Сегодня и ещё несколько дней до — в редакции «Субкультуры» звучал новый сборник лейбла «День забытой жизни» — «Странствия: блуждания и погружения VII». Это ежегодная компиляция, охватывающая огромный пласт экспериментальной, шумовой, индустриальной, до- и постиндустриальной и вообще, как её характеризует сам лейбл, «внежанровой» музыки. В одной только VII части представлены семнадцать проектов, работающих в направлениях от эмбиента до дарк-фолка.
О таком сборнике едва ли кто-то восторженно скажет: «Я слушал всё на одном дыхании». Чтобы совсем не утонуть и не потеряться, из блужданий и погружений нужно будет возвращаться и выныривать — хотя бы за минуткой покоя и глотком свежего воздуха. Но если вы открыты к экспериментальной музыке, то обязательно вернётесь к «Странствиям» и погрузитесь с новыми силами, чтобы исследовать каждый уголок этих глубин и далей. Только будьте готовы к тому, что даже прослушанные в два-три захода треки, звучащие по 8-10, а то и 18 минут, ещё какое-то время будут отзываться звоном в ваших ушах.
Старт маршрута — короткая, завораживающая, но в то же время тревожная и прохладная как туманный лес данжн-синт композиция Alora Jerry — Nebelwald. За пеленой тумана открывается картина, как волки максимально художественно рычат и воют на бархатную луну в Velvet Moon проекта Somebody Bo. Встреча проходит где-то на перекрёстке тёмных джаза и кантри под звенящую акустическую гитару, наэлектризованный бас и удивительно романтические в контексте релиза духовые, напоминающие то волчий вой, то пастуший рожок. Затем Марк Черенков погружает нас в двенадцатиминутные «Сомнения». Уши сомневающегося «терзает» колючий нойз под ритм дарк-эмбиента, сбивчивого, как робкие шаги, и гул, леденящий душу, лишь постепенно теплеющий и набирающий ню-эйджевую сакральность. К финалу будто становишься свидетелем какого-то мистического события, смотришь на него именно со стороны. Что тут происходит, обретение веры в объект своих сомнений или уже катарсис? — Каждый решит сам, но это точно далеко не конец наших аудио-приключений.
«Дыхание времени» Universalis будто бы берёт своё начало в «Сомнениях». Если бы это был диджейский микс, то переход от одного трека к другому никто бы и не уловил. Тем не менее концептуальная разница слышна. Это тоже музыка с эффектом эха высоких сводов, только тяготеющая не к религиозным мотивам, а к симфонизму. Причём этот симфонизм обладает удивительной невесомостью. Чувствуется пафос великих событий и в то же время их хрупкость, точно как у музейных экспонатов, ведь их времена безвозвратно прошли. Однажды транслируемые в нарастающей стене звука великие свершения становятся неразличимыми. Как будто в твой мозг за несколько минут хотят загрузить учебник по истории всей Планеты. И этот объём уже не поддаётся ни восприятию, ни уж тем более анализу. А под конец слушателя снова ожидает просветление. Опять надежда на светлое будущее? Как бы там ни было, в это время хочется разразиться бурными аплодисментами. А вот проект black-sided sun не берётся пересказывать всю историю человечества и ограничивается периодом в тысячу дней. Начало дроуновой 1000 days нервное и страшное — гул то усиливается, то утихает, а ближе к концу сквозь тревожные звуки вдруг прорываются какие-то райские мотивы. Однако в идиллию постепенно вклинивается техногенный гудёж, который, в свою очередь, вытесняет космическое эхо. Возможно, так, по авторской задумке, выглядит тысяча дней астронавта накануне судьбоносного полёта. А может быть, это и вовсе обратный отсчёт — от первобытной дремучести до высочайшего технологического прогресса, которого мир достиг отнюдь не безболезненно. Если верить «Гугл-переводчику», ashuoka отмеривает нам лишь четыре дня в своей Tetraiméra. За этот «срок» музыка увлекает фантазию в очень содержательное блуждание — земное, внеземное и даже какое-то подводное.
«Беглый раб» в «Противостоянии» знакомит нас с мелодичным музыкальным фольклором некоего северного народа, поклоняющегося дисторшну и дилэю. Поскольку это инструментал, узнать языковые особенности этноса со столь замечательными традициями не удаётся. Но, думаю, этот трек уже определил звучание фолк-рока, который будут играть и слушать после апокалипсиса. Можно уж было подумать, что песен или произведений со словами в сборнике мы не услышим вовсе, вот только разве можно странствовать без песни? Первым песенным номером становится LES — совместное творение ANHN Project и «Киноварь и Лазурь». Приятный, но настораживающий и даже идевательский, голос сказительницы протяжно вопрошает: «Тут только страшный заповедный лес, стальные прутья вместо берёз. Зачем же ты сюда полез, какой же чёрт тебя понёс?» И музыка в лесу стальных прутьев — прямиком из каменных джунглей, из блужданий между дарк-эмбиентом, индустриальным дабом и соматик-техно. Ещё один шедевр песенного жанра — красивая до безобразия баллада о полёте сквозь адово пламя: Crapologies — Flying Safe. Представьте: в экспедиции вы нашли сломанную музыкальную шкатулку с любимым хитом из 80-х, по-прежнему узнаваемым и вызывающим самые тёплые чувства, несмотря на все звуковые искажения. Примерно такие впечатления можно получить от прослушивания Flying Safe, а ещё вспомнить старую добрую Space Oddity Дэвида Боуи. В этот же песенный блок напрашивается «Блок внутри» группы «Семён и Хор Блаженных имени Ф.М. Достоевского», хоть этой композиции и предшествует целых четыре инструментала. «Блок внутри» — путешествие по узнаваемым и почти неузнаваемым за счёт наложения друг на друга стихам классика. Коллаж из отрывков стихотворений Александра Блока и преимущественно обрывистых звуков, где размышления поэта о личном и коллективном звучат как трагичное пророчество. Это мост между прошлым и настоящим, миром художественным и реальным, где «скифы с раскосыми и жадными очами» в очередной раз решили навязать кому-то свою «любовь, которая и жжёт, и губит».
Ещё одну литературно-культурную параллель между правдой и вымыслом, на этот раз уже без слов, проводит «РЕОСТАТ» в композиции «Злой дух Ямбуя». Её название отсылает к одноимённым повести и фильму о медведе-людоеде, нападавшем на эвенков и геодезистов в районе гольца Ямбуй. Суеверные местные поначалу принимали страшного зверя за злого духа. Очень интересно расслушивать призрачный микрогрув этого звукового ландшафта. Возникает ощущение, будто за шумами буйных ветров, суровых метелей и коварных радиопомех скрывается динамичный техно-боевик, призванный унести внимательного слушателя, читай посвящённого, в неистовый ритуальный танец, который отпугнёт хищника. Думаю, эта музыка особенно впечатлит поклонников Vatican Shadow. А следующая загадка вселенной кроется в совместной краут-роковой работе RIMIDAL.V и «Свечение Чёрного» — «Одиночество и безумие в Бесконечном». Струны и клавиши на фоне бесконечного шума словно посылают короткие сигналы музыкальной «морзянки». Периодически из их послания вырисовывается мелодия, что-то такое восточное народное, но едва поддающееся разбору среди какофонии инородного: цифровых глитчей, индустриальных скрежетов, звуков «зажёванной» кассетной плёнки и т.д. На 03:23 ловишь себя на мысли: «Кто здесь? Я один слышу слово «мама»»? Возможно, не один, потому что под конец хлынет бурный поток человеческой речи, содержание которой не подлежит расшифровке на слух.
Ярким финалом погружения становится «Стекло зимней зари II» проекта «Люди на льду» Ивана Кириченко. Иван — основатель лейбла ДЗЖ, автор концепции «Странствий», именно он кропотливо отбирает материал для этого сборника. Первые четыре минуты упираешься в «стекло» звенящего, гудящего, шипящего и скрежещущего шума. И вот, когда на хэппи-энд уже почти не надеешься, сквозь шум постепенно пробивается простая, но завораживающая клавишная мелодия, а со временем она прогрессирует в феерическое трансовое многоголосие. Лёд оттаивает, трескается и рассыпается калейдоскопом мелких ледышек, переливающихся на солнце зимней зари. Пришла пора вынырнуть и вернуться домой.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.