всегда слушать свой собственный внутренний резонатор. Этот звуковой кристалл мы получили свыше, и он прекрасен. Однажды он зазвучит так, что все вложенные в развитие усилия окупятся сполна. Ну и удачи с продюсерами, конечно.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!