Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Небольшая заметка про небольшой спектакль

В феврале-марте 2021 года в Санкт-Петербурге проходит XIII Международный фестиваль моноспектаклей «Монокль», один из крупнейших форумов камерного театра в Европе. В рамках фестиваля в Театре имени Ленсовета 21 февраля показали спектакль режиссера Екатерины Максимовой «Следы материнских морей» с Марианной Коробейниковой в главной – и единственной – роли. В основе постановки автобиографическая повесть Марины Цветаевой «Мать и музыка», воспоминания о детстве и размышления о влиянии родителей на своих детей, о музыке и таланте.

«По крайней мере будет музыкантша»: «Следы материнских морей» в театре Ленсовета

Первое, что привлекает внимание зрителя – огромная лестница в левом углу сцены со ступеньками в виде клавиш и коваными перилами, похожими на скрипичный ключ. В центре стоит чёрный рояль, подсвеченный проекторами. На сцене появляется женщина в чёрном строгом платье с отглаженным белым воротничком, с волосами, забранными в пучок. Аккуратное платье серьёзной барышни из приличной семьи контрастирует с белыми носочками – синоним детской резвости и беззаботности. Она, смеясь, перебирает страницы книжки, подсвечивая их маленьким фонариком. На соседних сидениях перешёптываются тётушки: «Это Цветаева!». Появляется такое ощущение, будто подглядываешь за героиней – а подглядывать нехорошо. Но вот она уже встаёт и начинает рассказывать: «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась только всего лишь я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: "По крайней мере, будет музыкантша"» и фонетический разбор слова закаляться.

Взаимодействие Цветаевой с матерью происходит через трансляцию портрета и силуэта Марии Александровны (матери) на стены, суровым голосом от её лица говорит в записи актриса Лариса Луппиан. Марина вздрагивает, боится грозного голоса, втягивает голову в плечи или прячется под рояль — в зависимости от ситуации. Мать пытается реализовать себя через дочь – сделать из Цветаевой пианистку, которой из неё самой не получилось. Не из-за отсутствия таланта или других внутренних противоречий – помешало внешнее. А Марине помешало внутреннее – свою «многострадальную немузыкальность» она объясняет наличием другой музыки, поэтической. Потому что «есть силы, которых не может даже в таком ребенке осилить даже такая мать». Потому что есть люди, из которых даже при большом таланте не сделать тех, кем они не являются. В простом, казалось бы, лёгком спектакле скрыта целая трагедия о давлении, нереализованности и сильных характерах, раскрытая с такой чувственной мелодичностью, что трагедией она вовсе не ощущается.

«По крайней мере будет музыкантша»: «Следы материнских морей» в театре Ленсовета

Моноспектакль по праву можно назвать полупластическим. Наблюдение за движениями и эмоциями актрисы, за её погружением в музыку и слово завораживает. Марианна Коробейникова, внешне, конечно, совсем не Цветаева – но внешне она ею быть и не стремится. Порою кажется, что актриса переигрывает – слишком восторженно разговаривает, бешено носится, смеётся невпопад. Но потом вспоминаешь, что это не Коробейникова, это – Цветаева. Ведь поэтесса в своих биографических очерках и пьесах действительно была такой – восторженной, с детским наивным оптимизмом, умением находить что-то затейливое в самых простых вещах. Постановка отлично фиксирует дух поэта, её мечтательность, оторванность от бытового и низменного, стремление получать эмоциональные силы от всего и ото всех. Кажется, что мир Цветаевой близок и самой Коробейниковой, талантливой пианистке, близок путь упорного обучения музыке.

Героиня говорит о том, что мать залила её музыкой, затопила как наводнение – и топит зрителей в море образов, визуальных и музыкальных. Некоторые образы транслируются на стены в формате небольших мультфильмов. Иногда на сцену выбегают дети в цветных балетных пачках – маленькие ноты. Они проказничают, заливисто смеются, бегают по сцене, играют с героиней. Всё в спектакле построено на каком-то возвышенном взаимодействии – героини с нотами, с роялем, метрономом, чудесной лестницей-клавиатурой.

«По крайней мере будет музыкантша»: «Следы материнских морей» в театре Ленсовета

У спектакля – так же, как и у повести – нет чёткой структуры, завязки, кульминации, развязки. Близость к источнику создатели «Следов материнских морей» сохранили. Но в финале у зрителя, как, кажется, и у самой актрисы, остаётся приятное чувство спокойствия от погружения в мир детства и музыки.

В финале героиня рассказывает о том, как после смерти матери молчаливо и упорно сводила свою музыку на нет. Приходили другие учительницы, была возможность продолжить играть. Но ей больше этого не хотелось, играла она для матери, от страху и для её радости. Сводила на нет и сравнивала это с морем. «Так море, уходя, оставляет ямы, сначала глубокие, потом мелеющие, потом чуть влажные. Эти музыкальные ямы – следы материнских морей – во мне навсегда остались».

«По крайней мере будет музыкантша»: «Следы материнских морей» в театре Ленсовета

Если вы запутались в бурном потоке жизни и хотите ненадолго окунуться в мир детства, музыки, волшебства и наивной радости каждой маленькой детали жизни – сходите на «Следы материнских морей». Вспомните себя ребёнком и скажите спасибо родителям за того, кем они вас сделали. Или наоборот – за то, что не попытались вылепить кого-то, кем вы не являетесь.

(Фото с официального сайта Театра имени Ленсовета)

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика