Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Спектакль «Лолита» в ЛДМ

Третьего ноября в театре «ЛДМ. Новая сцена» был показан хоррор-мюзикл «Лолита». Спектаклю уже больше года. Это красочное и масштабное зрелище наводит на некоторые размышления. (Фотографии взяты из ВК-группы мюзикла.)

Какой мюзикл получится, если взять сеттинг предреволюционной России, события громкого и эротического романа, достойных певцов, техничную массовку, педантично проработанные костюмы и качественные спецэффекты? «Должно быть, отличный», – думает зритель и бежит покупать билеты на «Лолиту» в ЛДМ.

Уже на входе чувствуется атмосфера, будто попадаешь на вокзал 1916-го: висят кумачовые транспаранты, по видимости, с цитатами из постановки; продают программки девушки, одетые в платья и шляпки той эпохи; предупреждают о начале спектакля звонки, звучащие на манер вокзальных объявлений.

Зритель проходит в огромный зал и усаживается в кресло. После третьего оповещения гаснет свет, на полупрозрачный занавес проецируется видео и… идёт реклама, как в кинотеатре. В небольших роликах представляются другие мюзиклы ЛДМ: «Мастер и Маргарита», «Демон Онегина» и другие. Причём реклама сделана по-киношному: эпичная музыка (будто на наших глазах решается судьба мира), нагнетающим голосом читается откровенно блокбастерный текст. Только вот видеоряд выглядит не очень убедительно, не дотягивает до общего пафоса анонса – простовато как-то. Минут 10 проходит, занавес поднимается, и начинается спектакль.

По информации из программки, после смерти единственного наследника Владимира Набокова, вступило в силу завещание, по которому «Лолита» не может быть ни экранизирована, ни поставлена на сцене. Компания Makers lab получила лицензию на постановку одноимённого мюзикла и (видимо, из уважения к воле писателя) несколько переписали произведение – перенесли действие в Россию 1916-го года. При этом, как значится всё в той же программке, полностью сохранилась фабула произведения (фактическая сторона повествования – события в их причинно-хронологической последовательности). «Здорово!» – думает зритель и жадно следит за развитием событий.

Спектакль «Лолита» в ЛДМ

Вот только спустя время даже до не читавшего оригинальный роман доходит мысль – Набоков подобного написать не мог. Сюжет никак не дотягивает до уровня революционного романа ХХ века, это скорее фанфик, причём максимально трэшовый, в духе теорий заговора от «РЕН ТВ».

ОСТОРОЖНО, ДАЛЕЕ ПЕРЕСКАЗ СЮЖЕТА МЮЗИКЛА!

  • Лолита живёт с отцом, между ними, похоже, есть близость (потому что девочка очень напоминают отцу покойную жену);
  • Лолита с отцом отправляются на поезде, но тот попадает в аварию, в следствие которой отец погибает, а Лолита отправляется жить у подруги семьи – Анны Вырубовой (тоже была в поезде, и из-за крушения остаётся прикованной к инвалидному креслу);
  • за Анной ухаживает иностранный журналист Райнер, которому Лолита хочет понравиться;
  • при этом Анна является духовным чадом старца Григория Распутина (который в чести у императрицы и, как шепчутся при дворе, правит Россией);
  • однажды Распутин видит Лолиту, которая напоминает ему о его возлюбленной – деревенской девице Глаше, – с которой он тайно обвенчался, но девушку убил её же отец, недовольный этим браком;
  • Распутину является сатана и предлагает обменять душу в обмен на возвращение Глаши, и тот соглашается;
  • душа Глаши вселяется в тело Лолиты, и теперь девочка начинает вести себя странно для самой себя (раздвоение);
  • Распутин гипнотизирует Анну и домогается Лолиты, но эта Анна просыпается и бьёт старца-педофила по голове, и тот приходит в себя;
  • параллельно всем этим событиям формируется конфликт Анны и Лолиты из-за Райнера (Лолита пытается обольстить журналиста и находит взаимность);
  • Распутин убеждает Анну, что Лолите будет лучше у него, и девочка в отчаянии сбегает (в описках Райнера);
  • на улице какой-то сомнительный парень называет героиню воровкой, и он её отправляет в работный дом к мадам Жу-Жу;
  • попутно мадам Жу-Жу, Феликс Юсупов, Райнер и компания готовятся убить Распутина то ли, чтобы спасти Россию, то ли, чтобы выполнить заказ своих стран (Жу-Жу и Райнер своего рода шпионы);
  • не желая терпеть дедовщину среди девочек-прачек, Лолита отправляет свою подругу с письмом к Райнеру, чтобы тот её вызволил;
  • какой-то сомнительный парень, по милости которого Лолита оказалась в работном доме, пытается изнасиловать героиню, но приходит журналист и убивает негодяя выстрелом в упор;
  • Лолита счастливо живёт с Райнером, но кружок заговорщиков решает использовать девочку как приманку для Распутина (тот до сих пор ищет Глашеньку);
  • приманка срабатывает, Распутин выпивает вино с ядом (но не умирает), потом Юсупов стреляет в Григория (но попадает в бросившуюся к старцу Лолиту), Распутин оплакивает Лолиту-Глашу, Райнер уносит её тело, а Юсупов выпускает ещё несколько пуль, пока Распутин не умирает окончательно.

В наши дни парень (актёр, игравший молодого Распутина) на вокзале сталкивается с девушкой (актриса, игравшая Лолиту), они знакомятся и вроде как влюбляются. (Ну вы же поняли, да, типа история циклична, да, все дела, глубокий смысл, любовь, да?)

КОНЕЦ ПЕРЕСКАЗА!

Непонятно, о каком сохранении фабулы идёт речь. Если разбить книгу и спектакль по основным событиям, то связь как-то не прослеживается. Общее только то, что есть девочка-подросток по имени Лолита, в своём юном возрасте она уже была растлена и склонна к сексуальной распущенности, а также есть герой-педофил, которого особенно привлекает Лолита, так как похожа на возлюбленную из прошлого.

Спектакль «Лолита» в ЛДМ

Спектакль – как часы. Актёрская игра, свет, звук, декорации – части этого механизма. Каждая из них может быть бесконечна хороша сама по себе. Только глупо ждать, что человек будет разбирать свой будильник на пружинки и шестерёнки и любоваться ими по отдельности, надо, чтобы всё в целом было исправно. Но о какой исправности может идти речь, если центральная часть механизма – сценарий – находится в сомнительном состоянии? Мюзикл завязан на песнях и на истории, но сложно оценивать музыкальные композиции, когда мозг постоянно спотыкается о нелогичность сюжета.

Единственный реально трагический момент – не вымученный и предсказуемый финал, а последнее (третье по счёту) воспоминание Распутина, когда он обвенчанный и счастливый со своей супругой встречает её разъярённого отца. В этот момент понимаешь, почему Григория так переклинило на Лолите, и становится жалко его и Глашу. Только мотивация отца поступать так, как он поступил, остаётся непонятной (а была мотивации вообще?) и вызывает новые вопросы. Ведь его дочь на тот момент была с Григорием в церковном браке, и ни о каком сраме или позоре не может идти речи.

Вообще сюжетная линия с Распутиным выглядит довольно специфично: с одной стороны, она самая динамичная (и будто бы даже главная), с другой стороны, инфернальная тематика неожиданно врезается в полуисторическую историю и вызывает нервический хохот. Такое ощущение, словно этот сатанинский флёр где-то был. Ах да, перед спектаклем рекламировали другие мюзиклы с дьявольскими нотками. Компания Makers lab до «Лолиты» работала над «Мастером и Маргаритой». То ли Воланд ещё не покинул умы креативной команды, то ли очень хотелось запустить на сцену человека в костюме, с тростью и гримом черепа на лице, то ли у публики есть спрос на чертовщину, и тут сыграли роль коммерческие соображения. Так или иначе, начинает казаться, что авторы повторяют сами себя, даже если до этого не смотрел ни «Мастера…», ни «Демона Онегина» (благо в рекламе бал сатаны успел засветиться).

Спектакль «Лолита» в ЛДМ

Преувеличенной выглядит притягательность самой главной героини. То отец её недвусмысленно лапает, то Распутин по ней с ума сходит, то в работном доме до неё домогается тип, то журналист Райнер влюбляется в неё. «Блаженство запретного рая, небеса которого горят адским пламенем», – набоковская цитата много раз прозвучит за спектакль. От Набокова осталось только имя героини, образ нимфетки и эта фраза. Больше похоже на попытку пропиариться, привлечь внимание за счёт узнаваемого бренда.

Мюзикл «Лолита» будто не совсем понимает, что он: шпионский детектив, эротический фанфик по Набокову, история трагической любви Распутина или мистический хоррор. Эти подсюжеты сшиты белыми нитками и в сумме дают оксюморон – сочетание несочетаемого. Конечно, можно было бы выкрутить градус абсурда на максимум, чтобы все нелепости гармонично смотрелись в общем ключе повествования, мол, чем безумнее, тем лучше. Но только от начала до конца лейтмотивом идёт тема надвигающейся революции и гражданской войны. То покажут кинохронику – солдат в окопах Первой мировой. То сцену покроет кровавый свет, и смерть выйдет танцевать с красным знаменем. Мина серьёзности с антимилитаристским пафосом сохраняется, несмотря на карикатурность некоторых сцен. Например, когда седой старец Распутин сбрасывает кафтан, обнажая накачанный нестарческий торс, и резво хватает Лолиту (его Глашеньку) за ноги.

Спектакль «Лолита» в ЛДМ

Помимо немилосердного к логике сюжета, теряется музыкальная динамика. Почти весь мюзикл строится на лиричных песнях о любви, которые очень похожи друг на друга, а местами повторяются несколько раз (то про одуванчики поют молодой Распутин с Глашей, то Райнер с Лолитой – так чья же это песня?). Иногда бывает встряска, но больше в массовых сценах, которых в сумме набирается 3-4, а действительно яркие – в конце (песни жандармов и прачек, а также финальное выступление). К сожалению, не всегда удаётся чётко расслышать текст.

Обидно становится, когда видишь, что все остальные компоненты спектакля хороши. Массовка увлекает слаженными движениями и эффектной хореографией (чего только стоит финальный танец с красными платками – приближение 1917-го). Декорации и костюмы вдохновляют своей детализацией. Визуальные эффекты уместно вплетаются в сцены и радуют глаз. Качество певческого исполнения оценить затруднительно, так как оно воспринимается неразрывно с сюжетом (который перетягивает одеяло на себя).

У создателей были на руках все ресурсы, чтобы сделать замечательную постановку. Но на выходе остались только широта размаха и призрак содержательности – яркий фантик без конфеты.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика