Третьего ноября в театре «ЛДМ. Новая сцена» был показан хоррор-мюзикл «Лолита». Спектаклю уже больше года. Это красочное и масштабное зрелище наводит на некоторые размышления. (Фотографии взяты из ВК-группы мюзикла.)
Какой мюзикл получится, если взять сеттинг предреволюционной России, события громкого и эротического романа, достойных певцов, техничную массовку, педантично проработанные костюмы и качественные спецэффекты? «Должно быть, отличный», – думает зритель и бежит покупать билеты на «Лолиту» в ЛДМ.
Уже на входе чувствуется атмосфера, будто попадаешь на вокзал 1916-го: висят кумачовые транспаранты, по видимости, с цитатами из постановки; продают программки девушки, одетые в платья и шляпки той эпохи; предупреждают о начале спектакля звонки, звучащие на манер вокзальных объявлений.
Зритель проходит в огромный зал и усаживается в кресло. После третьего оповещения гаснет свет, на полупрозрачный занавес проецируется видео и… идёт реклама, как в кинотеатре. В небольших роликах представляются другие мюзиклы ЛДМ: «Мастер и Маргарита», «Демон Онегина» и другие. Причём реклама сделана по-киношному: эпичная музыка (будто на наших глазах решается судьба мира), нагнетающим голосом читается откровенно блокбастерный текст. Только вот видеоряд выглядит не очень убедительно, не дотягивает до общего пафоса анонса – простовато как-то. Минут 10 проходит, занавес поднимается, и начинается спектакль.
По информации из программки, после смерти единственного наследника Владимира Набокова, вступило в силу завещание, по которому «Лолита» не может быть ни экранизирована, ни поставлена на сцене. Компания Makers lab получила лицензию на постановку одноимённого мюзикла и (видимо, из уважения к воле писателя) несколько переписали произведение – перенесли действие в Россию 1916-го года. При этом, как значится всё в той же программке, полностью сохранилась фабула произведения (фактическая сторона повествования – события в их причинно-хронологической последовательности). «Здорово!» – думает зритель и жадно следит за развитием событий.
Вот только спустя время даже до не читавшего оригинальный роман доходит мысль – Набоков подобного написать не мог. Сюжет никак не дотягивает до уровня революционного романа ХХ века, это скорее фанфик, причём максимально трэшовый, в духе теорий заговора от «РЕН ТВ».
ОСТОРОЖНО, ДАЛЕЕ ПЕРЕСКАЗ СЮЖЕТА МЮЗИКЛА!
- Лолита живёт с отцом, между ними, похоже, есть близость (потому что девочка очень напоминают отцу покойную жену);
- Лолита с отцом отправляются на поезде, но тот попадает в аварию, в следствие которой отец погибает, а Лолита отправляется жить у подруги семьи – Анны Вырубовой (тоже была в поезде, и из-за крушения остаётся прикованной к инвалидному креслу);
- за Анной ухаживает иностранный журналист Райнер, которому Лолита хочет понравиться;
- при этом Анна является духовным чадом старца Григория Распутина (который в чести у императрицы и, как шепчутся при дворе, правит Россией);
- однажды Распутин видит Лолиту, которая напоминает ему о его возлюбленной – деревенской девице Глаше, – с которой он тайно обвенчался, но девушку убил её же отец, недовольный этим браком;
- Распутину является сатана и предлагает обменять душу в обмен на возвращение Глаши, и тот соглашается;
- душа Глаши вселяется в тело Лолиты, и теперь девочка начинает вести себя странно для самой себя (раздвоение);
- Распутин гипнотизирует Анну и домогается Лолиты, но эта Анна просыпается и бьёт старца-педофила по голове, и тот приходит в себя;
- параллельно всем этим событиям формируется конфликт Анны и Лолиты из-за Райнера (Лолита пытается обольстить журналиста и находит взаимность);
- Распутин убеждает Анну, что Лолите будет лучше у него, и девочка в отчаянии сбегает (в описках Райнера);
- на улице какой-то сомнительный парень называет героиню воровкой, и он её отправляет в работный дом к мадам Жу-Жу;
- попутно мадам Жу-Жу, Феликс Юсупов, Райнер и компания готовятся убить Распутина то ли, чтобы спасти Россию, то ли, чтобы выполнить заказ своих стран (Жу-Жу и Райнер своего рода шпионы);
- не желая терпеть дедовщину среди девочек-прачек, Лолита отправляет свою подругу с письмом к Райнеру, чтобы тот её вызволил;
- какой-то сомнительный парень, по милости которого Лолита оказалась в работном доме, пытается изнасиловать героиню, но приходит журналист и убивает негодяя выстрелом в упор;
- Лолита счастливо живёт с Райнером, но кружок заговорщиков решает использовать девочку как приманку для Распутина (тот до сих пор ищет Глашеньку);
- приманка срабатывает, Распутин выпивает вино с ядом (но не умирает), потом Юсупов стреляет в Григория (но попадает в бросившуюся к старцу Лолиту), Распутин оплакивает Лолиту-Глашу, Райнер уносит её тело, а Юсупов выпускает ещё несколько пуль, пока Распутин не умирает окончательно.
В наши дни парень (актёр, игравший молодого Распутина) на вокзале сталкивается с девушкой (актриса, игравшая Лолиту), они знакомятся и вроде как влюбляются. (Ну вы же поняли, да, типа история циклична, да, все дела, глубокий смысл, любовь, да?)
КОНЕЦ ПЕРЕСКАЗА!
Непонятно, о каком сохранении фабулы идёт речь. Если разбить книгу и спектакль по основным событиям, то связь как-то не прослеживается. Общее только то, что есть девочка-подросток по имени Лолита, в своём юном возрасте она уже была растлена и склонна к сексуальной распущенности, а также есть герой-педофил, которого особенно привлекает Лолита, так как похожа на возлюбленную из прошлого.
Спектакль – как часы. Актёрская игра, свет, звук, декорации – части этого механизма. Каждая из них может быть бесконечна хороша сама по себе. Только глупо ждать, что человек будет разбирать свой будильник на пружинки и шестерёнки и любоваться ими по отдельности, надо, чтобы всё в целом было исправно. Но о какой исправности может идти речь, если центральная часть механизма – сценарий – находится в сомнительном состоянии? Мюзикл завязан на песнях и на истории, но сложно оценивать музыкальные композиции, когда мозг постоянно спотыкается о нелогичность сюжета.
Единственный реально трагический момент – не вымученный и предсказуемый финал, а последнее (третье по счёту) воспоминание Распутина, когда он обвенчанный и счастливый со своей супругой встречает её разъярённого отца. В этот момент понимаешь, почему Григория так переклинило на Лолите, и становится жалко его и Глашу. Только мотивация отца поступать так, как он поступил, остаётся непонятной (а была мотивации вообще?) и вызывает новые вопросы. Ведь его дочь на тот момент была с Григорием в церковном браке, и ни о каком сраме или позоре не может идти речи.
Вообще сюжетная линия с Распутиным выглядит довольно специфично: с одной стороны, она самая динамичная (и будто бы даже главная), с другой стороны, инфернальная тематика неожиданно врезается в полуисторическую историю и вызывает нервический хохот. Такое ощущение, словно этот сатанинский флёр где-то был. Ах да, перед спектаклем рекламировали другие мюзиклы с дьявольскими нотками. Компания Makers lab до «Лолиты» работала над «Мастером и Маргаритой». То ли Воланд ещё не покинул умы креативной команды, то ли очень хотелось запустить на сцену человека в костюме, с тростью и гримом черепа на лице, то ли у публики есть спрос на чертовщину, и тут сыграли роль коммерческие соображения. Так или иначе, начинает казаться, что авторы повторяют сами себя, даже если до этого не смотрел ни «Мастера…», ни «Демона Онегина» (благо в рекламе бал сатаны успел засветиться).
Преувеличенной выглядит притягательность самой главной героини. То отец её недвусмысленно лапает, то Распутин по ней с ума сходит, то в работном доме до неё домогается тип, то журналист Райнер влюбляется в неё. «Блаженство запретного рая, небеса которого горят адским пламенем», – набоковская цитата много раз прозвучит за спектакль. От Набокова осталось только имя героини, образ нимфетки и эта фраза. Больше похоже на попытку пропиариться, привлечь внимание за счёт узнаваемого бренда.
Мюзикл «Лолита» будто не совсем понимает, что он: шпионский детектив, эротический фанфик по Набокову, история трагической любви Распутина или мистический хоррор. Эти подсюжеты сшиты белыми нитками и в сумме дают оксюморон – сочетание несочетаемого. Конечно, можно было бы выкрутить градус абсурда на максимум, чтобы все нелепости гармонично смотрелись в общем ключе повествования, мол, чем безумнее, тем лучше. Но только от начала до конца лейтмотивом идёт тема надвигающейся революции и гражданской войны. То покажут кинохронику – солдат в окопах Первой мировой. То сцену покроет кровавый свет, и смерть выйдет танцевать с красным знаменем. Мина серьёзности с антимилитаристским пафосом сохраняется, несмотря на карикатурность некоторых сцен. Например, когда седой старец Распутин сбрасывает кафтан, обнажая накачанный нестарческий торс, и резво хватает Лолиту (его Глашеньку) за ноги.
Помимо немилосердного к логике сюжета, теряется музыкальная динамика. Почти весь мюзикл строится на лиричных песнях о любви, которые очень похожи друг на друга, а местами повторяются несколько раз (то про одуванчики поют молодой Распутин с Глашей, то Райнер с Лолитой – так чья же это песня?). Иногда бывает встряска, но больше в массовых сценах, которых в сумме набирается 3-4, а действительно яркие – в конце (песни жандармов и прачек, а также финальное выступление). К сожалению, не всегда удаётся чётко расслышать текст.
Обидно становится, когда видишь, что все остальные компоненты спектакля хороши. Массовка увлекает слаженными движениями и эффектной хореографией (чего только стоит финальный танец с красными платками – приближение 1917-го). Декорации и костюмы вдохновляют своей детализацией. Визуальные эффекты уместно вплетаются в сцены и радуют глаз. Качество певческого исполнения оценить затруднительно, так как оно воспринимается неразрывно с сюжетом (который перетягивает одеяло на себя).
У создателей были на руках все ресурсы, чтобы сделать замечательную постановку. Но на выходе остались только широта размаха и призрак содержательности – яркий фантик без конфеты.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!