Под конец 2024 года рязанская инди-группа «Спуутник» выпустила альбом For Sale, слушая который вы узнаете, что ангелы работают за респект, пока музыканты пытаются продать опыт и Луну. Если вам ничего не понятно с самого начала, это нормально для первого знакомства с творчеством проекта.
Композиции «Спуутника» изобилуют актуальным юмором, оригинальными рифмами, необычным взглядом на бытовые сюжеты и хайповыми словечками. По словам фронтмена коллектива и автора текстов Николая Пашкова, их песни интересны преимущественно музыкантам и филологам. Исковеркать произношение ради яркой рифмы? (Freshman) — Запросто! Утроить глухую согласную букву, чтобы вышел прикольный звук? — Почему нет. («Новые знакомые») Употребить нелепое в контексте типичного рок-хита слово? — Не вопрос! («Свято место пусто») Главный принцип: «Чем чуднее, тем лучше». И всё это исполнено с непоколебимым сладкоголосием под заводные инди-рок-поп аранжировки.
Читайте также
«И вроде только фрэшмен, а уже и надоел
Отдавай кэш, мэн, даже если не доел
Ужас, кэшмэр, переполнено фойе
Боком — к бару. — Наливайте, оу-е!»
Можно сказать, творчество «Спуутника» — это тик-ток панк для взрослых. Развлекательная музыка эпохи соцсетей, созданная людьми, которым есть что сказать и чем удивить. Как поётся в одной из двух заглавных песен альбома: ««Спуутник» продаёт опыт». Что ж, это мы покупаем!
А чтобы лучше разобраться, какой конкретно опыт «Спуутник» решил продать на этот раз, мы заставили участников коллектива рассказать кулстори о каждом из десяти треков их нового полноформатника. С редактором «Субкультуры» Романом Кадулиным побеседовали: вокалист Николай Пашков, гитарист-вокалист Игорь Городничев и барабанщик Дмитрий Герасимов.
— «Ангелы работают за респект, за спасибо и счастливый смех», — это мы поняли. А работают они кем?
Игорь (гитара, вокал): «Айтишниками… А вообще я только что понял: они работают врачами скорой помощи!»
Дмитрий (барабаны): «Ангелами они и работают.»
Николай (вокал): «Вот куда вас несёт? Давайте следующий вопрос.»
— Что самое крутое делали за респект другие люди для вашей группы?
И: «Первое, что приходит в голову — это приглашение выступать на вечеринке «Завтрак в платьях», где были только девушки, восемьдесят девушек и «Спуутник».
Д: «Самое крутое — это видеоклипы, которые делает для нас Колина жена Аня из Paradox Video Company.»
— Наверняка вашему проекту тоже доводилось выступать или делать что-то ещё за респект. Какой самый весомый респект получил «Спуутник» за свою историю?
Н: «В 2017 году мы выступали на глобальном областном опен-эйре. Пять тысяч зрителей, танцевальные проекты, движ и праздник. И мы каким-то образом вписались туда с живой музыкой. Опыт, конечно, незабываемый, потому что вся эта масса людей тянет из тебя ежесекундный подвиг, всех нужно увлечь и развлечь. Мы, как специально, выбрали песни, где припевы можно легко попеть хором. В результате исполнение трёх песен затянулось на 15 минут. А респект уже за сценой нам высказали хэдлайнеры концерта, какая-то модная столичная группа, только название забыл.»
— «Ангелы» — это вообще весёлая или грустная песня?
И: «Весёлая!»
Д: «Конечно, весёлая.»
Н: «Весь прошлый год мы открывали ей наши концерты, а в декабре открыли и альбом.»
— Блиц-опрос для автора музыки: «Чашка кофею» или Rasputin?
Н: «Откуда такие ассоциации? Обе вообще не похожи. Если уж искать аналог, то это скорее Another One Bites the Dust, а в куплетах немножко Sexbomb Тома Джонса.»
— Продажа опыта — это ведь не об инфоцыганстве, как могут подумать слушатели?
Н: «Мы все уже давно играем музыку и отдаём себе отчёт, что из вредности делаем всё по-своему. Поэтому наши записи интересны, в основном, музыкантам и филологам. Существуют же кроме денег другие стабильные валюты — удивление, радость, воодушевление других людей личным примером, уважение, зависть. Кстати, строчка «Спуутник продаёт опыт» помогла придумать название альбома For sale, то есть «Спуутник на продажу». А уж потом для пущей концептуальности появилась инструменталка Moon for sale.»
— Если у фрэшмена такая печальная судьба, то как ему быть? Сразу становиться легендой?
И: «Ну, сразу не получится. Постоянно что-то делать и стать легендой годам к пятидесяти, как Джонни Кейв.»
Д: «Как Джонни Депп.»
— Николай, где вы учитесь молодёжному сленгу?
Н: «Да я его толком и не знаю, так пять-десять слов, которые летают в инфо-пространстве.»
— Все ли участники группы понимают сленг и английский в текстах Николая или приходится объяснять?
И: «У меня знакомые постоянно спрашивают: «О чём вообще песни? Ничо непонятно!»»
Д: «Да всё там понятно. Фрэшмен — это человек, который приносит людям радость и всегда со свежей головой.»
— Гениальная, — без сарказма, — рифма «кэшмэр» сразу была принята?
Н: «Спасибо за комплимент! Но в смысле, была принята? У нас друг к другу полное доверие, партии инструментов в песне не обсуждаются.»
— Что за книгу «про любовь и юнкеров» читает герой песни?
Н: «Алексей Толстой «Хождение по мукам. Сёстры»»
— Назовите самую весёлую книгу в вашей жизни. Можно от каждого участника группы.
Д: «А «Собачье сердце» — весёлая книга? Забавная, как минимум.»
Н: «Единственный раз, когда я ржал при чтении в голос — это был Зощенко.»
И: «Я, когда читаю фантастику, и там, например, менты попадают в параллельную реальность, могу похихикать.»
— Все ли участники «Спуутника» росли «книжными мальчиками» или вы такие паиньки только в песнях?
Н: «Рязань — суровый город, рафинированными паиньками не получалось быть уже в школе, поэтому приходится совмещать. Кстати, я недавно начал сочинять песню «Опасен на работе и в любви».»
— Ангелы никогда не разбогатеют, фрешмэны надоедают уже сразу, а бейби увели соцсети, и мы ещё только на середине альбома. Это точно «самый оптимистичный релиз декабря-2024», как вы его позиционируете?
Н: «Ну мы ж в песнях не жалуемся, просто иронично констатируем. Плюсом две трети песен альбома в мажорных тональностях.»
— Есть ли польза в том, что современные реалии помогают отсеивать людей, которым с вами не по пути?
Н: «Конечно. Вот написал мой давний знакомый под одним из видео «Спуутника», что я старый, а всё прыгаю — я его, хренак, из друзей удалил. Сам ты пенс, понял? Живи там, ворчи без меня.
Александр Кушнир на «Индюшатах», например, сказал, что за строчку «мою бейби увёл контакт» мне в Рязани нужно ставить памятник, типа, такая она объёмная.»
— Николай, почему вы поёте: «Я должен исповедаться?» Разве песня на основе собственного опыта — это уже не исповедь перед всем миром?
Н: «В песне не было припева, потому эта кричалка и придумалась, вроде так. Для придания спиритуальности.»
— Николай, чувствуете гордость за то, что вы если не первый, то точно один из немногих авторов, кому удалось употребить слово «нюня» в рок-песне?
Н: «Ну, прям, не интервью, а свод комплиментов, ещё раз спасибо! Тут всё по устоявшемуся рецепту — чем чуднее, тем интереснее.»
— Кому принадлежит виртуозное протяжное и эротичное «А-А-А» в конце трека?
Н: «О, это отдельная красивая и печальная история. Попросил я как-то вокалистку Армине Кочоян попеть с нами в песне «Фрэшмен». Если послушаете, то там звучат массовые «пам-пам-пам», интервалы, октавы, целый аккорд. Получилось прикольно, надо, думаю повторить. Пригласил её для записи песни «Свято место пусто». Она опять замечательно спела в припевах, вышло прям тревожное диско. А потом начал сводить дорожки — ну, не клеится припев с остальной песней. Решил вернуться к начальной версии, где пою один. А в конце Игорь дурным голосом орёт: «Свято место пу…», а Армине допевает последний слог «…стааааааааа», вот и всё, что от её партий осталось.»
— На мой, взгляд, «Первое число» по-настоящему народная песня «Спуутника». Стремление менять жизнь с какой-то даты знакомо нам всем. Не было ли у вас мысли сделать аранжировку с родными фолковыми мотивами, а не ритмами далёкой Латинской Америки?
И: «Ну у нас и получилась латина с налётом русскости, мы же русские чуваки.»
Д: «Да. Песня прилатиненная, но латиной её не назвать.»
— Участники «Спуутника» слушают примерно такую же музыку, какую играют сами?
И: «Примерно, да. Другое дело, что наши песни — это сумма музыкальных предпочтений каждого из нас, поэтому получается самобытно. Ну не будем же мы играть какую-то хрень, которую не слушаем и не любим.»
— Откуда у вашей группы такая любовь к сладкоголосию, нехарактерному для наших суровых краёв?
Н: «Думаю, это уже профессиональная деформация. Я работаю в студии звукозаписи, и большая часть работы — это тюнинг и сведение не очень опытных вокалистов, поздравительные песни, корпоративные гимны, исполненные сотрудниками. И моя задача, чтобы всё звучало по нотам и как минимум мило, а лучше — прекрасно. Этот, своего рода, соцзаказ я по привычке переношу и на наши треки, вроде они от этого не страдают?»
И: «И давайте не будем забывать, что оба наших вокалиста — сладкоголосые суперские парни, суперский секс!»
— Песня «Справедливость» уже выходила на EP Light, о котором «Субкультура» писала в 2022-м году. К 2024-му «Справедливость» стала легче?
Д: «Конечно, легче. Нагрузили электронных семплов, весь рок-н-ролл пропал.»
И: «Легче только по восприятию, а по общему звуку тяжелее и конкретнее.»
— Вы говорили, в достриминговую эпоху у «Спуутника» уже выходили релизы. Какие-то ранние треки попали в альбом и если да, то как сильно они отличаются от первоисточников?
Н: ««Опыт», песня 2018 года, сильно отличается. Была в другой тональности, без основного гитарного рифа и с другим барабанным рисунком. Хотя, нет, она же нигде не выходила? Заготовка просто давно была. «Книги» вообще из 2011 года, только не было басового риффа и куплет пелся не пойми как.»
— Почему не захватили в альбом ничего, кроме «Справедливости» из больших релизов цифровой эры «Спуутника»?
Н: «Всё впереди, как раз начинаем открывать консервы. Сейчас для новой записи мы уже разобрали 5 песен, из них две сочинены примерно в 2014-2015 годах. Обычно после релиза альбома сразу хочется начать записывать следующий, всё же оказалось не так сложно, да? А потом начинаешь разбирать детальки, менять структуру, обкатывать на концертах – хоп, год и пролетел.»
— Уже не в первый раз слышу буквосочетание «ЭС-ПЭ-У» в вашей песне, это эдлиб от первых букв названия группы?
Н: «Да, С.П.У. встречается во многих наших текстах. Как репрезент, последний аргумент, по-разному. Всё началось с одноимённой песни, где название «Спуутник» произносится по буквам. Только я думал, что эдлибы — это бэки в рэперской песне.»
— Доводилось ли вам встретиться лицом к лицу с теми, с кем когда-то переругивались, сидя в разных авто? Может быть, даже действительно удалось подружиться?
Д: «Да постоянно. Только с кем-нибудь поругаешься, обязательно потом встречаешь, и стоишь, не знаешь, что говорить.»
Н: «Если тебе человек из другой машины что-то беззвучно вещает и жестикулирует, можно состроить смешное лицо или преувеличенно переживать, я несколько раз проворачивал. И обычно люди меняют своё настроение с минуса на плюс, видно по улыбкам; вот считай и познакомились.»
— Много ли новых клёвых знакомых удаётся заполучить после новой публикации о вас в Интернете?
Н: «Отвечу словами из нашей песни: «Я после концертов вижу — люди добавляются; расстояния большие, экипаж справляется».»
— Для Moon For Sale вы семплировали щебетание птиц. Кто этим занимался и как проходил процесс? Будете ли гоняться за пернатыми, чтобы вручить компакт-диск или хотя бы включите альбом погромче с распахнутым окном?
И: «Конечно, будем! Птицы должны это услышать!»
Н: «8 июня 2024 года моему пятилетнему сыну не спалось, достал всех дома. Пойдём, говорю, погуляем? И в четыре утра мы с ним ходили по району, записывали на диктофон соловьёв.
Инструменталка появилась и оформилась из ниоткуда и как-то очень естественно. Сначала было название. По количеству упоминаний в песнях слово «луна» чуть ли не на втором месте после слова «любовь», поэтому возникла такая концепция: Moon for Sale — «Луна на продажу». Подошёл к гитаре, сразу придумал вступительную мелодию. И тут пишет знакомый аранжировщик Алексей Еманов. Давай, говорит, изобразим что-нибудь совместное? А про инструменталку он пока ничего не знает. Я начинаю записывать для него наброски разных частей, и пока записывал — сочинилось несколько распевок. Алексей в ответ прислал десять вариаций, из которых и сформировалась структура песни.
А уже где-то в начале июля рано утром за городом я записал сову, она орёт в финальной части.»
— Упрекают ли вас в «злоупотреблении» английским языком?
Н: «Лирика у нас умышленно провокационная по отношению к общепринятому смыслу песен. Но сам приём не нов, рэперы, а с недавнего времени и модные блоггеры, его постоянно используют.»
— Пытаются ли слушатели навязать вам мнение, какой должна быть ваша группа, и что вы им отвечаете?
Д: «Раньше пытались, что-то советовали, сейчас перестали.»
Н: «Наверное, потому что раньше они чувствовали наши сомнения. А на данный момент сомнений нет, альбом получился железобетонный! Но потом они опять появятся, и снова будем искать что-то новое, постоянный творческий процесс. И, замечу, сами будем искать, без искусственных интеллектов.»
— Каково играть настолько независимую музыку в Рязани? Не гонят ли вас из дома в столицы?
И: «Николай, какАо, какаО, какаво!»
Н: «Да, да, нет, да.»
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.