Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Алексей Дьяков

В 2023 году на музыкальном лейбле Syngeneia вышел необычный сборник электронного эмбиента «Космическая Одиссея», посвящённый известным научно-фантастическим произведениям — таким как «Дюна», «Аватар», «Звёздные войны» и другие. Автором идеи и продюсером компиляции стал российский композитор Алексей Дьяков, а одним из хедлайнеров — признанный мастер мировой эмбиентальной сцены, ветеран электронной музыки — Том Бреннан. Это не первый проект подобного плана: тремя годами ранее Алексей спродюсировал музыкальное посвящение легендарному режиссёру Андрею Тарковскому и его творчеству. Сборник «Тарковский 2020» обратил на себя внимание поклонников российской электронной музыки, обретя популярность в социальных сетях. Сегодня мы встретились и пообщались с автором идеи.

img_20230719_114607_670

— Алексей, здравствуйте! Спасибо, что уделили время и согласились встретиться!
— Благодарю, взаимно приятно!

— Наверное, первое, о чём следовало бы спросить, это про ваш творческий путь, личный музыкальный опыт. Расскажите, как всё начиналось?
— До электронной музыки я увлекался арт-роком, сам играл на гитаре, в том числе в любительской группе. Всё изменилось, когда я впервые услышал электронный психоделический саунд на 20 кВт и более, это стало для меня настоящим открытием. Я понял, что электроника позволяет музыканту полностью снять ограничения в творчестве — и в самом звуке, который можно моделировать подобно художнику, создающему картину. И в аранжировке, поскольку программы позволяют не ограничивать себя ни ритмически, ни в составе инструментов.

При этом качество звуков, создаваемых на современных синтезаторах, просто невероятное, достаточно послушать таких мастеров звука, как Shulman или Secede. Плюс возможности психоакустического моделирования с помощью быстро развивающихся аудиотехнологий тоже не ограничены. Поэтому я сразу же приобрёл довольно серьёзное электронное оборудование и укомплектовал домашнюю студию по высшему, что называется, разряду. И стал учиться писать электронную музыку. Это было в 2004 году.

С тех пор много чего произошло, например, я оставил коммерческую работу ради музыкальной, став фрилансером. В сотрудничестве с партнёрами погрузился в музыкотерапию и довольно успешно создаю музыкальное сопровождение для исцеления звуком.

— А можете поподробнее рассказать о музыкотерапии? Что это из себя представляет?
— Эта область развивается с 60-х годов на западе. Можно вспомнить метод Альфреда Томатиса. Теперь и у нас в России появился интерес к тому, чтобы помогать людям исцелять себя с помощью особой концентрации или релаксации под музыку.

Есть мнение, что даже отдельная звуковая частота в виде одиночного звука может исцелять конкретные органы, но я к нему отношусь скептически. Считаю, что скорее стоит рассматривать организм человека как совершенный инструмент здоровья, и музыка, особенно в сочетании с психоакустическими приёмами, может создать условия для такого самоисцеления.

Приёмы разные бывают. К примеру, пользуются бинауральным эффектом возникновения фантомных звуков в сознании, или изменением объёмного восприятия звуков в пространстве, или определёнными модуляциями отдельных частот. Что, разумеется, не отменяет остальных инструментов — здорового образа жизни, борьбы с зависимостями, освобождения ума от информационного перегруза.

— Интересно. Я так понимаю, вы внимательно исследовали тему влияния музыки и звука на человека. Пробовали сами что-то в этом направлении?
— Да, есть методика, по которой занимаются группы людей под руководством лицензированных инструкторов. Методика включает в себя комплексные медитативные практики под музыкальные сеты сорокаминутной длительности с соответствующими визуализациями, то есть концентрация в расслаблении, если так можно выразиться.

Я создаю музыкальные треки под определённый запрос на тему такого сеанса. Использую все возможные инструменты: синтезаторы, процессоры эффектов, компьютерные плагины для модуляции и психоакустической обработки, полевые записи природы и птиц, сэмплированные и живые голоса исполнителей. На выходе получается сорокаминутный музыкальный трек фактически для полного погружения во внутренний мир слушателя, проводник в подсознание. А саму работу ведёт пациент с помощью инструктора.

И как давно вы этим занимаетесь и насколько доказательна польза от вашего проекта?
— С 2014 года с моей музыкой работают группы. Три года назад был получен документ Роспатента №274055, то есть патент, подтверждающий полезность данного метода. Его легко найти в базе Роспатента и ознакомиться подробно с основами методики, в том числе с довольно подробным описанием основ моей музыки, создаваемой под этот метод.

— Хотелось бы спросить и про новые технологии. Существуют ожидания, что нейронные сети заменят музыкантов и что каждый сам сможет создавать музыку для себя, особенно для личных практик, таких как йога или медитация. Ваше мнение?
— Уже есть такие технологии, правда, я пока не слышал ничего стоящего внимания. Но это пока. Знаете, я думаю, что звуковые текстуры и ритмические основы для треков, конечно, можно будет очень просто создавать самостоятельно. Но вот можно ли будет называть это музыкой и получать такие же сильные чувственные ощущения и инсайты, как от музыки мастеровитых людей, я уж не говорю о гениальных творцах, к которым ни в коей мере себя не отношу, однако считаю, что обладаю достаточной индивидуальностью композитора, которая всегда будет отличать меня от других людей или искусственного интеллекта.

Музыка безгранична в предлагаемых композитору возможностях. Музыкальные размеры, отличающиеся от четырёх четвертей, — это уже целая вселенная новой музыки. Микротюнинг, то, что можно услышать у исполнителей раг в индийской традиции, непривычные, но существующие с древности гармонии, не всегда привычные европейскому уху, однако невероятно красивые и сложные. Необычные приёмы пения, их много и каждый надо долго осваивать. Нет, определённо тут нейросети живым людям ещё не скоро создадут конкуренцию.

— Наверное, это всё-таки будет музыка не для всех?
— В какой-то степени — да. Основная масса слушателей в мире тяготеет к привычным и довольно простым по построению музыкальным продуктам, за примерами далеко ходить не надо: эстрада, танцевальная электроника, речитативное пение и тому подобное. Но на планете уже восемь миллиардов людей! Каждый найдёт своего слушателя.

— Согласен. Как давно вы издаёте свою музыку?
— Издаю довольно редко, пока все силы уходят на работу в области музыкотерапии, и я плыву по этому течению не без удовольствия, есть время на дом и семью и на жизнь на природе. Мы с женой живём в Подмосковье, ездим в горы и сплавляемся иногда по рекам, в общем, стараемся жить, а не суетиться. У меня есть изданный альбом 2019 года Elixir Vitae, проверенный временем музыкотерапевтический материал, оформленный в красивые эмбиентальные треки. Он даже получил признание в чартах Мексики и Нидерландов даже, что было очень приятно.

Сейчас готовлю второй альбом, тут уже будет музыка посерьёзней, для глубокого погружения в подсознание. За последние три года аудиотехнологии шагнули вперёд, и всё это я реализовал в последних треках. Думаю, к конце 2023 году смогу его закончить и выпустить на лейбле Syngeneia, где обычно выходят сборники эмбиента, в том числе под моей редакцией или просто с моими треками.

— Вы всегда выбираете темой своих сборников культурные артефакты: книгу «Марсианские хроники» Брэдбери или фильмы Тарковского, либо фантастические романы. Нравится литература и кино или тут ещё какой-то умысел?
— Литература и кино высокого уровня мне очень нравятся, поэтому творчески прикоснуться к великим произведениям, создав альтернативный саундтрек, например, мне кажется идеальным способом выразить своё восхищение автору. А Брэдбери, Тарковский, Лем такого восхищения заслуживают самим фактом развития сознания своего читателя или зрителя. Да, умысел есть, и он очень прост — ещё раз прикоснуться к великому творчеству вместе со своим слушателем.

— Что бы Вы пожелали начинающим электронным музыкантам?
— Для начала определиться, к чему ты сам стремишься в музыке — к популярности, например, или самовыражению. Первому типу музыкантов мне сказать нечего, тут лучше слушать звёзд, а вот второму я бы порекомендовал отказаться от копирования чужой музыки или наоборот от вечной борьбы за оригинальность, а стремиться всегда слушать свой собственный внутренний резонатор. Этот звуковой кристалл мы получили свыше, и он прекрасен. Однажды он зазвучит так, что все вложенные в развитие усилия окупятся сполна. Ну и удачи с продюсерами, конечно.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика