Принято считать, что в современном мире музыки невозможно стать популярным артистом, если у тебя нет лишних сотен тысяч на запись в шикарной студии. «Без денег никуда не пробьёшься», — слова, которые часто можно услышать от начинающих музыкантов. Отчасти это так, но не стоит забывать, что талантам нужно помогать, чем и занимается «Новый Ритм».
«Новый Ритм» — это проект, направленный на поддержку молодых музыкантов, в результате которого каждый участник получит новый опыт и знания, помощь профессионалов и бесплатную запись на Санкт-Петербургской студии звукозаписи мирового уровня «Добролёт», где записывали свои альбомы такие легендарные рок-группы, как «Аквариум», «Алиса», «Сплин» и многие другие.
Всего в сборнике принимают участие 15 талантливых и амбициозных групп из разных городов России, которые в течение нескольких месяцев работают под руководством опытных наставников.
Создателем «Нового Ритма» является музыкант и продюсер Сергей Майстров. Также в проекте участвуют известные звукорежиссёры и звукоинженеры Александр Докшин, Андрей Алякринский, Пётр Терновой и другие.
Сергей Майстров (слева)
Читайте также
В этом интервью мы узнали у команды «Нового Ритма», как проходит работа над сборником, и что ждёт проект в будущем.
— Сергей, расскажите, как проходит работа над сборником в рамках проекта «Новый Ритм»?
— Очень увлекательно. Поскольку целью проекта «Новый Ритм» является не просто запись 15 песен, а максимальная передача опыта профессионалов молодым музыкантам. Работа выстраивается по принципу живого общения. То есть, приходя в студию, участники получают ответ на любой вопрос относительно своего материала, помощь в доработке аранжировок и смотрят на то, как работают инженеры и звукорежиссёры, учатся у них. И, конечно, получают от них максимальное вовлечение. Наверное, вовлечённость, открытость, дружелюбие и профессионализм стали отличительными особенностями проекта «Новый Ритм».
Мы хотели, чтобы все музыканты, независимо от их уровня, чувствовали себя комфортно, были открыты к новому и ушли после работы на проекте с новыми знаниями, которые могли бы качественно изменить их творческий путь в лучшую сторону хотя бы с точки зрения студийной работы. Но, если рассматривать работу над сборником с технической точки зрения, то мы выбрали 15, на наш взгляд, интересных и перспективных молодых коллективов, и теперь записываем их в студии. Далее они пройдут сведение и мастеринг. Ну а после — выход на цифровые музыкальные площадки.
— Чем отличается работа с молодыми артистами от работы с опытными профессионалами?
— Работа с молодыми артистами отличается тем, что с ними необходимо делиться собственным опытом. Потому что у кого-то недостаточно знания и понимания процесса записи, у кого-то не хватает класса игры на музыкальных инструментах, некоторой согласованности в работе внутри своей группы. Доходит до того, что музыканты не договорились, какие партии кто играет, и вместе они просто не стыкуются. А всё это вскрывается уже в студии в процессе записи. В таком случае мы стараемся максимально им помочь. Конечно, были музыканты, которые уже имели опыт студийной работы, но думаю, что и они вынесли из участия в проекте что-то новое для себя.
С другой стороны, у неопытности есть и большой плюс — отсутствие шаблона работы. Поэтому процесс записи рождает у них много идей, нестандартных решений.
«Новый Ритм» и задумывался в первую очередь как проект, где музыканты могут получить свой первый опыт звукозаписи в профессиональном режиме. Получить советы от опытных инженеров, звукорежиссёров, музыкантов.
Где-то мы вместе дорабатывали партии, где-то пытались уловить настроение, донести до группы, почему так важно это передать. И здорово, что на проекте были в том числе группы, у которых вообще не было студийной записи. Это позволило им сразу получить правильное представление о процессе работы в студии.
— Сколько уже проделано от общей работы? И как много времени в целом нужно на запись сборника, где задействованы сразу аж 15 коллективов?
— На данном этапе мы закончили трекинг и перешли к сведению. На запись такого сборника требуется около трёх месяцев. Мы находимся ещё в процессе работы. Но нельзя ориентироваться на данный показатель, потому что мы не стремились записать быстро. Да, команда и участники проекта работали в плотном режиме, однако целью было не просто записать, но и передать опыт, хотя бы просто объяснить, почему этот дубль хороший, а этот стоит переписать. Вовлечённость и участие требуют времени.
— Будь вы на месте начинающих музыкантов, было бы вам самому интересно стать частью такого проекта?
— Безусловно. Это отличный опыт, заряд на позитив и на творчество. А также для групп, которые всё-таки приняли участие в проекте, это пример их успеха и мотивация, которые сильно помогают и поддерживают на творческом пути.
Появление такого проекта — это одно из благ для молодых музыкантов. И здорово, что такие идеи поддерживаются.
— Как отбирались участники проекта? На что обращали внимание в первую очередь?
— Если не говорить про требования возраста и языка исполнения, то на проект выбирались песни. Главное, чтобы была песня, материал. Остальное нас не волновало.
— Заметили ли вы профессиональный рост участников за время сотрудничества?
— Мне сложно говорить о росте участников в данный момент времени, потому что я с ними работаю уже на протяжении нескольких месяцев. А как правило, люди не замечают изменений, пока они взаимодействую друг с другом практически каждый день, находятся в одном процессе. Но я думаю, что каждый музыкант, который пришёл в студию в рамках участия на проекте, получил пищу для размышления. А учтёт он полученные советы, сможет критически подойти к своей деятельности и вырасти или нет — покажет время. Будем наблюдать.
— Что будет с проектом в будущем? Планируете развивать его ещё больше?
— Да, мы точно планируем дальше развивать проект. Пробовать новые форматы. Но пока это секрет!
Помимо создателя проекта, с участниками постоянно поддерживают связь профессионалы музыкальной индустрии. Важным в «Новом Ритме» человеком является звукоинженер Александр Докшин. Благодаря ему на свет появились любимые многими людьми альбомы русского рока. Сейчас Александр уверен, что слушатель полюбит и новые песни, записанные в рамках проекта.
Александр Докшин (справа)
— Александр, благодаря вам сотни тысяч людей услышали и полюбили альбомы «ДДТ», «Аквариум», «Аукцыон» и других исполнителей. Как вы думаете, сможет ли слушатель так же сильно полюбить сборник «Новый Ритм»?
— Да, несомненно. Дело в том, что и группа «ДДТ», и «АукцЫон» тоже были когда-то молодыми и тоже когда-то начинали. И, собственно говоря, в те годы, когда мы это всё записывали, они были ещё в начале своего пути. И те группы, которые мы сейчас записываем, они тоже в начале своего пути. И, конечно, любое музыкальное начинание именно такое, когда есть там огонек нового. Если его правильно запечатлеть, то, конечно, всё это будет слушаться с огромным удовольствием.
— Каким вы видите потенциал участников? Чувствуется ли их отдача в рамках проекта?
— Конечно, в рамках проекта у них есть отдача, потому что они все заинтересованы в том, чтобы показать свои возможности. Потенциал, скорее всего, будет складываться из дальнейшего их вовлечения во всю эту музыкальную жизнь и из всего того, что они будут продолжать делать. Потому что иногда есть замечательные группы одного альбома, например, или одной песни. Но этого недостаточно. От творческого человека, художника требуется стабильное его мировоззрение, его рост как музыканта. И это не ограничивается только одной музыкой. То есть рост музыканта вообще очень объемный. Когда мы говорим о том, что человек выгорает в своей профессии, это значит, что он находится только в рамках своей профессии. Но когда музыкант начинает читать книги, изучать живопись, слушать другую музыку, когда находится в этом круговороте, а не только в своей музыке варится, складывается тот самый потенциал, приводящий к росту. Это не только техническое оттачивание профессиональных навыков. Вот здесь мы на студии занимаемся тем, что пытаемся уловить этот вайб. Главное, чтобы задор, который существует в начале, продолжался. И вместе с тем музыкант рос со всеми вещами, которые он еще будет цеплять в процессе: любые наблюдения, любые чтения. Это очень важный момент для роста и для потенциала художника.
— Как вы считаете, слушатель оценит итоговый результат? Насколько заинтересует слушателей проект, по сути посвящённый музыкантам?
— Конечно, когда там такой собирается цветник, это всегда очень интересно, потому что в сборнике будет различная стилистика, различные жанры и направления. И, конечно, это все, несомненно, заинтересует. Кого-то заинтересует определенная группа, кого-то ряд групп. Но в целом, я думаю, многие будут стремиться к тому, чтобы поучаствовать в таком проекте, потому что это всегда интересно с точки зрения «показать себя», и просто быть даже обычным слушателем. Потому что от слушания одного происходит слушание другого, походы на концерты. То есть происходит вовлечение.
— Делитесь ли вы вашими знаниями с молодыми музыкантами?
— Ну, я бы даже немножко по-другому сказал. Я не столько знаниями делюсь, сколько своей полной вовлеченностью в эту работу как инженера и звукорежиссёра в процессе самой записи. И, конечно, даю какие-то советы. Потому что без этого участия невозможно что-то делать. Я думаю, здесь обмен энергиями происходит.
Одну из особо важных ролей в проекте занимает звукорежиссёр групп «Алиса» и «КИНО» Андрей Алякринский. Именно он на протяжении нескольких лет отвечал за звукорежиссуру в легендарном петербургском клубе «Тамтам», который подарил России новую волну рок-музыки, а теперь Александр помогает записать хиты молодым коллективам «Нового Ритма».
Андрей Алякринский (слева)
— Вы по большей части работаете с рок-коллективами, а в проекте, насколько нам известно, принимают участие представители абсолютно разных жанров. Расскажите, есть ли различия в особенностях работы с музыкантами разных направлений?
— Да, конечно, есть различия. В этом сборнике довольно много разных жанров: от фолка, рока и гранжа до диско фанка, но в целом все эти направления плюс-минус помещаются в какую-то матрицу современной музыки. Эти жанры за последние годы очень сильно перемешались, поэтому здесь никаких проблем не возникло. К каждой группе мы старались применить какой-то отдельный подход. К тому же, все музыканты — участники проекта — были немного разного уровня, и это тоже требовало индивидуального подхода.
— Почему для вас важно быть частью этого проекта?
— Потому что из тех 15 групп, которых «Новый Ритм» привел на студию, до этого была на «Добролёте» только одна. Для нас это 15 новых артистов, из которых кто-то придёт записывать сюда пластинку, кто-то расскажет друзьям. Это артисты, которые поймут, что это не какая-то огромная страшная студия, где везде висят портреты известных артистов, а доброе и демократичное место, в котором рады всем. Поймут, что сюда может прийти любой артист, любой коллектив и записать здесь альбом, песню или, например, просто записать барабаны. Мы рады всем, а особенно молодым ребятам.
— Часто ли участники вносят правки по ходу создания трека?
— Правки есть всегда, и в данном случае я скорее расстраиваюсь, когда микс принимают без правок, первой же ревизией. Скорее всего так происходит потому, что у музыкантов нет какого-то своего видения. Я абсолютно нормально отношусь к любому количеству ревизий. И правок у кого-то было много, у кого-то всего лишь две. Любое количество правок — нормально. Когда я работаю над какой-то сложной музыкой, бывает гигантское количество ревизий, потому что музыкант за время работы со своим материалом уже увидел его каким-то определённым образом. Он знает, как части должны пересекаться и взаимодействовать, в каких пространствах всё это должно жить. У меня же может быть немножко другой взгляд. Это совершенно нормально, когда ты получаешь от инженера микс, который он сделал опираясь на свой вкус и представление о том, как все должно звучать.
— Может ли современный музыкальный сборник открыть нам столько же имён, сколько, к примеру, клуб «Тамтам».
— Думаю, что нет. «Тамтам» просуществовал 6 лет. Концерты были три раза в неделю, и в каждом концерте принимало участие как минимум две, а чаще три группы. То есть гигантское количество групп в самых разных составах и в самых разных коллаборациях. «Тамтам» был местом, где происходили встречи, знакомства, создавались новые проекты. При этом надо понимать, что это было совершенно другое время, и интерес к музыке был колоссальным. К сожалению, сейчас мы часто замечаем то, что многие молодые (и не очень) музыканты не готовы тратить время на то, чтобы элементарно научиться играть на инструменте. Потому что им кажется, что это произойдёт как-то само. А тогда было совершенно по-другому: не было никаких цифровых технологий, никаких возможностей редактирования, и поэтому все было немного честнее — как ты играешь, так ты и звучишь. Групп было очень много, и они были очень смелые. Не было никаких рамок и никаких правил, музыканты не пытались никому понравиться. Они пытались быть такими, какие они есть, и это было очень круто.
Если этот проект просуществует столько же времени, наверняка он откроет много новых имён. Мне не хотелось бы никого выделять, но из тех пятнадцати коллективов, с которыми мы поработали, сейчас есть несколько очень талантливых, и мы желаем им удачи.
Пётр Терновой – звукоинженер групп «Звери», «ДДТ» и Komplimemter и других точно знает, как сделать крутой звук!
Пётр Терновой
— Пётр, сталкивались ли с трудностями при записи сборника «Новый Ритм»?
— Весь сборник «Новый ритм» состоял из сплошных трудностей. То есть они были постоянно, мы постоянно сталкивались с какими-то приколами, начиная от неготовности самих групп и заканчивая как бы глобальным непониманием того, как это должно быть со стороны коллективов. Сложно было понять, что они вообще хотят из этого сделать. Но я считаю, что нам удалось с гордостью выйти из всех сложных ситуаций и, в принципе, сделать довольно достойную работу.
— Вы человек, который привык работать с профессионалами. Тяжело ли работать с начинающими музыкантами?
— На самом деле, нельзя сказать, что мы всегда работаем с профессионалами. То есть, приходят музыканты очень разного уровня, бывают более профессиональные, бывают менее. В действительности дело даже не в профессионализме, а насколько вообще хороша песня. Если группа приносит классную песню, то относительно неважно какой у них уровень. Она может быть и супер крутой, и может быть начинающей, но в принципе из этого можно будет уже что-то сделать. Главное, чтобы была крутая песня.
Уровень подготовки группы имеет значение чисто с технической точки зрения, насколько хорошо они играют. Но, ещё раз повторюсь, если песня состоялась, то в целом легко работать абсолютно со всеми.
— Сколько требуется времени для записи одной песни?
— Ну, у всех это происходит по-разному, но лично у меня так заведено, что в принципе один день – одна песня. Мы стараемся за один день успевать записывать по одной песне. При этом группа может записывать целый альбом, но в среднем они успевают по песне в день. Для начинающей группы может быть и два дня. Сильно больше тоже очень редко бывает. Бывают артисты и джазовые коллективы, которые успевают больше записать. Но опять же, как правило, если это музыка с вокалом, то не всегда успевают вокал записать. В основном, одна песня – один день, можно так сказать.
— Что в работе над сборником вам нравится больше всего?
— Мне очень понравилось, что мы научились делать то, что до этого не делали. Часто мы записывали вместе с музыкантами и за музыкантов инструменты, просто на ходу выдумывали аранжировки, то есть все это превращалось в такой потоковый процесс. Мы учили их, и сами учились. Я считаю, что это самое позитивное, что было. Мы многому научились.
Услышать уникальный сборник можно будет уже в июле 2024 года! Для прослушивания будут доступны песни всех 15 участников: «Анна Каренина», «Квартира ДжиНа», «Лиза Матрёшка», «Новая Культура», «плохие отношения», «РТУТЬ», «СиЯть», «Твои Любимые Бывшие», «ТЕАТР АВ», «Теория Воздухоплавания», Cfera, cowos, FISH OUT OF WATER, IRINA ANIS, LAMPOCHKA & Abazur. Проект «Новый Ритм» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!