MIVARI — этно-хаус проект вокалистки, автора песен Марии Ивановой и музыканта Романа Квачёва. С момента появления в 2020 году дуэт выпустил уже 3 альбома: «В девках быть», «Субботея» и «Жар-Птица», а 17 мая MIVARI представил новый сингл «Море», сочинённый по мотивам сказки А.С. Пушкина.
Концепция MIVARI, сочетающая в себе хаус и техно музыку с живыми инструментами, фолковые распевы и сюжеты, появилась не сразу. Поначалу Роман и Мария экспериментировали с разными музыкальными формами, прежде чем пришли к нынешнему стилю.
В целом, предпосылки к созданию фолктронного звучания MIVARI перекликаются с одной из трактовок термина house как электронной музыки, записанной дома при помощи подручного набора инструментов — синтезатора, драм-машины, семплера и, возможно, чего-нибудь ещё. Дополнительными инструментами в случае с MIVARI оказались блокфлейта и флюгельгорн, на которых Роман стал наигрывать фолковые мотивы поверх электронного саунда. Как и классическому хаусу, творчеству MIVARI быстро стало тесно в домашней студии, и оно вырвалось на танцполы столичных клубов, а также многочисленных фестивалей в разных уголках страны.
Читайте также
В этом интервью участники дуэта MIVARI Мария Иванова и Роман Квачёв подробно рассказали о своём творческом пути и ближайших планах.
— Набираю в поисковике MIVARI и вижу две несопоставимые картины. Сначала карикатурную тикток-попсу, затем серьёзный этно-электронный проект с ярким авторским стилем — от музыки до визуала. Вскоре понимаю, что это делают одни и те же люди. Как так вышло?
— В далёкие доковидные времена мы образовали кавер-проект, с немалой долей иронии так его и назвали — Popsa. Позже возникло желание не только перерабатывать известные композиции, но и написать несколько авторских песен с тем же посылом и подтекстом, отражающим иронию и сатиру над происходящим в поп-культуре. Эти песни были выпущены под названием MIVARI, производным от имени и фамилии вокалистки, автора текстов Марии Ивановой: «Не парит», «Караоке», «Крышу сносит» и т.д.
Позже «Попса» осталась как музыкальная лаборатория для своих. Ко времени, когда все изрядно подустали от неопределенности и лозунга «оставайтесь дома», в конце лета 2020-го мы выпустили песню «Завтра», которая уже не была издёвкой над попсой. Песня отражала тяжёлое внутреннее состояние. Позже мы её изъяли со всех стриминговых платформ по личным соображениям. В итоге этот трек остался только на просторах ВК.
Но как же мы пришли к серьезному этно-проекту? Март 2020 года, Санкт-Петербург, домашняя студия и много свободного времени. Мы случайно обнаруживаем дома блокфлейту, которую семилетнему Роме подарила его мама в 1995-м году. С этого дня начались эксперименты с применением флейты в электронной музыке. К сожалению или к счастью, первые наброски так и не увидели свет, ибо это совсем экспериментальные зарисовки.
В январе 2021 года мы переехали в Сочи. Через какое-то время, вдоволь наигравшись попсы и каверов, вспомнив одним тёплым вечером свои старые музыкальные наброски из этники, флейты и электроники, Роман отрывает давно забытый черновик без названия, и уже спустя час была готова демо-версия песни MIVARI — Party. Переслушивая это демо пару дней, мы ощущали, что чего-то не хватает, а именно — балалайки. На подмогу пришёл наш друг и сосед — к сожалению, не балалаечник, но, к счастью, отличный гитарист. И мы, опять же с долей иронии, записали партию гитары, сымитировав звук балалайки. Начались поиски подходящего лейбла, чтобы её издать, и лишь спустя 5 месяцев, в январе 2022 года нам удалось это сделать на крупном российском лейбле. А спустя несколько дней мы начали писать альбом, все так же экспериментируя с музыкальными стилями и инструментами в рамках этники и электроники, ибо поняли, что нам эта тематика близка.
— Причём от тикток-попсы впечатления у меня тоже двоякие. Песня «Не парит» будто бы на полном серьёзе написана обывателями для обывателей, а в той же «Крышу сносит» уже слышно ёрничество над ними.
— «Не парит» была написана на кухне под размышления о подростковых страданиях и расставаниях. Скорее это был вызов себе — сможем ли мы написать песню за короткий срок. Кстати, с этой песни у нас появилась рубрика «Песня за час» — текст, и аранжировку мы сочинили ровно за один час. Также она примечательна тем, что попала ещё и в нашу негласную рубрику «Песня одного синтезатора». Рома как раз приобрел тогда Arturia MicroFreak, и все партии в «Не парит» сыграны именно на этом синтезаторе, кроме ударных. «Крышу сносит» — в чистом виде ирония, как и последующие наши песни в этой стилистике.
— Почему не стали придумывать новое название для фолк-проекта?
— Потому что название MIVARI, как мы уже сказали, очень личное, менять его не хотелось. Вся музыка, написанная нами — это live-дневник, отражающий наше прошлое и настоящее. Так пусть в нем будет всё как есть и в соответствии с жизненной хронологией, без прикрас. Латиницей решили писать для облегчения коммуникации с зарубежными слушателями, ведь у нас есть несколько англоязычных авторских песен.
— Кроме того, вы ещё регулярно делаете каверы в необычных аранжировках, которые выкладываете в своих соцсетях?
— Периодически этим промышляем и подвергаем обработке песни других исполнителей. Это в принципе то, чем осталась наша Popsa, та самая музыкальная лаборатория для своих. Зовём в гости друзей, пьём чай, беседуем и музицируем.
— Фолк-история MIVARI тоже началась с кавера — на песню «Субботея»?
— Да, все началось с «Субботеи», которую Мария нашла в сборнике русских народных песен и позже применила к написанной Романом музыке. Не очень хочется называть её кавером, ведь это народное достояние, как и «Рябина», текст которой был использован в первом альбоме. Больше в нашем творчестве нет заимствованных текстов, все последующие были написаны под впечатлением от прочтения сказок, преданий и являются полностью авторскими.
— Вас не пугает путаница с MIRAVI, которая также использует элементы фолка в своём творчестве? Моя знакомая шла на ваш концерт в Петербурге в полной уверенности, что будет MIRAVI, но в итоге не расстроилась, потому что вы ей тоже очень понравились. А что, если кто-то придёт на MIRAVI вместо вашего шоу?
— Порой открываешь стриминговые сервисы и пугаешься от количества групп с абсолютно одинаковыми названиями. И вот каково им?
А у нас же разные наименования и даже число участников проекта различается. И начали мы выпускать песни с элементами фолка порядком раньше — минимум на год. Если говорить о фолк-составляющей, то у нас абсолютно разная музыка и смысл текстов никоим образом не пересекается. А чтобы понять это, нужно хоть чуточку послушать и взглянуть на афишу перед покупкой билета.
Возможная путаница нас не пугает. При всём желании мы не можем быть глазами и ушами других людей. Пусть это будет чем-то вроде теста на внимательность.
— Сейчас вы продолжаете параллельно работать над стёбными треками и клипами в рамках MIVARI, делать необычные каверы или же взяли однозначный курс на фолктронику?
— Так как мы не обременены контрактными обязательствами ни с какими лейблами и агентствами, то пишем музыку по настроению. Собственно, этим всегда и занимались.
— В определённом сегменте медиа существует тренд на «русскость всему миру назло». Помогает он вам в реализации творчества или наоборот мешает?
— Мы никогда не следили за таким трендом. Затрудняемся ответить.
— Как у вас, кстати, обстоят дела с масс-медиа. Замечают, может быть уже где-то ротируют треки?
— Мы посмотрели статистику «Шазам» и удивились. Например, у «Колыбельной» на момент этого интервью больше 6000 «шазамов». А значит, её не только кто-то ищет, но ещё и кто-то где-то воспроизводит. Где и кто? — Не знаем.
Периодически нам пишут люди, что они где-то слышали нашу музыку. Кто-то даже говорит, в фильме, но в каком не поясняет, мы тоже не в курсе. Однажды мы получили поздравление с тем, что нашу музыку транслируют по FM-радио, но опять же — мы туда ничего не отправляли.
Друг прислал видео с прогулки по пляжу в Сочи, там в одном из кафе звучала наша «Колыбельная». Безусловно, это приятно, когда музыка находит своего слушателя за пределами наших сообществ в соцсетях!
— Сказки Пушкина — успешная стилизация, где автор прежде всего оттачивал писательское мастерство. Сказки Бажова вообще написаны им по партзаданию — найти «горняцкий фольклор», которого естественно не оказалось, потому что людям, занятым изнуряющей физической работой, едва ли было до сказительства. В настоящем фольклоре имена авторов всегда остаются в тени, а произведения живут в отрыве от создателей. Хотели бы вы, чтобы в будущем какая-либо песня MIVARI ушла в народ и только эксперты могли определить в ней ваше авторство? Если да, то какая?
— В век цифровых технологий, когда всё обо всех известно, сложно утаить авторство произведений. Но нам кажется, что песня «В девках быть» вполне могла бы стать народной.
— Мария, в некоторых песнях MIVARI я слышал «оканье», ещё разные диалектизмы. Вы специально соблюдаете тонкости произношения, пения, допустим, когда в песне обыгрываются сюжеты фольклора той или иной местности?
— В песнях, которые написаны на данный момент, нет привязки к диалектам, прочим тонкостям произношения и пению, традиционному для той или иной местности. В «Колыбельной» применяется «оканье», но только для художественной окраски.
— Роман, подбираете ли вы характерные инструменты или мотивы, когда сочиняете музыку для песни, основа которой пришла из того или иного уголка нашей необъятной страны?
— Хочется ещё раз подчеркнуть, мы всё-таки электронная группа с фолковыми мотивами. Существуют фолк-группы, которые ездят в экспедиции с целью изучения музыкальных особенностей той или иной местности, чтобы потом их воспроизвести, но у нас именно авторский проект. Все мелодические составляющие в песнях MIVARI появляются под впечатлением от прослушивания народной музыки, но не на её основе. Что касается инструментов, используются попросту те, которые под рукой. Сейчас у нас есть жалейка, ряд классических блокфлейт, гитары, укулеле, синтезаторы, и сомнительная бамбуковая флейта, купленная в Адлере.
— Вообще мне кажется, фолк-сторона MIVARI нашла бы больший успех на европейской сцене. Вы по-хорошему сдержанные, без китча и лубка, обожаемых нашей публикой. При этом я вижу стиль, который можно демонстрировать хоть на рейве, хоть на подиуме.
— Большое спасибо за добрые слова! Вероятно, подтверждением этого и являются комментарии в соцсетях, когда нам пишут слова благодарности люди из самых разных стран и, кстати, не только из Европы.
— Видел, кто-то в комментариях отчитывал Марию за слишком «нерусский» сценический костюм, применив к нему терминологию из «исконно русских» тюремных понятий. Что ещё такого смешного доводилось слышать в свой адрес?
— Начнём с того, что мы и не фолк-группа в традиционном виде. В музыкальной основе MIVARI электронное звучание, аналоговые синтезаторы и драм-машины, а уже потом эклектика с народными мотивами. Всегда найдутся люди, для которых что-то не так и не на своём месте. Ведь даже записи звуков природы в соцсетях набрали несколько десятков тысяч злобных дизлайков.
— Какие новости вы хотели бы озвучить напоследок?
Мы выпустили новый сингл «Море» по мотивам сказки «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, а 25 мая дадим сольный концерт в петербургском Арт-пространстве «Пушкин рядом», где презентуем его вживую.
Летом вы сможете увидеть нас в московском заведении «Мунк», а также на фестивалях «Купало» (СПб), «Былинный берег» (Тверь), «Этноскоп» (СПб). За анонсами выступлений можно следить в нашем паблике ВК, новые даты регулярно добавляются.
К осени ждём выход альбомов «В девках быть» и «Жар-Птица» на виниле.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!