Фолк, который уже много десятилетий имеет миллионную армию поклонников во всём мире, в нашем отечестве крайне редко выходит за рамки клубных выступлений. Навскидку можно вспомнить от силы пару групп, названия которых «на слуху». При том что этнические мотивы в целом (как в музыке, так и в других вида искусства) — в тренде, фолк в нашей стране всё ещё остается андеграундом, особой субкультурой.
Петербургская группа YoGa Go Ethno — это проект известного фолк-музыканта, певицы и актрисы Жени Винд. Долгое время проект существовал лишь в рамках студийных записей, но в этом году шагнул на живую сцену. В своём акустическом составе группа впервые появилась на фестивале «Купала» и сразу была объявлена «открытием года».
Музыка YoGи совершенно необычна, она отличается от всего, что мы слышали до сих пор. Здесь надо сделать небольшое отступление. Русскому фолку — если понимать под этим вменяемую сценическую трактовку аутентичной фольклорной традиции — не слишком-то повезло. Народная песня на сцене присутствует либо в виде «клюквы», либо как историческое музицирование, то есть полное копирование традиционной манеры. Но «клюква» навязла в зубах, а вторичное (хоть и технически точное) исполнение не имеет космического обаяния корневого фольклора и потому интересно лишь специалистам. То, что подкупает и завораживает в пространстве деревенской избы, на сцене теряет свою магию. И это неудивительно, ведь, как сказал в одном из своих интервью Николай Цискаридзе, «бриллианты на сцене не блестят». Сцена требует блёсток, страз — того, что видно издалека, ярко, понятно, а главное — знакомо зрителю-слушателю.
Как решают эту проблему фолк-коллективы, если им хочется отойти от «клюквы», но и копировать бабушек они не готовы? Фольклор протаскивается «контрабандой», в «упаковке» из кантри, рока, джаза, раскрученных этнических тюнов (те же Балканы — привет Бреговичу!). Кажется, достаточно положить аутентичный напев на современную ритм-секцию, чтобы публике «зашло» —многие группы именно этим путём и идут.
Принципиальное отличие YoGи в том, что фольклорный материал в её музыке — не контрабанда, не тема для джазовой импровизации и не накладка на забойный ритм. Песня здесь — доминанта, остальное лишь «подсветка», которая позволяет выявить и оттенить все краски, всю многомерность традиционного напева.
Песня — ключевой объект, а жанры, гармонии и ритмы — зеркала, в которых она отражается. Здесь царит её собственная магия; волшебные стекла только показывают её глубину и родственную связь со всей мировой музыкой. Нужные краски достигаются как голосовыми приёмами (от «тонкого» голоса до тувинского горлового пения), так и звучанием разных инструментов. Гусли, колёсная лира, перкуссионные инструменты — джембе, шейкеры, колокольчики, бубен; гитары, укулеле, клавишные. Одна из любимейших звуковых красок YoGи —виолончель в виртуозном исполнении Лены Тэ.
Более всего музыка YoGи похожа на фрактал, где основной мотив преломляется под разными углами «зеркал»-жанров, но остаётся собой. Эта жанровая подчинённость позволяет с лёгкостью «менять зеркала» и переходить из одного музыкального измерения в другое, не теряя цельности. Переходы непредсказуемы, но в то же время логичны, а потому, несмотря на сложность музыкальной ткани, песни YoGи слушаются легко, свежо и современно.
Яркий пример — «Вы девки-злодейки», весенняя хороводная песня Смоленской области. Бурдон колёсной лиры напоминает звук индийской тампуры; восточный оттенок придаёт и фоновая ритмика песни. Этот ориентальный флёр лишь подчёркивает таинственную иносказательность славянского эроса (хоровод об отношении полов, откровенный, пробуждающий производительные силы природы).
Или «Маю зелено», одна из красивейших композиций альбома Zoloto — жнивная песня Псковской области. Обрядовый напев переходит в авторскую лирику, «взлетает» в те самые балканские гармонии с их турецкой орнаментикой — и разворачивается до конца в этом же измерении, не теряя связи с основой. По тому же принципу, но совсем в других красках написана «Дрёма», колыбельная песня, спетая… для самой Дрёмы, духа сна, который приходит к людям каждую ночь.
Для подобных экспериментов нужно иметь и смелость, и талант, и отличный educational background. Все это есть у Жени Винд, лидера группы. Она композитор, аранжировщик, солист и фронтвумен. Но что важнее, Женя — профессиональный фольклорист, за чьими плечами серь\зная научная школа, восходящая к Владимиру Проппу. (Да-да, тому самому, чья «Морфология сказки» лежит в основе любого голливудского фильма).
Этот бэкграунд толкает музыканта на нечто большее, чем исполнение традиционной музыки на понятном современному слушателю языке. Задача проекта YoGa Go Ethno — ни больше ни меньше перенос всего макрокосма традиции в пространство клубной сцены. С его обрядовостью, магизмом и проживанием космогонических мифов здесь и сейчас… Надо сказать, что попытки «протащить» ритуал на подмостки предпринимаются очень давно. В большинстве случаев это скучная иллюстрация к этнографическим данным (опять же: бриллианты на сцене не блестят!); в «клюквенном» варианте это больше похоже на забавы ролевиков или на постановку сказки для детей.
Мистерия перехода на сцене. «Рождественские сказки» от YoGa Go Ethno
YoGa идёт единственно верным путем: через ритуал, который давно обосновался на сцене. А именно — через театральные практики: мы же помним, что театр родился из ритуала! В январе грядущего года увидит свет фолк-феерия «Рождественские сказки», созданная при участии режиссёра и педагога Елены Садковой, выпускницы театральной школы клоун-мим-театра «Лицедеи», экс-актрисы театра «Семьянюки».
Театр и обряд, уверена Елена, имеют точку соприкосновения — темпоритм. Ритуал требует дополнительного пояснения (сейчас происходит то-то и зачем-то). Но темпоритм — это то, что зритель воспринимает помимо сознания, на уровне ритмов тела: биения сердца, движения ног, покачивания головой в такт. С помощью темпоритма создается интересный и зрелищный номер, который по своему настроению отсылает к мифу, не проигрывая его «в лоб». Таков, например, номер с ведрами, которые используются и как перкуссия, и как ритуальный атрибут. (Ведро в народной магии широко применяется в разных обрядах; достаточно вспомнить примету о бабе с пустым ведром).
В создании мистерии помогают и приёмы клоунады, которые Елена даёт музыкантам YoGи на своих тренингах. Они позволяют ощутить внутреннюю свободу, прийти к пониманию того, что и зачем артист делает на сцене. Клоунада и фольклор — вещи, на первый взгляд, несовместимые; но совмещать противоположные понятия вполне в духе современной культуры. Существует же мегапопопулярный жанр «научного стендапа». YoGa и есть такой фольклорный научпоп, исполненный на языке современной музыки и современного театра.
«Рождественские сказки» — это синтетическое представление, где много движения, импровизаций, игры и интерактива. В музыкальной основе мистерии лежит русский и европейский фольклор, а также авторские композиции, построенные на ладах народной музыки и использующие образы народной поэзии. Сюжет «Рождественских сказок» многомерен, он соединяет в себе много плоскостей. Одна плоскость — годовой круг, движение Земли вокруг Солнца, цикл убывания-прибывания света, и вместе с ним убывания и прибывания природных сил. Эта плоскость «выткана» нитями из песен календарных: зимних, весенних, летних. Другая плоскость — тоже круг, но круг жизни человека: рождение, взросление, смерть. Те переходные ритмы, через которые проходит каждый из нас: от детства к юности, от молодости к зрелости, от старости к угасанию. В этой плоскости звучат брачные мотивы с их бурлением зачинающих-рождающих сил. Они соседствуют рядом с колыбельными и бытовой лирикой. Есть и третья плоскость — то, что происходит в душе человека, его мечты и стремление к высшему; это плоскость духовная. И здесь звучит народная духовная музыка, псальмы и канты (совсем неизвестный широкой публике жанр духовной лирики, восходящий к периоду русского барокко).
Программа разноплановая, разножанровая, где есть место и грусти, и радости, и безудержному веселью, и светлой надежде на лучшее будущее. Всему тому, что наполняет новогодние праздники, — ведь каждый новый год мы не только веселимся, но и грустим об утраченном. И, конечно же, надеемся на благополучное начало нового жизненного цикла.
Увидеть, услышать и принять участие в фолк-феерии «Рождественские сказки» можно в клубе JAGGER 10 января 2024 года.
Автор текста: Ольга Лоза
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!