Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

15 июня 2018 года в Санкт-Петербургском театре имени Ленсовета состоялась премьера спектакля «Бродский. Изгнание». Режиссёром постановки выступила Инесса Перелыгина-Владимирова, она же — исполнительница одной из самых запоминающихся и неоднозначных ролей.

Весь спектакль — вереница вопросов, ответов, сплетение стихов и фактов биографии — даёт в сумме великолепное размышление на тему того, нужен ли поэт Иосиф Бродский миру и своей стране. В самом названии спектакля, в резком слове «изгнание», уже заложен главный мотив постановки — мотив неприкаянности, вынужденного странничества. И история, по факту, не о причинах изгнания, не о целях и проблемах. История — о человеке и том, что делает человека личностью.

Человек — сумма своих поступков («Бродский. Изгнание» в Театре имени Ленсовета)

Простительное раскрытие сюжета

4 июня 1972 год. Зал ожидания аэропорта. Неугодный советской власти поэт собирается навсегда покинуть Россию. Бродский (Марк Овчинников) пишет письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу: «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. В любом случае, даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему ещё пригодится». В его памяти и перед глазами зрителей проносятся сцены из прошлого, образы людей, оставивших след в его судьбе, ожившие фрагменты произведений. Прошлое отзывается в поэте его стихами, говорит с ним в поэтической форме. Случайные люди в зале ожидания становятся то героями его произведений, то кем-то родным и знакомым. Так миловидная незнакомка (Дарья Циберкина) предстаёт и героиней его стихотворений, и Марией Басмановой, несчастной любовью Бродского, и холодной медсестрой психологического отделения. Незнакомцы то и дело общаются и самим поэтом — продолжают его стихотворные монологи, перебивают, рифмованно комментируют сцены биографии. В спектакле вообще почти нет прозаических реплик. Весь он построен на поэзии и ассоциациях.

О героях

Поверх стихов и воспоминаний набатом звучат вопросы неназванного интервьюера (Инесса Перелыгина-Владимирова). Быть может, это голос памяти, или голос совести, или вовсе резкий и напористый голос смерти. Вопросы то возвышенные и абстрактные, то совершенно личные и даже беспардонные. Так интервьюер прерывает воспоминания поэта о любви отца к фотографии хлёстким «Вы бабник?», настойчиво требует рассказать о севере, перенося из сцен детства и юношества в суровые условия Архангельской области.

Человек — сумма своих поступков («Бродский. Изгнание» в Театре имени Ленсовета)

Бродский и незнакомцы-воспоминания танцуют, балагурят, а совсем рядом время от времени появляется женщина (Маргарита Алешина) в сером костюме, со строго сведёнными тонкими бровями, с красной папкой в руках — стереотипный политработник, воплощение суровости официальной советской системы. Стук каблуков постоянно где-то рядом, создаёт напряжение, напоминает о зорком взгляде «сверху», глазах «большого брата». Политработник наблюдает за поэтом с балкона, свысока, незамеченная, нервная, раздражённая. Стук её каблуков и тяжесть взгляда ближе к финалу спектакля перерастают в истеричный монолог о советской литературе, в которой нет места таким «клеветникам, подонкам и пошлякам», как Ахматова и Зощенко. Она не говорит ни слова про Бродского — не звучат нападки на «окололитературного трутня», не гремят слова обвинительного приговора. Истеричная речь женщины, свято уверенной в курсе партии и ненавидящей «неправильные» взгляды, напоминает обо всех гонимых гениях, о ненужности Бродского официальной литературе. И опять в воздухе висит вопрос — а нужен ли поэт людям? Сам Бродский был уверен в том, что даже если народу не нужно его тело, душа ещё пригодится.

Человек — сумма своих поступков («Бродский. Изгнание» в Театре имени Ленсовета)

Что хотел сказать автор

Создатели спектакля не разделяют поэта и человека, поэта и ссыльного, поэта и пациента психиатрической больницы. Вереница знакомых незнакомцев, читающих стихи — тоже, по факту, лишь грани его личности, отпечатки людей, периодов, ситуаций, успехов и неурядиц на жизни и творчестве. Пациент психиатрической клиники, Нобелевский лауреат, «окололитературный трутень», сын фотографа, возлюбленный, тунеядец, работавший с шестнадцати лет, участник геологической экспедиции, ссыльный, эмигрант, русский поэт, американский эссеист, человек, не боявшийся писать без официального признания — всё это Бродский. Не зря в одной из сцен персонажи Александра Котлина и Алексея Торковера надевают очки, ровно такие, какие носил поэт, и смотрят на героя Овчинникова, улыбаясь, будто зеркальные отражения. «Бродский. Изгнание» в первую очередь о человеке, человеческой судьбе и поступках. Вереница вопросов и стихотворных ответов превращается в исповедь и рефлексию личностного и творческого пути поэта в России.

Человек — сумма своих поступков («Бродский. Изгнание» в Театре имени Ленсовета)

В финале спектакля на развернутую над сценой смирительную рубашку, ту самую, которой Бродского связывали в психиатрической клинике, проецируется лицо постаревшего поэта с сигаретой. Бродский размышляет о том, что делает человека человеком, приходя к выводу, что человек — сумма своих поступков. Стихотворение — поступок, действие, акт определенной силы и направленности. Бродский — сумма поступков, сумма стихотворений. Так в спектакле дают ответ на вопрос, каким человеком всё же был поэт. Беспрерывный бой его стихотворений — ответ на вопрос о нужности Бродского русской поэзии. Поэты всегда возвращаются. Бродский не вернулся на родину во плоти, но на бумаге и в сердцах людей он продолжает жить.

Картинки и звуки

Декорации спектакля минималистичны. Несколько столиков и стульев. Телефон на стене. Широкий стол, используемый и как петербургская лавочка, и как кушетка в психиатрической больнице. Массивная вешалка с гитарой на ремне. В какой-то момент эту гитару возьмёт один из героев спектакля и зазвучит «Молитва» Окуджавы. С потолка свисают гигантские белые картонные чайки. Зал аэропорта напоминает лимб — место пребывания душ, чьи грехи не стоят ада, но внешние причины мешают попасть в рай. По «Божественной комедии» Данте лимб — первый круг ада, куда отправляются поэты. Для Бродского аэропорт — точка невозврата. Внешние причины мешают ему оставаться в России. Эмиграция — несправедливо суровое наказание. Обстановка преобразуется без смены оформления сцены, перенося зрителя в совершенно разные места.

Человек — сумма своих поступков («Бродский. Изгнание» в Театре имени Ленсовета)

Одежда героев довольно простая. Лишь двое одеты в костюмы в духе шестидесятых годов в СССР — Бродский в исполнении Марка Овчинникова и героиня Дарьи Циберкиной, на всех остальных — монохромные образы.

Внешний минимализм постановки резко контрастирует с глубиной погружения в биографию и творчество поэта, ассоциативным рядом, множеством слов и звуков. То зазвонит телефон, то застучат каблуки политработника, то раздастся гул самолёта, то заполнит небольшой зал глухой стук ботинок психического больного об кости своего соседа по комнате. Всё звучат и звучат стихи, давая поэтическую характеристику происходящему, выходя на первый план.

Человек — сумма своих поступков («Бродский. Изгнание» в Театре имени Ленсовета)

В заключение

Спектакль не лишён неоднозначных решений, впрочем, не настолько спорных, чтобы его испортить. Бродский в исполнении Марка Овчинникова и прочтении остальных актёров местами напоминает Маяковского — громкий, экспрессивный, без монотонной картавой интонации, но зато с характерным «чтоканьем». В веренице звуков и сцен иногда теряется сюжетная линия, и спектакль начинает напоминать не законченное произведение, а попытку уместить в полтора часа сценического действия то, что в эти полтора часа уместиться никак не может, некий набор нелепых спонтанностей с уходом в излишнюю актёрскую игру.

Человеку, не знающему биографии Бродского и не погружённому достаточно глубоко в его творчество, многое может показаться непонятным и неуместным. Но искушенному зрителю «Бродский. Изгнание» точно покажется интересным спектаклем, посещение которого станет любопытным опытом взаимодействия с поэзией и личностью.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика