В эпоху, когда алгоритмы загоняют нас в клетку из бесконечных микрожанров и предсказуемых битов, находятся те, кто упорно копает в сторону контркультуры — туда, где нет гарантированных чартов, зато есть риск, безумие и непривычная эстетика. «Ощущение мечты» — альбом, выпущенный 16 мая петербургской группой «ДОД Камень». Про таких обычно говорят «не для всех»; их музыка содержит яркие звуки всего, что только звучит, и это хорошо слышно в альбоме.
Всего в альбоме десять песен, одна из них, «Беляши», — это фит с лидером группы «Церковь Детства» Денисом Третьяковым. Он не только принял участие в записи альбома, но и написал захватывающую рецензию на него: «Взгляните и на обложку. Это жилая комната живого человека. Так выглядит скворечник, так выглядит мир. Он так устроен. Просто не всем это видно. «ДОД Камень» моя любимая ныне русскоговорящая группа. Я очень рад что они пережили тяжелую зиму. Что они снова поют и видят мир подобно райским птицам – беззлобно, отстраненно, просто и по-детски наивно и искренне», — и это лишь отрывок.
Религия и философия сталкивается с бытовухой из «Фонарика» и «Похоронки», грустное сплетается с весёлым, образуя синтез философии жизни. Текста мало, но его восполняет музыка, передавая все грани ощущений, которые только могут вместиться в человеческое тело. «Ощущение мечты» — это попытка добраться до того, что всегда было и будет недостижимо. И это самопознание умещается в альбом в различных вариациях.
Музыка этого альбома — алхимия из случайных шумов, намеренно «неправильных» гармоний и текстов, балансирующих между детской наивностью и экзистенциальной тоской. Здесь важна не техничность, а искренность жеста: гитара может фальшивить, барабаны — спотыкаться, зато каждый звук дышит, дрожит и живёт по своим, неочевидным законам. Это музыка для тех, кто готов слушать стены, чужие разговоры на улице, бульканье батареи — и находить в этом странную поэзию:
«Лишь только это сочетание нот достойно взгляда сердца твоего».
Мы поговорили с лидером «ДОД Камень» Владиславом Лебедевым о новом альбоме «Ощущение мечты». Предупреждение: если ждёте простых ответов — их не будет. Зато будут честные.
— Что такое экспериментальная музыка и кому она нужна в эпоху попсы и рэпа?
— Спрос на такую музыку всегда имеет параллаксный характер. С одной стороны его нет, так как компании-дистрибьютеры и крупные продюсерские агентства агрессивно продвигают консервативный контент, нацеленный на легко предсказуемую прибыль, поддерживаемую маркетинговыми возможностями, которых нет у исполнителей без аудитории. С другой стороны, мы видим, что шизовые музыканты, например, Арка или Бьорк умудряются быть востребованными на самом высоком коммерческом уровне и в наше время. Что уж там говорить о гораздо меньших масштабах хайпа. Если обратиться к истории, то подобная ситуация была всегда. C контрноваторами всегда соседствуют трансгрессоры с поехавшей кукухой. Даже Бах был многими презираем за «пёсьи модуляции».
— Вы говорите, что черпаете вдохновение на стыке западной культуры и суфийской философии. Как пришли к такому необычному сочетанию, и не шутка ли это?
— Западная культура везде, её чувствуешь и в земле, и в воздухе. А суфиев я полюбил благодаря моему другу Олегу, который воровал пиво и многие часы учил меня мудрости. Так и получилось сочетание, которое хоть немного выделяет нашу музыку относительно тысяч молодых, и не очень, проектов. А если серьёзно, то просто очень люблю гностиков, а суфии из гностиков у нас в стране наименее известны широкому кругу слушателей.
— Что думаете об отзыве Дениса Третьякова о вашей музыке, сравнении с деятелями британского эзотерического подполья?
— Нормальное сравнение, но нужно его преодолеть. Нужно такую бредятину делать, чтобы невозможно было ничего понять логически.
Архив группы «ДОД Камень»
— Как появился ваш совместный трек? Почему из всех возможных вариантов решили сделать фит в песне про беляши?
— Денис услышал трек на концерте и захотел фит. Я эту песню придумал в Юсуповском саду ещё за пару лет до нашего знакомства. Хорошая песня, высокоаморальные ценности в ней.
— Какие ещё музыканты повлияли на ваше творчество?
— Мы в референсах на последний альбом указали Coil и Lana Del Rey. Потому что звук своровали у Койл, а бочку и вокал хотелось с попсовой мощью как у Ланы. Ещё очень люблю People Like Us. На мой взгляд, она самая крутая из современной неадекватной музыки.
— От ваших клипов ощущение, будто бы посмотрел психоделический фильм. Это искусство ради искусства или там всё же содержится ещё какое-то послание внешнему миру?
— В каждом клипе есть какие-то смыслы, но если хочется, то можно на это забить и воспринимать чисто интуитивно. Что такое «психоделический фильм», я не совсем понимаю. В детстве я смотрел клипы по МТВ, и там всегда чёрт пойми что происходило совершенно нелогичное. С тех пор я решил, что так и надо.
— Вы из Санкт-Петербурга, депрессивность этого города повлияла на вашу музыку?
— Чёрт его знает. Скорее тяжкая судьба повлияла. Да у кого она не тяжкая?!
— Почему тема смерти так часто присутствует в ваших песнях?
— Когда я был маленький, у меня собачка умерла. Я её очень любил — было грустно. Потом умер дедушка — было всё равно. Потом прабабушка умерла, я обрадовался, что она мучаться перестала. Потом мама умерла, без родителей поспокойнее стало. Недавно сам чуть не умер, но вышел из комы зачем-то прямо перед выходом альбома. Так что смерть всё время где-то рядом, приходится как-то с ней работать.
— Вы суеверны? Не боитесь своим весёлым исполнением песен о смерти вызвать гнев каких-нибудь сил?
— Я обычный телемит, суеверность мне не свойственна.
— Вы выпустили новый альбом на кассете. У вас просто была техническая возможность, или это сознательный протест против культа винила?
— Винил очень дорого делать, а слушают нас нищие люди, так что кассеты — это практичный выбор.
— Какой бэкграунд нужен слушателю, чтобы понять ваше творчество? Как думаете, можно ли понимать его интуитивно?
— Конечно можно. Дай бог, чтобы как можно больше людей с нетождественным бэкграундом нас слушали.
Архив группы «ДОД Камень»
— Что самое безумное вы делали в своём творчестве, а в жизни?
— Самым безумным было когда-то тайком пробраться на Кировский завод, чтобы записать там звуки.
— Как оцениваете условия для развития экспериментальной музыки в стране, есть ли подходящие площадки для выступлений?
— Есть, но они нищие и нишевые. Проблема социального лифта стоит так же остро в этой области, как и в любой другой у нас в стране. Например есть чудесный книжный магазин «Фаренгейт». Любой «шиз» там может поиграть, и к нему нормально, с душой и мыслью отнесутся. Но это десять «маргиналов», ну может пятьдесят. Чтобы добиться большего, нужны ресурсы, трудоспособность и много времени. А откуда их взять, если ещё и работать надо? А за бесплатно высокого уровня не достичь — времени и сил не хватит. Не Фра Анджелико создал возрождение, а Медичи и Сфорца.
— С какой стороны рядовому слушателю лучше подобраться к нашей экспериментальной сцене, чтобы начать в ней хоть немного разбираться? Нужно ли вообще сцене внимание рядового слушателя?
— У «4 Позиций Бруно» и у Паши Техника это получилось и, я уверен, что в результате произошло великое благо. Нужно просто быть максимально открытым, не требовать от музыки, чтобы она была простым развлечением. Иногда, если довериться чему-то непонятному, то можно открыть прекрасный мир полный неизведанных чудес.
— Где планируете выступать в ближайшее время?
— 21 Июня еду в Тверь на фестиваль нашего лейбла. 16 Августа играем в Орле, там очень интересное событие, после нас, например, «Почему Коммутатор молчит» играть будет. 16 Сентября в Москве. Ещё надеемся выбраться в Ростов на фестиваль «Окраина», и планирую договориться с одной одиозной фигурой, чтобы она помогла нам с презентацией в Петербурге: имя, пока что, рано называть.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.