Летом этого года Зоя Ященко и группа «Белая Гвардия» отметили своё 30-летие. Можете представить — столько лет рука об руку, это невероятно! И в честь юбилея коллектив презентовал новый альбом «Прописью на стене», в который входят 12 треков. И хотя альбом предполагает праздничность, в нём собраны самые сокровенные мысли творцов и их переживания. При прослушивании трек-листа вы погружаетесь в личные истории. Видно, что была проделана очень тонкая, даже ювелирная работа, по-другому не объяснить то, как группе удалось передать все чувства, которые вырываются из каждого из нас. Невозможно просто прослушать альбом, его невольно проживаешь, покрываясь мурашками от осознания душевной тяжести, что отпускает в моменте погружения в песню.
Над этим альбомом трудились не только неизменный автор текстов — Зоя, но и другие участники коллектива. Песня «Охота», на мой взгляд, получилась крайне сокровенной и личной, так тонко и чувственно погружает слушателя в, вероятно, давно прошедшие события, которые оставили свой след в душе. И от этого чувствуешь себя и уязвимым, словно в клетке своего сознания, будто кто-то специально окунулся в пучину твоих переживаний, которые ты трепетно скрываешь. Этим она и зацепила лично меня, я никогда ещё не переживала так ни одну песню.
Подобным ощущением наполнен весь альбом, каждая песня раскрывает определённую человеческую маску, которую он вынужден носить в обществе. Да, «Прописью на стене» — это отнюдь не праздничный альбом (в прямом его значении), это нечто большее, будто коллектив, прямо как мать своё чадо, выпустил в свет дитя, зная, что пришло его время.
Поговорив с Зоей Ященко и группой «Белая Гвардия», мы узнали самое интересное, что происходит по ту сторону сцены.
Читайте также
— Зоя Ященко и группа «Белая Гвардия» имеют большую историю. Летом этого года коллективу исполнилось уже 30 лет, это весьма впечатляюще. Как родилась идея создания такой команды? Были ли какие-то определённые цели в самом начале?
— Цель, пожалуй, была одна. Были песни, которые хотелось петь. Они прорастали, как цветы, очень естественно. Причём песня рождалась вся целиком, и стихи, и музыка одновременно. Почти сразу стало ясно, что одной гитары для аккомпанемента не хватает. В «Комнате» мне слышалась флейта, в «Белой гвардии» — скрипка. И сначала партии недостающих инструментов я напевала голосом. На самом первом архивном альбоме некоторые песни так и звучали, в сопровождении голоса. И только спустя, наверное, год собралась команда музыкантов, мы начали вместе играть концерты и записали второй альбом «Голубая стрела». И с тех пор я никогда больше не выходила на сцену одна. Мне нравится находиться «внутри музыки», это особая энергия. Петь под одинокую гитару я не люблю.
— Вам приписывают различные стили, но так или иначе всё сходится к одному жанру — року. Кто-то может назвать это сентиментальным роком, кто-то — русским. Как вы сами определяете ваше творчество и можете ли описать его трансформацию за прошедшее время?
— До сих пор не знаю, к какому стилю отнести нашу группу. Похоже, никуда мы не вписываемся, живём как-то сами по себе. И делаем то, что любим. Правда, теперь роли у нас распределились несколько иначе, чем в самом начале. Я больше пишу стихи. А музыку пишет Дима, он у нас и композитор, и аранжировщик, и саунд-продюсер. Ему больше нравится работать с нотками, а мне — с буквами. В один прекрасный день мы поняли, что именно у каждого из нас получается лучше — и каждый увлёкся своим. А песня — это слияние двух рек. Когда мы были в Грузии, меня сильно впечатлило место, где сливаются в одно русло Белая и Чёрная Арагви. Какое-то время их воды даже не смешиваются, одна часть потока светлая, а другая тёмная. И только потом они становятся единой рекой. Вот так же рождается песня в том месте, где смешиваются два потока — музыка и поэзия.
Наверное, от альбома к альбому звучание наших песен меняется. Просто потому, что меняемся и мы сами, узнаём о мире что-то ещё. Много нового узнали о мире за последние полтора года. В альбоме «Прописью на стене» делимся своими открытиями.
— Вы, Зоя, помимо автора песен, ещё и писательница. Детская книга «Поля и Снеговик» — сборник увлекательных историй для самых маленьких с обилием различных картинок. Хотелось бы побольше узнать о самой идее написать книгу. Это действительно очень мило, когда музыканты заботятся и о детях, не все могут таким похвастаться. Когда планируется полноценный выход книги?
— «Поля и снеговик» — это уже вторая книга для детей, первая вышла летом. Она называется «Все девочки мечтают о бальных платьях». Это сборник сказочных историй для среднего школьного возраста. А «Поля и снеговик» — для малышей. Надеюсь, напечатаем её в феврале. И в обеих книгах на каждом развороте красивые картинки. Я же помню, как в детстве пролистывала те страницы, где не было картинок, пока не умела читать. И как долго рассматривала каждую иллюстрацию и задавала тысячу вопросов. Поэтому в моих книгах картинок должно быть много, чтобы никому не было скучно.
Сказки я начала писать для своей младшей дочери, когда ей было лет девять, но раньше издать их не получилось. Напечатали только сейчас. Видимо, пришло время.
Когда наступают тёмные времена, сказки нужны и большим, и маленьким. Никто не хочет верить в реальность, а сказка помогает отвлечься, улыбнуться, порадоваться счастливому концу. Сказка необходима как противовес абсурду, в который погружает детей нынешняя реальность. Выбор, конечно, всё равно остаётся за взрослыми. Или показать ребёнку в детском саду, как разбирается автомат, или прочесть новую сказку. Но всё-таки я надеюсь, что ребёнок больше запомнит весёлые картинки из книжки, чем строение спускового механизма. Поэтому сказок должно быть больше и поэтому я их пишу. Новые песни для взрослых и волшебные истории для детей — это наш способ рассеивать тьму.
— Ваш новый альбом, приуроченный ко дню рождения группы, включает 12 треков. Каждый из них имеет свою историю, которую проживал любой из нас. Это песни-осмысления, песни-поучения или, возможно, что-то еще? Почему важно делиться со слушателями своими историями?
— Иногда мы получаем письма, в которых люди делятся своими историями. И оказывается, что их истории совпадают с нашими песнями. Таким образом мы находим друг друга. Песни — это маячки для тех, кому не всё равно.
Где-то полгода назад пришло письмо от девушки, которая случайным образом наткнулась на мои стихи в Telegram. Альбом тогда ещё не был записан. Девушка написала, что эти стихи в буквальном смысле спасли её от нервного срыва. Ей казалось, что она сходит с ума, потому что не может найти никого, с кем можно поговорить откровенно. Всех всё устраивает. И вдруг она поняла, что не одна на белом свете. И что белый свет никуда не делся. Ей стало легче. Так что песни нужны так же, как и сказки. В них — эликсир жизни, настоянный на целебных травах.
— Альбом — это осмысление современных реалий через призму собственного восприятия. Были ли какие-то сложности как в записи, так и между командой, ведь у каждого своё представление конечного трека? Есть ли какие-то особые моменты, связанные с альбомом?
— Представление о том, каким должен быть альбом, в конечном итоге всегда складывается в процессе записи. Сначала ты думаешь включить одни песни, потом тебе кажется, что они недостаточно красноречивы, вычёркиваешь их. Начинаешь работать над другими. И в «Прописи на стене» таких моментов было немало. Что касается музыки и аранжировок, тут мы все абсолютно доверяем Диме, лучше него никто наши песни не запишет. На эту тему никаких трений у нас не бывает.
А уже после выхода альбома получили несколько писем от читателей нашего Telegram-канала с вопросами, почему не включили тот или другой текст? Они так надеялись, что именно эти тексты станут новыми песнями. Они, оказывается, даже придумали свои версии мелодий и готовы нам их напеть.
Так что у нас есть материал для следующего альбома, и мы будем его записывать, как только немного выдохнем. Можно было сразу записывать двойник, но это сложнее во всех отношениях, и в первую очередь в материальном. Уникальность «Прописью на стене» оказалась в том, что этот альбом в принципе не показался завершённым. Как будто это только первая часть, и пора начинать вторую.
— «Прописью на стене» заставляет о многом вспомнить и подумать. Невзирая на то, что это по сути праздничная работа, она получилась более сокровенной. Присутствует ли особый трепет при релизе таких работ? Как слушатели откликнулись на пластинку?
— Волнуешься всегда, будь то новый альбом, новый концерт или премьера одной песни.
Уверенно про «нравится — не нравится» можно сказать только о старых песнях, потому что уже неоднократно слышал реакцию зала.
Сейчас сложность в том, что живых концертов нет, и отзывы мы получаем только по почте. Пока что все они очень трогательные. Для нас не менее важно найти единомышленников в современном театре абсурда, а новый альбом — это мостик через пропасть. И мы надеемся, что он соединит ещё много сердец. Люблю цитату из Хэмингуэя: «Никогда не отправляйтесь в путешествие с теми, кого не любите». К счастью, наше музыкальное путешествие продолжается, и рядом много людей, которые умеют любить.
— «Для меня работа над альбомом была ещё одним экспериментом, погружением в поток музыки, которая всегда спасала, в самые разные жизненные периоды» (Дмитрий Баулин). Что музыка для вас не только как для музыкантов, но и слушателей, которые тоже пропускают любимые треки через себя?
— Когда мы уходим со сцены или завершаем запись, то ухо переключается на звуки внешнего мира. У нас есть любимые исполнители, любимые пластинки, мы превращаемся в благодарных слушателей. И для нас очень важно, чтобы те, кого мы всегда любили, оказались на стороне света. К счастью, мы ни в ком не ошиблись. И теперь все эти люди продолжают делать свою работу. Их музыка сейчас тоже плачет, ей тоже не всё равно.
А когда плачет музыка, с нею вместе плачет вся природа, как сказал один французский философ. Так что радостных альбомов сейчас и не может быть. Но важно то, что мы не одни. И что белый свет никуда не делся. Сейчас он внутри и преломляется через новые песни.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи