Студийный и по-настоящему независимый рок-проект TSARGOROX выпустил за 2024-й год целых два альбома. Это «Я съел русалку», о котором мы уже успели побеседовать на «Субкультуре», и Rockenrollton, речь о котором заходила в нашей рецензии и вновь пойдёт сегодня.
Альбом Rockenrollton получился острым и наваристым, но это, как и предыдущие работы группы, отнюдь не музыкальный фаст-фуд. «Рокенроллтон» — пища для ума и ушей. Принципиальное его отличие от других релизов TSARGOROX — чёткие сюжетные линии песен и социальная повестка. В остальном — здесь те же фирменный авторский взгляд с нестандартным юмором, нетривиальные рифмы, радующие взыскательный филологический вкус, и неожиданные музыкальные аллюзии для гурманов-меломанов.
В новом интервью фронтмен и автор песен TSARGOROX Олег Козленков раскрывает рецепт Rockenrollton-а, «деанонимизирует» Царя Гороха, в честь которого назван его проект, и смело афиширует отсутствие чётких творческих планов у группы.
Читайте также
— «Гордость — наш единственный и главный капитал» — это хорошо или плохо?
— Сама по себе гордость — хорошо. Это то, чего не хватает многим людям. А ещё хотел бы добавить, гордость — это не только причина отказываться от нелицеприятных предложений. Это ещё и причина таких предложений не делать. Возможно, такая мысль требует осмысления. А плохо, видимо, только если гордость — единственный капитал. Но тут уж кому как повезло.
— Я впервые услышал неологизм Rockenrollton от группы Tsargoroх, но пока готовился к интервью нагуглил на Pikabu смешную картинку c этим словом аж 2011 года. Вам что-то о ней известно?
— Ого, значит, с кем-то мы совпали мыслишками. Не могу вспомнить, откуда пришло название, честное слово. Пришло, записал, порадовался и всё.
— На обложке альбома есть даже ядерный взрыв, но нет ничего похожего на еду быстрого приготовления. Получается, ваш Rockenrollton — не кулинарное блюдо?
— Если хотите использовать язык аллегорий, то «Рокенроллтон» — это упаковка песен. Вот тебе макарошки, вот сублимированное мяско, вот специи какие-никакие, вот вилочка. И в целом материал питательный. Не жвачка, где все треки похожи один на другой. Ядерный же взрыв на фоне — это и взрыв вкуса, и пир во время чумы, и последний суд, и торжество ума над благоразумием, и холст с котлом в каморке старого Карло.
— И снова видно руку художника, который детально обыграл сюжеты песен. Кто стал автором обложки на этот раз?
— В этот раз я попросил поучаствовать в оформлении Сергея Москвина (Doppelsoldner). Идея была моя, я подсказывал фигуры и сюжеты, он воплощал.
— Музыкальный состав Tsargorox остаётся прежним?
— Мы, к сожалению, мало говорим про моего друга и соратника, без которого этого (и других тоже) альбомов не было бы. Лев Карелин — замечательный музыкант и аранжировщик, мы с ним сотрудничаем ещё с проекта «Очень Высокое IQ», и без его мастерства во владении инструментами и микшерным пультом со всеми прилагающимися, без его творческих идей, студии и знакомств в музыкальной среде я бы сидел тихонько в углу. Также хочется поблагодарить всех музыкантов, которые участвовали в записи альбома. Но это в конце…
— Тексты ваших песен точно не похожи на музыкальный «фаст-фуд», хоть вы и выпускаете по несколько альбомов в год. У вас всегда есть большой запас неизданных сочинений, которые вы кропотливо дорабатываете?
— Я рад, что вам так кажется. Два альбома в год получились случайно, простите. Накопился материал за несколько лет, и я решил его материализовать. Где-то старые стихи, где-то совсем новые тексты на старые задумки. Что-то рождалось быстро и легко, а что-то приходилось, действительно, кропотливо взращивать, некоторые тексты писались несколько месяцев и больше, нащупывались нужные ходы и переходы. Например, «Знал но делал» очень тяжело давалась. Начало её зачервячилось ещё году в 2016-м, просто по пути на почту в голове заскакали словечки и барабанный рисунок и застыли на время, как модель в воске. Я периодически возвращался к тексту, но шло куда-то не туда, я решил ловить настроение. И так вот, в несколько приёмов родились припев, проигрыш насвистелся, сюжеты сомкнулись в логическую комедию. И к 2023-му году песня была записана мной в черновом виде дома, на коленке, с использованием дешёвой гитарки, ладоней и телефонного диктофона. И легла ждать своего часа.
— Почему решили сделать шаг от абстрактно-бытовых песен к более злободневным?
— Не было никакого осознанного решения. Просто когда в папке накопилось 24 черновика, льдина, очевидно, раскололась на две части. На одной приплясывали песенки про всякую неочевидную лирику, а на другой угрюмо толпилось всякое проблемное. Видимо, просто время, опыт, возраст, раздражение — такой получился выхлоп.
— Когда вы соглашаетесь примкнуть к каким-либо рядам, как в «Машине времени», действительно случается беда и «взрываются склады»?
— Наверное, важно понимать, что на человека, который отвечает на эти ваши вопросы, в январе наступило 48 лет. И сбиваться в кучи без праздничного повода — это у меня всё более редкая потребность. Когда-то давно папа мне говорил, постукивая по столу предметом, похожим на кулак, что я непременно посещу армию. Он сам у меня служил сверх положенного, в ГДР находился около пяти лет, в аптеке повелевал медикаментами и бинтами, мама фельдшерицей служила, у обоих было почётное звание прапорщиков медслужбы. Но тут подрастать я стал, горя прибыло, и отче мой сказал как-то: «Нельзя тебе, Олег, с таким характером в армию. Или тебя там прибьют, или ты там кого-нибудь погубишь». В итоге, я очень долго учился и с армией как-то пролетел. Да и в целом, примыкать к каким-то рядам — это нужно очень отчаянно уверенным быть в чём-то, а мне всегда было что-то иное интересно. На дерево забраться, например, или съездить, родню, друзей повидать, или, вот беда, не читал я давно никакой хорошей книжки. Так что, склады, конечно, не взорвутся — это образное выражение.
— Ваше творчество вдохновлено группой НОМ. Когда НОМ в 2009 году слишком прямо высказались о наших реалиях в «Гимне Новой России», многие поклонники стали их упрекать мол отошли от абсурдизма и «полезли в политику». Как вы отреагировали на это событие и поменялось ли ваше мнение сейчас?
— Я не вдохновляюсь ничем, скорее, наоборот, стараюсь не попадать ни под чьё-либо влияние. Я заряжен ранними альбомами группы, до 96-го года у них было сделано всё самое главное. А потом, согласен с поклонниками группы, творчество НОМ стало каким-то нарочитым и плоским. Я просто перестал их слушать. В новых альбомах нахожу очень избирательно достойные песни, но всё это уже не то. Я другой, во-первых. Во-вторых, руконожность, если вы понимаете, о чём я.
— Возмутились ли ваши слушатели, что Tsargorox «полез куда-то не туда»?
— Ещё как! Но мне не доложили. У нас нет концертов, нет горячих линий, стоит прекрасная могучая тишина. Иногда какой-нибудь товарищ выразит своё мнение в личной беседе или приватном сообщении — и снова приятный эмбиент. А если бы вот какая-то группа слушателей выразила своё негодование — мне что следовало бы делать? Драть волосья на себе, крутиться волчком? Мучительно гадать, как бы угодить запросам населения? Чтобы что? Чтобы стать более популярным. Чтобы зачем? Чтобы приподнять финансы. Но у меня, во-первых, жена богатая, а во-вторых, нет цели стать придворным художником. Интересно быть самобытным.
— В целом вам уже ясен портрет слушателя Tsargorox и нужен ли он вам как таковой?
Нет, не понятен. Да и не нужна такая аналитика. Я что — выгонять кого-то буду? Или подстраиваться, писать песни по расчёту? Возможно, этих людей, которым зашло моё творчество, на следующих песнях закоротит и они расплюются во все стороны. И что ж с того? Будут другие.
— В предыдущем интервью «Субкультуре» вы сказали, что у вас не выходят сюжеты и вам ближе абстрактные образы. Всё же в Rockenrollton появились очевидные сюжетные линии. Стало ли это для вас как автора открытием, придало ли вдохновения?
— Ну, это, скорее, был просто неожиданный эксперимент, будто ты всю жизнь бежал с сачком по лесной тропинке, а тут бац — и проснулся в скором поезде Москва-Брест. Но сюжеты это, по-прежнему, то, в чём я слаб. Хоть я и работал короткое время сценаристом. К тому же, классические сюжеты — это скучно, а конъюнктурные быстро портятся. Не уверен, что у меня получится ещё раз.
— Я даже увидел сквозные сюжеты. Мне показалось, что события из «Нибиру» — неизбежный результат строительства ракеты и открытия планеты, которого требуют «Братья по разуму». Так тоже было задумано?
— Это вы сами додумали. И сейчас мне преподнесли сюрприз. И скажу больше — это хорошо и правильно. С долей стёба можно написать, что рукой художника движут высшие силы, а публика зачастую привносит свои смыслы, о которых творец и не в курсе, потому что «сделал и пошёл». Если он не ангажированный идеолог.
— Песня «Знал, но делал» будто бы перекликается с треком Децла «Кровь моя кровь» и концептуально, и музыкально. Так ли это? Это просто стёб или вам действительно интересно творчество Кирилла Толмацкого?
— Никогда не слушал и, боюсь, не слышал Децла. Тут мне добавить нечего. И я сейчас не побежал срочно его слушать, между прочим.
— Образ самого Царя Гороха, в честь которого названа группа, вам понятен? Отрицательный он или положительный и, главное, хорошо ли при нём жилось?
— Мой Царь Горох — это герой стихотворения Вяземского Петра Андреевича, некий легендарный правитель «золотого века», которых, возможно, никогда и не существовало. Ни царя, ни века. Оттого в песнях много горечи и иронии. А из какого корня происходит слово Tsargorox, от Германариха или от Царьграда — неважно. Людям всегда кажется, что лучше там, где их не было. И начинается легендаризация. С Царём Горохом же вариант получше многих — слишком давно это было, и про него, вроде бы, ничего плохого не известно. Но, возможно, лучшее время — это то, которое досталось именно нам.
— Какое событие вы будете считать апофеозом существования проекта, на котором можно поставить точку?
— Когда-то давно, примерно в 2000-м году я работал у себя на родине, в Волгограде, на радио. Это был золотой век для радио-диджея. Ты садился в свою смену за пульт, и за спиной у тебя находилась вся фонотека. Ты просто поворачивался к ней и выбирал, какая песня будет звучать следующей. Потом пришло понятие формата и радио стало скучным. Видимо, когда ЭТИ песни, хотя бы некоторые, прозвучат на радио (без проплаченных эфиров) — это будет какой-то маленькой победой. Но у меня дурные предчувствия, мир теперь устроен по-иному.
— Есть ли у проекта Tsargorox дальнейшие творческие планы?
И немало! Но я о них ничего пока не знаю. Неизвестность — это такая громадная бездна! Буду просто удить из неё что-нибудь, а поймаю или нет...
Сейчас я бы хотел поблагодарить всех музыкантов, участвовавших в записи Rockenrollton. В реализации музыки принимали участие прекрасные музыканты:
Лев Карелин — моднейшие аранжировки, все гитары, программирование;
Кирилл Горьков — ударные;
Амир Валеев — тромбон;
Степан Житнов — саксофон;
Julialinchik Vrednaia — бэк-вокал;
Анастасия Повеквечных — виолончель;
Инна Зильберман — скрипка;
Никита Шутов — труба;
Сергей Лагутик — аккордеон;
Олег Козленков — музыка, тексты, вокал.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.