В конце февраля на лейбле Content Chaos вышел третий контекстный сборник серии Wavwindows — Wavwindows 3: Paranormal. На этот раз участники сообщества wavinfo, где музыканты, композиторы и продюсеры делятся между собой секретами создания музыки, решили исследовать тему паранормальных явлений. И это, впрочем, немудрено, ведь предыдущий их сборник Wavwindows: Fear был посвящён страхам и фобиям, а точнее даже борьбе с ними. Видимо, во время проработки своих боязней наши герои вспомнили одну из первопричин знакомства со страхами и решили в будущем посвятить ей отдельный релиз.
Получилась большая концептуальная работа, так как все композиции Wavwindows 3: Paranormal музыканты сочиняли специально для этого выпуска. Причину, по которой они это сделали, идеально сформулировал участник проекта USLNK: «Если услышать что-то из другой реальности, это может открыть новые грани восприятия звука».
В нашей традиционной серии микроинтервью с героями Wavwindows мы решили подробнее расспросить об их опыте столкновения с аномалиями, которым они посвятили свои треки. Из этих диалогов вы узнаете — кто такая Пантафика, как могла сложиться судьба Лил Уэйна в параллельной реальности, что может увидеть человек, побывавший между жизнью и смертью.
Читайте также
LX imaginary band, nooMoon, Filipz — Radio Paranormal
Эта композиция в духе научно-популярной программы повествует о параллельной форме жизни, существующей в некоем двадцатимерном измерении. Сюжет выглядит вполне серьёзно, если бы не финальная сценка на несколько голосов, вопрошающих: «— Что это? — Кто это сказал? — Ты это слышал?». И тут возникает мысль: а не мистификация ли всё это, как было в псевдонаучных лекциях Сергея Курёхина?
— В записи Radio Paranormal приняли участие сразу три музыкальных проекта. Вас объединил опыт встречи со схожими паранормальными явлениями?
LX imaginary band: «С Filipz мы устроили коллабу, когда концепция трека еще не оформилась. У меня был кусочек демки, он добавил свою гитарную партию. Потом, после рождения идеи, из «сборной Wavinfo» откликнулась Надя nooMoon, придумала и записала свою вокальную партию. Опыта схожих паранормальных явлений у нас не было, разве что вселенная свела нас в нужное время в нужном месте».
— Что за теория о двадцатимерном измерении легла в основу вашего «выпуска»?
nooMoon: «Конкретных теорий нет. Это скорее размышления о подобном пространстве. Жителям подобного мира может быть непонятно, как возможно существование меньшего количества измерений. Также как нам сейчас сложно представить, что измерений может быть 20.»
LX imaginary band: «Все теории и совпадения вымышлены и совершенно случайны». (прим. — улыбается)
— Нужно ли искать нечто общее между вашей композицией и «лекциями» Сергея Курёхина?
nooMoon: «Можно поискать что-то общее с идеями писателей-фантастов или с работами по квантовой физике. Идея про одновременность существования миров с разным количеством измерений не нова и здорово, что возникает и в ученых кругах, и в творчестве.»
LX imaginary band: «А попробуйте, поищите, уверен, что-нибудь общее найдётся» (прим. — смеётся)
Dubsane, ЗАО «Сомнительные инициативы» — «Пистолет в рюкзаке Лил Уэйна»
Главный герой этой песни начинает сомневаться в том, что живёт своей жизнью. Он чувствует себя лишним, «как пистолет в рюкзаке Лил Уэйна», но мы-то знаем, что пистолет у легенды хип-хопа едва ли бывает лишним, максимум — запасным. Поэтому трек условного дуэта Dubsane и проекта ЗАО «Сомнительные инициативы» тоже ещё не пугает и не тревожит, а скорее настраивает слушателя на философский лад.
— В детстве Лил Уэйн чуть не застрелился, пока играл с пистолетом. В 2020-м году его уже повторно привлекли за незаконное хранения оружия. Пистолет в рюкзаке Лил Уэйна — это точно паранормально, а не гангстерская рутина?
ЗАО «Сомнительные инициативы»: «Однажды матушка юного Лил Уэйна обнаружила, что, собираясь в школу, вместо привычных сэндвичей, он положил в свой ранец ещё и пистолет. Этот факт возмутил матушку, и она решила: раз в школе атмосфера столь недружелюбна, что без огнестрела туда соваться не стоит — тогда, быть может, и не стоит юному Лил Уэйну там обучаться. После этого жизнь Дуэйна перескочила на другую сюжетную ветку — с гангстерами, хип-хопом и «Грэмми». А в параллельной реальности, вполне вероятно, остался Дуэйн, который закончил школу и стал юристом по бракоразводным делам.
— Разве это не вопрос философии, когда человек думает, что проживает какую-то не свою судьбу?
ЗАО «Сомнительные инициативы»: «Абсолютно точно, это вопрос философии, когда человек думает, что проживает какую-то не свою судьбу. Но когда задается вопросом, а возможно и верует, что где-то на просторах мироздания существует ещё одна его версия (или их множество) — это уже паранормальное, Высшая Лига.»
— Назовите самое сомнительное паранормальное явление?
ЗАО «Сомнительные инициативы»: «Это когда белорусский домовой украл из мини-холодильника пару бутылок пива, которые, как ты был уверен, ждали там тебя уже минимум пару дней.»
Kotr — «В плену иллюзий сновидений»
Эпичный гитарно-электронный инструментал на стыке нью-эйджа и построка с уже по-настоящему тревожными звуками и страстными причитаниями на эльфийском языке, которые я поначалу принял за латынь. Эта завораживающая музыка сильно затрудняет освобождение от плена. А потому мы ещё не прощаемся с темой иллюзий и сновидений.
— Когда человек просыпается, это значит, он покинул «плен иллюзий сновидений» или не совсем так?
— По факту мы конечно же просыпаемся и живём реальной жизнью, но в концепции названия и сюжета песни заложен двойной смысл. С научной точки зрения (см. книгу «Мозг во сне. Что происходит с мозгом, пока мы спим», Андреа Рок) наши сны — это процесс дефрагментации, сортировки пережитых событий, волнующих нас мыслей, поиск ответов на личные вопросы. В фазе быстрого сна — R.E.M. (отличная группа) — мы видим этот процесс обработки данных. Зацепившись за некую мысль, картинку формируется наш сон. У главной героини сюжета навязчивыми проблемами были тревожность и страх, которые она в итоге осознаёт через сны и преодолевает.
Возвращаясь к вопросу, отвечу, исходя из второго заложенного смысла. Некоторые люди и реальную жизнь проживают — как во сне. Человек «в плену иллюзий сновидений» может не понимать, что на самом деле им движет в реальном мире, и действовать под влиянием неосознанных мотивов. Жить неосознанно и стремиться уйти от реальности в мир грёз. Это может быть вызвано неспособностью справиться с трудностями, отсутствием смысла жизни или желанием убежать от боли. Поэтому проснуться — ещё не значит стопроцентно покинуть плен иллюзий сновидений. Просто происходит переход из одной реальности в другую.
— В композиции есть пронзительное гитарное соло. В какой-то момент кажется, будто слушаешь концовку «Группы крови». Это концептуальная задумка или случайность?
— Спасибо за комплимент и такое сравнение. Нет, это не случайность. Это, пожалуй, моя любимая музыкальная форма, которую также использую в композициях What If?, Above the Vaulted Sky, Not Even Close, Lone Nightscape. Простая двухчастная форма, первая половина которой атмосферная, а вторая, после небольшой звуковой ямы, более ярко выраженная с мелодичным гитарным соло. Я люблю гитарную музыку, поэтому в каждой моей композиции звучит живая гитара.
Здесь гитарное соло было запланировано в конце как часть аранжировки. Перед ним, во время звуковой ямы, звучит речь на эльфийском. В переводе на русский: «Я клянусь пройти с тобой сквозь тьму и направить нас домой.»
Сюжетная линия композиции — это сон, кошмар и некий путь, чтобы оттуда выбраться, поэтому такой монолог отлично подошёл. Он подчёркивает развитие мелодии и служит переломным моментом в аранжировке, после которого звучит более позитивная, как вы заметили — пронзительная часть в виде гитарного соло.
— Вы называете свой стиль NewGuitarWave. Какие особенности отличают этот стиль от других?
— Это и не рок-инструментал, и не конкретный жанр электроники. Несмотря на то, что я в большей степени поклонник тяжёлой музыки, мне также импонирует атмосфера электронных стилей, определённых композиций.
Сочинять и выпускать музыку я начал одновременно с ростом популярности стилей retrowave/newretrowave, которые мне тоже нравятся и где довольно часто используется соло-гитара. Тогда я решил, что назову свой стиль, свою музыку NewGuitarWave и буду его развивать: сочетать атмосферность электронных элементов в стиле ambient, downtempo, chill-out с гитарными партиями и мелодичными, чаще меланхоличными соло. В сюжетах композиций, названиях и в монологах внутри песен (где они есть) закладывается определённый философский, эмоциональный контекст — результаты моих переживаний и размышлений.
Если тезисно выделить, то составляющие моего творчества — это медленные темпы, меланхоличные мелодии, атмосферное ambient-окружение, вокализы и мелодичное гитарное соло, объединённые конкретной философской темой, чаще выраженной в названии композиции.
USLNK — Phantomatic Dance
Можно подумать, что композиция посвящена призракам, но это не так. Если я правильно понял, в этом случае фантоматику нужно трактовать как воздействие на мозг человека с помощью ритма. Ярчайший пример такого явления — экстаз в ритуальном танце. Поскольку вся хорошая музыка в стиле техно должна способствовать достижению подобного эффекта, поговорить с автором трека мы решили не о фантоматике, а о фантомах.
— Понимаю, что Phantomatic Dance не совсем об этом, но танец призраков — это прежде всего красиво или страшно?
— Страшно, но красиво, и так же энергично, как и в нормальном мире.
— Мне показалось, в композиции есть намёк на звук терменвокса. Чем вас привлекает этот инструмент?
— Терменвокс обожаю, но здесь это отсылка к почти одушевлённым звукам, которые словно существуют на грани реального и потустороннего.
— Хотели бы вы услышать настоящую музыку из параллельной реальности, даже если придётся немного испугаться?
— Безусловно! Я думаю, это было бы невероятно вдохновляюще и, возможно, даже пугающе. Музыка — универсальный язык, и если услышать что-то из другой реальности, это может открыть новые грани восприятия звука.
mal0 — «Пантафика»
В итальянской культуре существо по имени Пантафика олицетворяет сонный паралич. Это когда человеку кажется, что он задыхается во сне, после чего он непременно просыпается в испуге — с онемевшими конечностями и учащённым биением сердца. Образы Пантафики существенно разнятся — это может быть большой чёрный кот, ложащийся на грудь своей жертве, или худенькая женщина, чей рот похож на птичий клюв. Чтобы понять, какова природа «Пантафики» mal0 и можно ли трактовать её плотную басовитость как мурчание довольного котяры, я задал автору эти вопросы.
— У ваших композиций, несмотря на их инструментальную природу, всегда есть чёткий сюжет. Каков он на этот раз
— Впервые я столкнулся с феноменом сонного паралича лет в 17. Я тогда чуть не уверовал! Отлично помню ощущения: густое засыпающее состояние, почти невозможно шевелиться и передо мной стоит «папа», тянет ко мне руки. Я с трудом протягиваю в ответ, а его будто смывает волной.
Второй раз это произошло уже лет в 25 и совсем иначе, схожими были лишь обстоятельства — сильная усталость и недосып. Я лежал с женой на кровати, она уже уснула, а я хоть и пытался погрузиться в сон, не смог и открыл глаза: из коридора в комнату «зашла» чёрная фигура и тоже стала тянуть ко мне руки. Я заорал, жена проснулась, фигура исчезла. По ощущениям, всё это длилось минут пять, хотя по факту прошло лишь несколько секунд. В общем, сюжет «Пантафики» — это даже не сюжет. Это таинственная заставка-саундтрек к сериалу про сверхъестественные явления, после которой должна быть серия про сонный паралич. Но когда я это сочинял, прокручивал в голове эмоции-воспоминания от пережитого.
— Я нашёл два разных описания итальянского демона по имени Пантафика. В одном случае — это большой чёрный кот, в другом — странного вида девушка, чей рот похож на клюв. Как выглядит ваша Пантафика?
— Бесформенная, бесполая человекоподобная трясущаяся фигура, тянущая к тебе руки. Думаю, у каждого она действительно выглядит по-своему: в зависимости от насмотренности-начитанности, степени усталости, богатства фантазии и религиозных предпочтений — ведь наблюдая такое, глубоко верующий скорее всего нарисует в голове чёрта, демона. Есть одна фраза, которую я очень люблю, и за которую цеплялся ещё на этапе продумывания концепции альбома «Сны слепых водомерок» — «сон разума рождает чудовищ». Автор цитаты — испанский живописец Франсиско Гойя. Как он считал, когда разум человека спит, его фантазия способна породить жутких чудовищ, но если разум включить, она становится матерью искусств и чудесных творений. Поэтому, какой бы сверхъестественной и жуткой ни была бы Пантафика, я вижу во встрече с ней позитивный смысл. У меня это буквально муза, которая пришла не вовремя.
— Опишите самое паранормальное явление из вашей жизни?
— На самом деле, я не особо верю в пара нормальные явления, мне нравится скупой и занудный научный подход. Оттого и Пантафику я не особо боюсь: в конце концов, за столь жутким явлением стоит обычная усталость мозга и рассинхронизация сновидений с собственно процессом сна. Но в моей жизни есть одна вещь, которую я люблю подмечать и осторожно считаю чуть-чуть сверхъестественной: назовём это «удивительными совпадениями». Например, я мог выйти на балкон с альбомом Роба Дугана — Furious Angels — и на самом эпичном моменте с неба начинали падать перья: голуби дрались этажом выше. Или перед Новым годом жена предлагала угадать, что она мне подарит, у меня это долго не получалось, и тут из-за дома выбегала кошка с мышью в зубах. Оказалось, жена заботливо купила мне новую компьютерную мышь любимой фирмы (старая как раз перестала нормально работать). Ну таких историй маленьких у меня несколько десятков: в какие-то и поверить сложно, а какие-то за что-то необычное принимаю только я.
phazan — okea_n
В канву этого прямолинейного техно-трека с неудобными гудящими звуками красиво вплетена диктофонная запись беседы с героем, побывавшим на грани жизни и смерти. Интервьюшно-репортажный стиль композиции даёт слушателю возможность представить себя свидетелем событий, о которых идёт речь.
— Кто выступает рассказчиком истории? Как появилась идея объединить в одном сюжете столько таинственных миров: загробный, космос и даже океан?
— В треке звучат голоса моих друзей. Это отрывок реального диалога, рассказа о состоянии, близком к клинической смерти —когда сознание уже почти не связано с телом и мир снов оказывается единственным доступным. Соответственно, идея объединения этих миров полностью принадлежит подсознанию пережившего. Этим можно объяснить и общее тревожное настроение композиции.
— И эти герои знают, что их диалог «подслушали» и превратили в произведение искусства?
— Все участники в курсе о существовании записи и их участии в данном релизе.
— Есть ли ещё подобная аномальная история, которая могла бы вас по-настоящему вдохновить?
— Есть множество историй, достойных музыкального оформления. Но вряд ли я буду ставить спектакли по голосам для их изложения. Однако если какая-то из них попросится в мир как эта, возникшая в диалоге буквально на те пару минут, когда я пробовал запись, я дам им такую возможность.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.