Hans Zimmer - «Interstellar»
Year: 2014
Genre: Soundtrack
Rate: (9/10) *********
Фильм «Interstellar» успел уже набить оскомину количеством упоминаний в самых разных форматах – рецензии, отзывы, околонаучные споры о «матчасти», восторги и разочарования, мемы, приколы, пародии… На этом фоне разговоров о музыке в фильме незаслуженно мало или они недостаточно детализированы – почти не удается найти ни одного достойного обзора на великолепный саундтрек Hans Zimmer, имхо, заслуживающий не меньше похвал, чем сам фильм, поэтому мы решили написать еще один недостойный обзор. Слова о фильме постараемся свести к минимуму. Во время просмотра в кинотеатре, еще до того, как повествование фильма перешло в космические просторы, было уже понятно, что фильм стоит посмотреть как минимум из-за саундтрека. Он кажется вселенским еще «в земных условиях».
Напомним, что Кристофер Нолан уже работал с Hans Zimmer – над трилогией о Бэтмене и «Началом», и его размашистые, цепляющие за костный мозг, вызывающие подкожные мурашки эпические композиции во многом сделали эти фильмы лучше. Нолан реализовал очень интересную идею – по сути, он предложил написать Hans Zimmer саундтрек, не сообщив о фильме самое главное, - что это будет научная фантастика. В октябре 2012 г. вместо сценария фильма Нолан прислал Циммеру всего одну страницу, вкратце описывающую основную драматическую фабулу – разлуку отца с ребенком, не вдаваясь в обстоятельства этой разлуки. На тот момент сценарий существовал только в голове у Нолана, но наверняка и он сам не смог бы ответить на вопросы о сюжетных перипетиях. К письму прилагались условия «игры» - Ханс должен написать за один день некую основную музыкальную идею и выслать Кристоферу для ознакомления. Так как у Циммера в это время был очень плотный график, непосредственно писать эту основную тему ему пришлось ночью, для аранжировки он использовал орган и пианино. Нолану это четырехминутное произведение очень понравилось, и он в процессе написания сценария и съемок фильма «подбрасывал» Циммеру более подробный материал, а Циммер давал слушать Нолану свои наработки по саундтреку. Таким образом, фильм и музыка к нему создавались одновременно и влияли друг на друга взаимно (как правило, чаще фильм первенствует над своим саундтреком). Слова Нолана о разлуке отца со своим ребенком запали Хансу глубоко в душу, ведь проблема «отцов и детей» для него – четырежды отца – остается очень актуальной, поэтому Циммер с грустью пропустил этот простой сюжет через свое сердце, и, возможно, в этом кроется секрет такого будоражащего на каких-то глубинных уровнях звучания, в котором проскальзывают настроения отчаяния и предельного одиночества. Чтобы лучше погрузиться в атмосферу отчужденности от человечества Hans Zimmer на какое-то время почти полностью оборвал контакты с внешним миром, запершись в своей лондонской квартире.
Читайте также
В основном два года работы над саундтреком Hans Zimmer потратил на осмысление информации, полученной от Нолана, и сочинение материала. Основная часть работы над аранжировкой началась в мае 2014 г. и была проделана очень эффективно и в очень сжатые сроки, учитывая эпический размах задействованных идей, людей, инструментов, эффектов и проч. Музыкальный скелет композитор набрасывал на синтезаторе, затем начинал накладывать на него самую разнообразную плоть, сам скелет частенько впоследствии выбрасывая. Способ работы Циммера над музыкой настолько концептуален, что можно сказать об этом человеке – он истинный художник среди музыкантов и поэт среди композиторов. Например, он использовал для записи огромный церковный орган – этот музыкальный колосс, агрегат, созданный людьми для воспроизведения музыки Бога – по причине его внешней, а главное – внутренней, схожести с космическим кораблем. В пучине космоса идея «большого Бога» сама собой нивелируется вселенским простором, простирающимся вокруг, ведь ничего из наблюдаемого нет больше Вселенной, а потому стандартный для человека из христианского общества религиозный трепет перед звуками органа преобразуется в нечто иное – и не такое успокоительное, как идея Всемогущего Демиурга, который способен направлять ваши деяния и прощать промахи, для пустой Вселенной все это - как глас вопиющего в вакууме. В альбоме есть треки, которые Ханс записывал в одиночку, а есть такие, в которых участвовало больше 60 музыкантов – только струнные, деревянные духовые и клавишные. Он записывал большой хор, сильно удаленный от микрофонов для достижения «космического» звучания, подчеркивающего гигантскую пространственную (а главное - временнýю!) оторванность условных слушателей от человечества. Затем сэмплы записи хора он использовал для реверберации пианино. По словам Ханса, он добивался звука, который издает шуршание песка на дюне в Сахаре от легкого ветерка. Путем тонкой психологической подстройки под зрителей (и слушателей) он как будто смог повлиять даже на их дыхание, считая одним из главных навыков астронавта искусство управлять дыханием, - особенно это чувствуется во время сцены борьбы на ледяной планете. В мертвом и беззвучном космосе наше собственное дыхание в глухом скафандре – это едва ли не единственное, что вообще можно услышать, поэтому все треки пропитаны этой протяжной пульсацией – вдох-выдох. В процессе создания саундтрека Циммер очень много экспериментировал с деревянными духовыми инструментами, заставляя музыкантов соревноваться в необычности извлекаемых звуков, он старательно их записывал и использовал как сэмплы, и, как ни странно, звук воздуха, проходящего сквозь дерево, наилучшим образом передает загадочность космоса.
Главное достоинство и фильма, и саундтрека «Interstellar» в том, что команде, работавшей над их созданием, удалось совместить человечность и «вселенскость» - даже в самом удаленном углу сущего человек остается человеком, тоскует по детям, да и просто по людям, и открывающиеся вокруг бесконечные звездные картины не способны скрасить своим величием этой тоски. И великая цель первооткрывателя меркнет рядом с воображением тихой и спокойной жизни в окружении тех, кого любишь. Hans Zimmer своей работой над фильмом «Interstellar» в очередной раз задрал саундтрековую планку на недостигаемую высоту. О таких людях говорят – он пропустил свое творчество через себя, прожил тему насквозь. Два года кропотливой работы, размышлений и экспериментов – и не столько над музыкой, сколько над самим собой, не многие композиторы настолько погружаются в процесс. Несомненно, одна из лучших работ Hans Zimmer!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!