Данное интервью ― логическое продолжение материала о первых гастролях хора «Meridiem», с которым можно ознакомиться по ссылке.
Впервые, когда я увидел объявление о наборе в хор, слегка впал в ступор ― для меня это было что-то новое, в голове появилось множество вопросов и сомнений, а также лёгкая примесь любопытства. Будто бы молодежные хоры сейчас ― явление не столь распространённое, а тут появилась возможность стать его частью. К тому же, мне все хотелось подтянуть свой вокал перед тем, как начать создавать собственную музыку, а тут подвернулась такая шикарная практика с возможностью поработать вместе с другими заинтересованными в этом деле людьми. Но я уверен, что каждый преследует свои собственные интересы, вступая в хор, и у каждого возникают свои собственные вопросы и сомнения. И в этом интервью, которое я взял у Ирины Дмитриевой ― художественного руководителя хора «Meridiem», специально для таких же сомневающихся, как и я сам когда-то, постарался охватить самые распространённые моменты, которые могут стать камнем преткновения при принятии решения о вступлении в хор.
― Привет! Для начала, расскажи, пожалуйста, немного про себя и про хор ― как вообще пришла идея создать новый коллектив, был ли у тебя какой-либо опыт раньше?
― Привет! Меня зовут Ирина, и я искренне люблю то, что я делаю! Обучаюсь музыке я с детства и в 2025 году отмечаю 20-ти летний юбилей этого интереснейшего путешествия. В жизни меня влечёт создавать прекрасное, существовать в нём, и ещё обязательно этим делиться с миром ― наверное это и есть для меня музыка и хор. Так случилось, что мне посчастливилось поработать со многими коллективами разного уровня подготовки и возрастов, везде было хорошо и интересно! В моём деятельном сознании (что свойственно людям дирижёрской профессии) пришла мысль, что на знакомом с детства юго-западе Петербурга не хватает молодёжного хорового коллектива. Любительского, ведь это даёт возможность петь всем желающим, вне зависимости от образования. С этого и началось создание «Meridiem»’а!
― Почему же именно хор, а не, например, рок-группу? В чем уникальность хора для тебя?
Читайте также
― Рок-группу я уже создавала и до сих пор люблю эту музыку. Хор не заключён в жанровые и стилевые рамки и открывает перед музыкантами большое творческое разнообразие. А ещё меня сильно влекут безграничные возможности человеческого голоса, соответственно, чем больше голосов, тем шире возможности.
― Кем ты мечтала стать в детстве, удалось ли приблизиться к этой мечте?
― В детстве мне было тяжело определиться со своей будущей профессией и на расспросы взрослых были разные ответы: стюардесса, балерина, фотограф. Анализируя своё профессиональное становление, я убеждаюсь почти в фаталистичности происходящего. Думаю, приблизиться удалось в плане многозадачности, круг трудовых обязанностей дирижёра весьма велик.
― Становясь на путь профессионального музыканта, какие были у тебя ожидания? Совпали ли они с реальностью, или ты ещё в процессе их реализации?
― Главный критерий был заниматься любимым делом. Пока всё совпадает!
― Какой творец тебя вдохновляет? Неважно, в музыке или чем-то другом.
― Я сильно ценю творчество Тома Йорка, Джона Леннона, Стинга, Сергея Васильевича Рахманинова, Иоганна Себастьяна Баха, люблю иногда выпадать из реальности и, переслушивая любимые сочинения, следить за музыкальными мыслями гениев. Вдохновляюсь своими близкими и родными людьми, они у меня замечательные!
― Опиши себя как руководителя хора существительным, прилагательным и глаголом.
― Самый сложный вопрос для меня из всех! Пускай будет так: свет, живая, совершенствовать.
― Как ты относишься к ситуациям, когда участники хора откровенно говоря «лажают»? Зрители, которые не знают произведений, наверняка этого и не замечают, но что чувствуешь именно ты в такие моменты, стоя перед хором? Только честно!
― В таком случае музыканты, как медики, не должны поддаваться эмоциям и действовать, поэтому особо чувств нет, мозг ищет решения в момент ошибок и проблем, помощь хору отражается в дирижёрском в жесте, взгляде. Всё негативное «послевкусие» накатывает после выступления, разочарование, злость за невнимательность. Но высказать недовольство я обычно не успеваю ― артисты хора уже сами всё знают и каются в содеянном.
― Ребята из ПетрГУ устроили небольшой перфоманс во время выступления, сначала исполняя Аве Мария композитора Яакко Мантиярви, где артисты расположились по всему залу, что создало фантастический эффект присутствия и погружения в атмосферу, а затем добавив ударные инструменты в исполнении африканской рождественской песни Betelehemu. Для меня это было неожиданностью, ведь в моем представлении, да я уверен, что и в представлении большинства (кто имеет хотя бы небольшое представление о хоровых выступлениях), академический хор ― это когда все стоят на сцене дружными рядами и исполняют произведения а капелла (то есть без музыкального сопровождения). Считаю, что подобные вещи дают сильный толчок в развитии хорового искусства, делая его более разносторонним и притягательным как для слушателей, так и для исполнителей. Готова ли ты ломать академические устои и привносить что-то новое в исполнение хоровой музыки, чего может даже не делали до тебя, или ты скорее за консервативный подход, почему?
― Я за свежесть и новизну всеми руками! Музыкант ― это человек всегда в активном поиске нового звучания, прочтения, иначе становится скучно и рутинно. Понятное дело что структура в работе, произведениях, остаётся неизменной, и надо с большим уважением и внимательностью относиться к опыту всего музыкального сообщества. А вот поиск новых форм, близких современному хористу и, что важно, слушателю, это вопрос, над которым я время от времени сама размышляю.
― Вступление в хор ― шаг ответственный и немного страшный, ведь для многих это что-то совсем новое, поэтому хотелось бы с твоей помощью развеять эти страхи и вселить уверенность в тех, кого заинтересовала перспектива стать частью подобного творческого коллектива. Зачем вообще мне вступать в хор? Что я получу для себя? И вообще, мне кажется, что хор совсем не мужское дело. Зачем мне хор как мужчине?
― Сразу скажу, хор ― это то, что надо попробовать! Ну, как любая вкусная еда ― все жуют и нахваливают, но убедится в верности суждения возможно только самостоятельно попробовав хотя бы ломтик. Хористы преследуют разные цели, но общие ― эмоциональная отдушина (мы многое переживаем благодаря музыке, как сказал мой друг ― групповая психотерапия), развитие вокальных навыков, расширение кругозора, общение с близкими друзьями, поддержание здоровья (доказана польза пения для всего организма, а мозг сколько хорошего получает ― это отдельная статья!), возможность участвовать в интереснейших концертных событиях города и страны! Мы же только из Петрозаводска вернулись! Про мужчин ― к сожалению, на сильную половину человечества с детства давит общественное мнение, что пение ― это не мужское занятие. Я стараюсь развеять это понятие, столько молодых людей вокруг с красивыми голосами и удивительно глубоким внутренним миром, которым был бы так интересен хор! Считаю, что все приведённые выше доводы работают и для девушек, и для мужчин.
― Пою я только в дУше и душЕ ― какой уровень требуется для вступления в хор?
― Тут история индивидуальная. В хор можно попасть без музыкального образования, главное – ваша внутренняя мотивация, желание научится новому, вовлечённость в процесс. Но обозначу, что в хоре нужна чуткость, как общечеловеческая, так и слуховая. Поэтому, если вы хотите просто покричать – вам на спортивный стадион. Знание нотной грамоты приветствуется, но можно освоить всё необходимое для чтения хоровых партитур за достаточно короткий срок (придётся немного потрудиться, но вы не пожалеете!). Дирижёр и знающий сосед ― в помощь!
― А какие жанры музыки исполняет хор, что мы будем петь?
― «Meridiem» – хор академический. И исполняем мы академическую хоровую музыку разных эпох и стилей, а ещё затрагиваем народную музыку и вообще много чего интересного. Можем петь Вивальди, а можем обработку «Muse», всё красиво и увлекательно. См. пункт «про вкусную еду».
― Я человек занятой. Как часто проходят репетиции и сколько времени они занимают?
― Темп жизни современного человека высокий, но музыке, в любом её проявлении, обязательно нужно ваше постоянное в ней нахождение. Обычно репетиции проходят 2-3 раза в неделю, в зависимости от приближающихся концертов, где мы проводим по 2-3 часа. Наверное, сначала страшно увидеть эти цифры, но спросите любого хориста ― время пролетает незаметно!
― Я все еще немного сомневаюсь, можно ли прийти сначала как зритель на репетицию?
― Конечно можно!
― Что бы ты посоветовала и пожелала тем, кто (как и я) много сомневается?
― Желаю всем пробовать новое и не боятся ошибаться. Жизнь так быстро проходит, вы замечаете? А хор ― то самое безопасное место, где можно отложить телефон на два часа и по-хорошему отключиться от внешнего мира. Заземлиться во время дыхательных упражнений, услышать, как твой голос становится частью чего-то прекрасного, большего, чем ты сам, увидеть участливые глаза соседа, посмеяться над шуткой басов, откликнуться жесту дирижёра. Готова пообщаться со всеми, кто нашёл хоть одно предложение, которое Вам близко! Пишите мне в Телеграме (@irinamintsoul)!
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.