Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Если не вдаваться в детали, то спектакль «КарамазоВы» на сцене концертного зала «Колизей Арена» можно сравнить с музыкальным пересказом произведения. Вам расскажут про всех основных героев, обозначат их внутренние конфликты, а, главное, покажут, чем дело-то кончилось. И все это под приятную музыку и всего за два часа. Для людей далеких от творчества Достоевского это отличный вариант: не затянуто и в глубокую депрессию не вгоняет.

Рок-опера «КарамазоВы»

«Я не люблю Достоевского, не люблю роман “Братья Карамазовы”, зато я люблю творчество Ожогина», – подумала я и решила посетить спектакль с затейливой пометкой «рок-опера». Рок и опера, к слову, восторгов у меня также не вызывают.

Но речь совсем не о моих литературных вкусах, скорее о том, что некоторые вещи нужно увидеть своими глазами, чтобы потом купить билеты и пойти пересматривать.

По сюжету

Все действие разворачивается вокруг дележа денег и женщин. Вероятно, это очень грубый пересказ конфликта, но точный. Создатели спектакля опустили всю первую часть, где нас знакомят с героями, поэтому разбираться, кто кому кем является, зрителю приходится судорожно и по ходу пьесы. Я героев помнила плохо, поэтому быстренько в них запуталась. Итак, все семейство Карамазовых собирается у старца Зосимы, в тщетных попытках примириться: основной спор между старшим сыном Митей и отцом Федором Карамазовым - где Митино наследство?

А дальше Грушенька и Катерина Ивановна делят Митю, Митя и Федор Карамазов делят Грушеньку и деньги, Иван Карамазов и Митя, вроде как, делят Екатерину Ивановну и только Алеша бегает с моложавым отцом Зосимой, в попытках спасти душу Мити, и ничего ни с кем не делит.

По факту, из «КарамазоВых» убрали почти всех второстепенных героев и избавились от подсюжетов. Здесь всех тем едва ли касаются, но некоторую пищу для размышлений дают. Хотите мотив жертвенной любви? Пожалуйста, история Катерины Ивановны и Мити. Нужны знаменитые мотивы религии? Алеша обязательно споет про это, а старец Зосима и после смерти будет появляться в самые пикантные моменты и обламывать героев.

Рок-опера «КарамазоВы»

Кто играет?

На самом деле, играет много кто, здесь уже все зависит от того, где смотреть, в Москве или Петербурге, и на какой состав попадешь. Пускаться в долгий рассказ о каждом герое можно с хорошего, но мы начнем с плохого: девиз этого спектакля – минимализм и краткость (минимум костюмов и никакого антракта).

Итак, основной порок этого спектакля – несоответствие возраста актеров возрасту их героев. Позор мне, но только по окончании спектакля, делясь своими впечатлениями с друзьями, я поняла, что Иван Карамазов (в исполнение Игоря Балалаева) – средний, а не старший сын. Пьяница Дмитрий Карамазов (Александр Рагулин) сохранился лучше младшего брата…

Похожая история случилась и со старцем Зосимой, которого в этот раз играл тридцатипятилетний Антон Авдеев. Особенно все эти моменты с возрастом бросались в глаза во время первой сцены, когда не ясно, почему Баярунас (Алексей Карамазов) ведет под руку молодого Авдеева, а седовласый Балалаев рассказывает про своего отца. Федор Карамазов, к слову, если бы то и дело не повторял, что он старик, так бы и остался бодрым подвижным мужчиной. Разумеется, Авдеев идеально подходит для образа святого (дружно вспоминаем Иешуа из «Мастера и Маргариты» в его исполнении) но дайте артисту седин!

Возвращаясь к Игорю Балалаеву. Как справедливо отметила одна из зрительниц: «Не могу не восхищаться Балалаевым, но не уверена, что в этой роли». Местами казалось, что между игрой и пением он выбирает игру, от этого, вероятно, немного страдала целостность композиции: говоря бытовым языком - переигрывал. Но, справедливости ради, пару слов о его завораживающем дуэте с Наталией Диевской, играющей Катерину Ивановну: даже если не читал Достоевского, в какой-то момент так проникаешься их трепетным чувством, душевными метаниями, что начинаешь нервно покусывать пальцы, надеясь, что у них все получится, что она бросит Дмитрия и все кончится хорошо. Можно ли проспойлерить Достоевского, сказав, что хорошо ничего не кончится?

Рок-опера «КарамазоВы»

Наталия Диевская сама по себе – яркая женщина, все ее образы – роковые обольстительницы. Катерина Ивановна, которую исполняет Диевская, – дама редкой красоты. И теперь камень в огород Федора Михайловича, почему в нее влюбляется только Иван Карамазов? Одна из самых запоминающихся сцен в спектакле – встреча Катерины Верховцевой с Грушенькой. В момент целования ручки актрисы стоят не лицом друг к другу, они повернуты в зал, даже не касаются друг друга, но между ними ощущается невероятная связь, сказала бы что взаимопонимание, но какое там понимание.

Кстати, про Грушеньку, возможно, я давно не видела Веру Свешникову, но для меня она все еще романтичная героиня, Татьяна из «Демона Онегина» или Сара из «Бала вампиров». Здесь же она отыгрывает корыстную, подлую и неприятную особу, и ей это отлично удается. И, казалось бы, кого можно приворожить простой прической и глухим черным платьем, но глядя на местную Грушеньку, понимаешь, что всех.

Если бы КарамазоВы были сетевой RPG, Александр Рагулин однозначно был бы каким-нибудь бардом или чародеем – поддерживающим классом, который до начала спектакля напустил на зрителей ауру лояльности, выдав пару остроумных шуток, а по завершении – кастанул заклятьем душевной речи, и мы аплодировали стоя. Как я уже сказала, на мне чары сработали отлично и выдать что-то конструктивное об игре Александра и его Мити мне сложно, но, возвращаясь домой, на инстаграм Рагулина я подписалась.

Если устраивать соревнование по количеству полученных букетов, то победителем однозначно становится Ярослав Баярунас, исполнивший роль Алеши. О положительных героях говорить сложнее всего: да, он центральная фигура, да, он идеальное попадание в образ, но ничего более вспомнить не выходит.

Смердяков в исполнении Сергея Ли – это новый взгляд на историю персонажа, позволяющий проникнуться к отрицательному герою, образ которого в книге вызывал исключительное недоумение и отвращение. Он, вроде бы, и обстановку разряжает, появляясь как из-под земли, добавляя гротескности, а вроде как один из самых лиричных образов: ох уж это поглаживание мехового воротника со словами: «Я убивал котов не для забавы...». И если вам кажется, что самый изощренный злодей – Мориарти из «Шерлока», который застрелился, заставляя главного героя совершить самоубийство, то разрешите его подвинуть, куда более изощренную и эмоционально отыгранную многоходовочку замутил Павел Смердяков.

Федор Карамазов в этой постановке вышел живым и чертовски обаятельным. Владислав Погиба создает настолько притягательный демонический образ, что начинаешь понимать тех, кто тянулся за ним и следовал его вредным советам.

Рок-опера «КарамазоВы»

Обстановка

Когда речь заходит о современных мюзиклах, а по версии Википедии, рок-опера – тот же мюзикл, на ум приходят яркие образы дорогих декораций: двухэтажный крутящийся отель в «Бале Вампиров» или огромная люстра на балу Воланда в ЛДМовском «Мастере и Маргарите». Декорации в современных мюзиклах – произведения искусства, которые порой впечатляет больше самой постановки. В «КарамазоВых» на всех была одна скамья, пара стульев и немного ступенек. И никаких тебе сложных крутящихся элементов.

Но, боже мой, насколько же высокофункциональной оказалась эта лавка! Иван несет ее как крест, Федор Карамазов седлает, старец Зосима умирает на ней, а Катерина Ивановна – отдается. И это играет только на руку постановке: зритель не отвлекается на лишнюю мишуру. Наверное, такое случается часто, когда сюжет достойный, а режиссер с фантазией и не нужно зрителя отвлекать.

Костюмы – тоже сдержанные. Особенно мужские. Ненароком можно заподозрить, что артисты пришли со своим гардеробом. Больше всего запоминается серая шинель Мити, потому что она, чуть ли не единственная, выглядит театральным костюмом.

Рок-опера «КарамазоВы»

По итогу

У спектакля не простая судьба. По словам Александра Рагулина, автора либретто и музыки, а также исполнителя одной из главных ролей, долгое время произведение не хотели ставить из-за сложного сюжета и неоднозначного формата. Но упорная борьба за жизнь рок-оперы дала свои плоды: постановка пронизана любовью ее создателей.

Частенько, выходя со спектакля, злорадно начинаешь перечислять, кто из любимых артистов забыл слова, а кто запутался в плаще и, какая жалость, не упал! Здесь нельзя сказать, что кто-то из артистов не старался, даже не так, здесь не хочется говорить, что кто-то мог сделать что-то лучше.

Знаю популярное мнение: хороший исторический фильм не должен учить истории, он должен вдохновить на ее изучение. В очереди за пальто услышала фразу: «Как жаль, что в вузе я изучаю не отечественную литературу, хотелось бы узнать о “Карамазовых” побольше».

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика