Московский стёб-рок проект TSARGOROX за 2024-й год успел выпустить аж два альбома. О релизе «Я съел русалку» наш Портал писал ещё в прошлом году, а на разбор второй новинки нам потребовалось чуть больше времени. На этот раз TSARGOROX никого не съел. Напротив — заварил для слушателей острый, актуальный Rockenrollton. И как это современное блюдо оказалось в меню «Царьгороха» рядом с русалкой — пока что вопрос открытый.
Думаю, дело в том, что как персонаж фольклора Царь Горох находится вне времени и пространства. Он появился в далёком прошлом, но мы вспоминаем его по сей день. Как при нём жилось и когда это точно было, толком никто не знает. Но все, кто говорят о нём, неустанно фантазируют на эту тему. Так, он существует где-то между явью и вымыслом и наверняка наблюдает за нами из вечности, посмеиваясь над нашим бытием не меньше, чем мы над его незапамятной эпохой.
Музыкальный TSARGOROX начинает свой Rockenrollton c хоть и философской, но всё же дразнилки «Бебебе». Песня сильного и независимого, смеющегося всем подхалимам в лицо: «Никому и никогда я зад не целовал. Если мне его подставят, я его кусал. Дипломатия нужна бездарям и тле. А я сам всего достиг — бебебе!» Царским росчерком лирический герой отменяет припев: «Если смысл есть в словах, то припев не нужен нах. Он не нужен ни тебе ни мне, напевайте просто бебебе!» Но как говорится, всё не так однозначно, ведь эти слова и есть припев. Потому закрадывается сомнение, так ли непреклонен персонаж, хвастающийся своей независимостью. В принципе почти в каждой песне альбома обыгрываются две крайности. Под конец монотонный психоделический ритм пронзают фанфары и на этой пафосной ноте музыканты заливаются художественным блеяньем.
Читайте также
В песне «Работа» предложен ещё один способ независимого существования. Под федуло-жадновский карикатурный брейкбит с гротескной прямолинейностью и одержимостью героя песен АХСиМСЗ нас призывают продаться подороже. А тот, кто не последует этому принципу, непременно ошпарит кипятком последнее, пока заваривает лапшу быстрого приготовления.
Абсурдистская НОМовская притча «Бессмертный мальчик» повествует о голом правителе и мальчишке, который не побоялся сказать ему правду, за что был репрессирован сами изощрёнными и не всегда «цензурными» способами. Но всё вроде как закончилось хорошо, ведь царь голый, а мальчик-то бессмертный, хоть и ведёт себя очень странно для положительного персонажа. В этот момент осознаёшь, что в песнях TSARGOROX, помимо фирменной игры слов, мыслей и образов, появились чёткие сюжеты, мораль и социальная повестка. Все эти составляющие в полной мере раскрываются в «Знал, но делал» и «Иди домой», где на очень простых и ярких примерах рассказано, как злодеев настигает карма, и как устроена монетизация войны.
<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:450px;" width="100%" height="450" src="https://music.yandex.ru/iframe/album/29317897">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/29317897'>Rokenrollton</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/12995405'>TSARGOROX</a> на Яндекс Музыке</iframe>
На пути от абстрактного к конкретному нам встречаются «Господин», «Братья по разуму» и «Машина времени». Господин, как и война, у каждого свой — у кого маргарин и вкус сардин, а у кого нафталин и формалин, только суть одна — пагубная зависимость. Братья по разуму, как всегда, советуют строить ракету и валить туда, «где всё нормально». А умник, который её строит, почему-то делает это в шифоньере, и не желает брать в полёт других умников. Зато пьющим он напротив будет рад, только пьющим несильно, чтобы всё-таки долететь до цели.
Но TSARGOROX знает, единственное спасение от всех проблем — «Машина времени». «Хватит грустить о Сталине, Ленине! Нужно мутить машину времени. Прыгнуть назад лишь на тысячу лет, встретить тет-а-тет и сломать хребет — хитрым, наглым, подлым, жадным…», — и прочим негодяям по списку. Очень надеюсь, что всем, а не выборочно — из тех наций, кого традиционно винят в бедах нашей родины. Однако по «Нибиру» понятно, что и в 3005-м году, — неясно только, с помощью машины времени или без, — казаки летают на планету из теорий заговоров. Очевидно прогресс настиг их как-то по-особенному: «И на герметичной тяге их титановые кони. Сзади бабы, ребятишки, инвалиды да иконы.» Другая крайность — «сами знаете какие» казачьи внуки, которые не хотят знать казачьего фольклора и вообще не имеют ничего общего со своими предками.
«Лезут в политику!» — возопит иной умник. А кто сказал, что Царь Горох — не политическая фигура? Так или иначе, народ веками расхлёбывает кашу, заваренную его коллегами. И вот, когда кашей все уже сыты по горло, пришло время отведать перчёного Rockenrollton-а.
Завершает альбом «Последняя радиопередача» — короткая зарисовка на гибель большей части человечества. Трагичная до смешного, как «Кончились люди» группы Х.З., разве что куда более мрачная. Её лирический герой явно не станет оплакивать исчезновение этих пяти миллиардов. Быть может, он даже организатор их внезапной кончины.
В пресс-релизе альбома сказано, что искушённый меломан заметит тень Тома Уэйтса, Killing Joke, «Аукцыона», Ministry. Из всех перечисленных я сильно искушён лишь последними, однако параллелей не нашёл. Зато расслышал деконструированного Вагнера в «Господине», рифф из Pretty Woman в «Братьях по разуму» и, кажется, аллюзию к Децлу в «Знал, но делал». По разным композициям здесь рассредоточены элементы всевозможных тяжёлых гитарных музык вплоть до рэпкора и постблэка, есть лёгкие отступления в стиле ска и диско, много фолка и немного дарк-фолка. Ну, а любовью к группе НОМ альбом пронизан полностью. Музыка в Rockenrollton очень разнообразная, но такая, чтобы не отвлекать слушателя от текстов, а главное — смысла песен.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.