Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Женя Винд

Фолк, который уже много десятилетий имеет миллионную армию поклонников во всём мире, в нашем отечестве крайне редко выходит за рамки клубных выступлений. Навскидку можно вспомнить от силы пару групп, названия которых «на слуху». При том что этнические мотивы в целом (как в музыке, так и в других вида искусства) — в тренде, фолк в нашей стране всё ещё остается андеграундом, особой субкультурой.

Петербургская группа YoGa Go Ethno — это проект известного фолк-музыканта, певицы и актрисы Жени Винд. Долгое время проект существовал лишь в рамках студийных записей, но в этом году шагнул на живую сцену. В своём акустическом составе группа впервые появилась на фестивале «Купала» и сразу была объявлена «открытием года».

Музыка YoGи совершенно необычна, она отличается от всего, что мы слышали до сих пор. Здесь надо сделать небольшое отступление. Русскому фолку — если понимать под этим вменяемую сценическую трактовку аутентичной фольклорной традиции — не слишком-то повезло. Народная песня на сцене присутствует либо в виде «клюквы», либо как историческое музицирование, то есть полное копирование традиционной манеры. Но «клюква» навязла в зубах, а вторичное (хоть и технически точное) исполнение не имеет космического обаяния корневого фольклора и потому интересно лишь специалистам. То, что подкупает и завораживает в пространстве деревенской избы, на сцене теряет свою магию. И это неудивительно, ведь, как сказал в одном из своих интервью Николай Цискаридзе, «бриллианты на сцене не блестят». Сцена требует блёсток, страз — того, что видно издалека, ярко, понятно, а главное — знакомо зрителю-слушателю.

j2murghuw-k

Как решают эту проблему фолк-коллективы, если им хочется отойти от «клюквы», но и копировать бабушек они не готовы? Фольклор протаскивается «контрабандой», в «упаковке» из кантри, рока, джаза, раскрученных этнических тюнов (те же Балканы — привет Бреговичу!). Кажется, достаточно положить аутентичный напев на современную ритм-секцию, чтобы публике «зашло» —многие группы именно этим путём и идут.

Принципиальное отличие YoGи в том, что фольклорный материал в её музыке — не контрабанда, не тема для джазовой импровизации и не накладка на забойный ритм. Песня здесь — доминанта, остальное лишь «подсветка», которая позволяет выявить и оттенить все краски, всю многомерность традиционного напева.

Песня — ключевой объект, а жанры, гармонии и ритмы — зеркала, в которых она отражается. Здесь царит её собственная магия; волшебные стекла только показывают её глубину и родственную связь со всей мировой музыкой. Нужные краски достигаются как голосовыми приёмами (от «тонкого» голоса до тувинского горлового пения), так и звучанием разных инструментов. Гусли, колёсная лира, перкуссионные инструменты — джембе, шейкеры, колокольчики, бубен; гитары, укулеле, клавишные. Одна из любимейших звуковых красок YoGи —виолончель в виртуозном исполнении Лены Тэ.

m5rjlqbjai8

Более всего музыка YoGи похожа на фрактал, где основной мотив преломляется под разными углами «зеркал»-жанров, но остаётся собой. Эта жанровая подчинённость позволяет с лёгкостью «менять зеркала» и переходить из одного музыкального измерения в другое, не теряя цельности. Переходы непредсказуемы, но в то же время логичны, а потому, несмотря на сложность музыкальной ткани, песни YoGи слушаются легко, свежо и современно.

Яркий пример — «Вы девки-злодейки», весенняя хороводная песня Смоленской области. Бурдон колёсной лиры напоминает звук индийской тампуры; восточный оттенок придаёт и фоновая ритмика песни. Этот ориентальный флёр лишь подчёркивает таинственную иносказательность славянского эроса (хоровод об отношении полов, откровенный, пробуждающий производительные силы природы).

Или «Маю зелено», одна из красивейших композиций альбома Zoloto — жнивная песня Псковской области. Обрядовый напев переходит в авторскую лирику, «взлетает» в те самые балканские гармонии с их турецкой орнаментикой — и разворачивается до конца в этом же измерении, не теряя связи с основой. По тому же принципу, но совсем в других красках написана «Дрёма», колыбельная песня, спетая… для самой Дрёмы, духа сна, который приходит к людям каждую ночь.

Для подобных экспериментов нужно иметь и смелость, и талант, и отличный educational background. Все это есть у Жени Винд, лидера группы. Она композитор, аранжировщик, солист и фронтвумен. Но что важнее, Женя — профессиональный фольклорист, за чьими плечами серь\зная научная школа, восходящая к Владимиру Проппу. (Да-да, тому самому, чья «Морфология сказки» лежит в основе любого голливудского фильма).

Этот бэкграунд толкает музыканта на нечто большее, чем исполнение традиционной музыки на понятном современному слушателю языке. Задача проекта YoGa Go Ethno — ни больше ни меньше перенос всего макрокосма традиции в пространство клубной сцены. С его обрядовостью, магизмом и проживанием космогонических мифов здесь и сейчас… Надо сказать, что попытки «протащить» ритуал на подмостки предпринимаются очень давно. В большинстве случаев это скучная иллюстрация к этнографическим данным (опять же: бриллианты на сцене не блестят!); в «клюквенном» варианте это больше похоже на забавы ролевиков или на постановку сказки для детей.

r0i9egraqa0

Мистерия перехода на сцене. «Рождественские сказки» от YoGa Go Ethno

YoGa идёт единственно верным путем: через ритуал, который давно обосновался на сцене. А именно — через театральные практики: мы же помним, что театр родился из ритуала! В январе грядущего года увидит свет фолк-феерия «Рождественские сказки», созданная при участии режиссёра и педагога Елены Садковой, выпускницы театральной школы клоун-мим-театра «Лицедеи», экс-актрисы театра «Семьянюки».

Театр и обряд, уверена Елена, имеют точку соприкосновения — темпоритм. Ритуал требует дополнительного пояснения (сейчас происходит то-то и зачем-то). Но темпоритм — это то, что зритель воспринимает помимо сознания, на уровне ритмов тела: биения сердца, движения ног, покачивания головой в такт. С помощью темпоритма создается интересный и зрелищный номер, который по своему настроению отсылает к мифу, не проигрывая его «в лоб». Таков, например, номер с ведрами, которые используются и как перкуссия, и как ритуальный атрибут. (Ведро в народной магии широко применяется в разных обрядах; достаточно вспомнить примету о бабе с пустым ведром).

В создании мистерии помогают и приёмы клоунады, которые Елена даёт музыкантам YoGи на своих тренингах. Они позволяют ощутить внутреннюю свободу, прийти к пониманию того, что и зачем артист делает на сцене. Клоунада и фольклор — вещи, на первый взгляд, несовместимые; но совмещать противоположные понятия вполне в духе современной культуры. Существует же мегапопопулярный жанр «научного стендапа». YoGa и есть такой фольклорный научпоп, исполненный на языке современной музыки и современного театра.

a05gacm4f2i

«Рождественские сказки» — это синтетическое представление, где много движения, импровизаций, игры и интерактива. В музыкальной основе мистерии лежит русский и европейский фольклор, а также авторские композиции, построенные на ладах народной музыки и использующие образы народной поэзии. Сюжет «Рождественских сказок» многомерен, он соединяет в себе много плоскостей. Одна плоскость — годовой круг, движение Земли вокруг Солнца, цикл убывания-прибывания света, и вместе с ним убывания и прибывания природных сил. Эта плоскость «выткана» нитями из песен календарных: зимних, весенних, летних. Другая плоскость — тоже круг, но круг жизни человека: рождение, взросление, смерть. Те переходные ритмы, через которые проходит каждый из нас: от детства к юности, от молодости к зрелости, от старости к угасанию. В этой плоскости звучат брачные мотивы с их бурлением зачинающих-рождающих сил. Они соседствуют рядом с колыбельными и бытовой лирикой. Есть и третья плоскость — то, что происходит в душе человека, его мечты и стремление к высшему; это плоскость духовная. И здесь звучит народная духовная музыка, псальмы и канты (совсем неизвестный широкой публике жанр духовной лирики, восходящий к периоду русского барокко).

Программа разноплановая, разножанровая, где есть место и грусти, и радости, и безудержному веселью, и светлой надежде на лучшее будущее. Всему тому, что наполняет новогодние праздники, — ведь каждый новый год мы не только веселимся, но и грустим об утраченном. И, конечно же, надеемся на благополучное начало нового жизненного цикла.

Увидеть, услышать и принять участие в фолк-феерии «Рождественские сказки» можно в клубе JAGGER 10 января 2024 года.

Автор текста: Ольга Лоза

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика