Сегодня в редакции «Субкультуры» звучит новый альбом Кирилла Комарова «Живое — живи».
Встречаем по обложке и видим еле уловимое и очень светлое пересечение стихий: неба, воды и земли. К такому пейзажу хочется выбежать, раскинув руки, и процитировать песню из другого альбома Кирилла: «Ой, как всё крутототут!» Как — иронично? — сказал автор на презентации альбома «Живое — живи»: «Мы пытались запечатлеть бога». Ну, а бог, согласно религиозным учениям, и есть сама жизнь.
В жизнь без прикрас возвращает первая же композиция — «Музыкант на гастролях». Это блюз о нелёгкой судьбе андеграундного артиста: «Автобус Чикаго — Нью-Йорк опоздал на четыре часа. Твой менеджер забухал и прислал не те адреса». Но в то же время здесь звучит манифест человека, осознанно выбравшего свой путь: «Я музыкант на гастролях. Я готов к этой роли. Я могу в рок-н-ролле кое-что». И если говорить о Кирилле, «кое-что» — очень скромная характеристика. Этот музыкант может рок-н-роллить и сольно, и в коллективе, и в акустике, и в электричестве, и вообще без инструментов. «Тётенька в майке GRATEFUL DEAD зовёт тебя отдохнуть, Тебе надо бы выспаться, прежде чем тронуться в путь», — такая музыка чередования звонких и глухих согласных звучит как дополнительная перкуссия, тарахтит как двигатель того самого опоздавшего старенького автобуса. Пока Кирилл чеканит этот ритм, вспоминаешь о его недавно переизданном альбоме “Sensense”, где в роли музыки как раз были слова. Можно подумать, будто бы композиция «Музыкант на гастролях» тоже готовилась для этого релиза, потому что в альбоме «Живое — живи» оказался ряд песен, не нашедших себе места на других пластинках автора. Например, «Орлы над долиной» — следующая «музыкантская» зарисовка, лихой орлиный танец в стиле кантри с задорным индейско-пиратским припевом. По словам автора, она могла войти в «Блеск и шелест» или «Родину», однако что-то его смущало и он «не верил себе», пока в какой-то момент не начал играть её с каподастром.
Читайте также
В детстве мы выдумывали себе друзей, наделяя их реальными или магическими качествами. Но и во взрослой жизни есть место фантазии и волшебству. Достаточно поверить в рыжую фею по имени Джуки, с которой будет не страшно пережить даже следующую песню-катастрофу. «Заново» — можно сказать, заглавный трек альбома, ведь строчка «Живое — живи» именно отсюда. На примере бытового сюжета из жизни одной семьи разворачивается трагедия современного человечества, которая раз за разом приходит туда, где разрываются бомбы. Кто-то навсегда покидает этот мир, а кто уцелел, учится жить заново, храня светлую память. Негромкое и простое заклинание: «Живое — живи» звучит пронзительнее и убедительнее агиток, оправдывающих военные действия.
Перезагрузка приходит с осенними ветрами северной столицы, любить которые под силу лишь истинному петербургскому поэту. Назвать местные ветра и камни своими, а осеннюю луну мандаринкой, и вопреки всем существующим рок-трендам посвятить Питеру лёгкий гитарный джаз с изящным скрипичным соло осмелится не каждый автор. Музыкальная экскурсия по Петербургу Кирилла Комарова ярко выделяется на фоне мрачных баллад и пафосных неформальных гимнов других рокеров о нашем городе. Блок песен о любви и стихиях продолжают «Дельфины» и «Солнце на небе моём». Максимальная концентрация этого чувства во всех измерениях необходима, чтобы никому однажды не пришлось начинать «заново». В «Дельфинах» любовь сама по себе отдельная стихия:
И ни ветра, ни холода, только ты,
И ни крика, ни шёпота, только ты,
И ни шума, ни шороха, только ты.
Все легендарные рокеры вынуждены жить вечно, это мы прекрасно видим и на земле. А по мнению Кирилла Комарова, они ещё и попадают в рай, ведь рай — это дар для тех, кто дарил рай. Свою уверенность автор подкрепляет ставкой в целых «Восемь мешков ржи». Затем он пересказывает диалог одного музыканта со своей гитарой, к которой его визави относится как к живому собеседнику. Гитара расстраивается, приходит в себя и радуется вместе с этим артистом, благодаря чему в злачных местах, где «мало света и много теней», ему удаётся петь и играть как богу или магу. Уверен, Кирилл Комаров мог бы раскрыть этот секрет общения с музыкальным инструментом и от первого лица. Но тут он либо снова поскромничал, либо решил ещё раз напомнить, что «сегодня король здесь ты, завтра — кто-то другой» («Музыкант на гастролях»), такова жизнь. Благо рок-н-ролл, как метко когда-то выразился Александр Башлачёв, «славное язычество», и в этом пантеоне хватит места всем достойным.
Дальше нас ждёт сказочная «Тёплая осень», любовно-музыкантская «Пока моя любимая спит», серьёзная философская «Река глубока» и не менее философская, но очень юморная «А ещё было так».
В целом о песнях альбома «Живое — живи» сложно говорить обобщённо. Наверное, можно сделать вывод, что они о любви к жизни, живому и интересному, пусть даже непонятному и необъяснимому, и сильно реже — о последствиях ненависти ко всему перечисленному. Как собственно жизнь, эти произведения наполнены самыми разными сюжетами: бытовыми и возвышенными, оптимистичными и трагичными, правдивыми и сказочными, серьезными и смешными, иногда по-детски наивными или даже не по-детски абсурдными, и зачастую они балансируют на грани сразу нескольких настроений. Такой вот способ запечатлеть в песнях жизнь. А значит, попытка запечатлеть и бога?
По словам Кирилла Комарова, изначально он планировал сольный акустический альбом, но песни быстро стали жить своей жизнью, пробуждая интерес у его друзей, находящихся по разные стороны океана. В итоге к записи присоединились барабанщик Юрий Щербаков, басист Виктор Назаров, клавишник Леонид Гельман, скрипач Александр Клямкин и Елена Касаткина, исполнившая роль бэк-вокалистки в «А ещё было так». Так, гитара (читай — лира) нашего героя побудила задумываться, переживать, радоваться и заряжаться жизненной энергией целый «стихийный бэнд». Этой гитаре и другим инструментам очень повезло со своими хозяевами, а нам — с результатом их взаимодействия, воплощённым в альбоме «Живое — живи».
P.S.: Помимо цифровой версии альбома «Живое — живи» существует издание на CD, диск можно приобрести на ближайших выступлениях Кирилла Комарова. А если вы хотите узнать историю создания этих песен и поскорее услышать их в живом исполнении, присоединяйтесь к онлайн-концерту Кирилла, который состоится 22-го декабря на его ютуб-канале.
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!