Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Закрытое исследование, Такой театр, Александр Лушин

Накануне нового года «Такой театр» выпустил премьеру — спектакль Станислава Белозёрова «Закрытое исследование» по мотивам одноимённой пьесы Ивана Вырыпаева. Постановка эта получилась весьма необычной и в высокой степени рискованной. Речь здесь идёт не в том, что личность драматурга в современных реалиях воспринимается не слишком однозначно, и при неблагоприятном стечении обстоятельств премьера могла не состояться вовсе. Просто сам характер выбранного материала скорее ставил вопросы, нежели давал на них ответы.

В «Закрытом исследовании» есть один безусловный атрибут драматического произведения — взаимодействие персонажей построено на непрерывном диалоге (трое участников исследования — крупные учёные, добровольно согласившиеся принять участие в опросе, жизненно важном для будущего человечества — отвечают на вопросы организаторов, которых при этом не видят). В остальном же произведение Вырыпаева кажется слабо приспособленным для исполнения на сцене, поскольку обладает скорее чертами публицистического эссе: здесь нет действия как такового, динамики в той или иной форме, развития сюжета или становления героев (если не считать повышение градуса эмоциональности их монологов ближе к концу). И. А. Бунин считал, что мысль в драматическом произведении должна быть сжата в точные формы, здесь же она пространна и в определённой степени противоречива, а иногда и вовсе упирается в то, что у героя нет внятной позиции о предмете дискуссии. Вырыпаев предлагает воздействовать на зрителя исключительно словом. «Закрытое исследование» воспринимается больше как глубоко личное высказывание о будущем человека во Вселенной, как результат авторского исследования нашего биологического вида, которое драматург проводил на протяжении всей жизни. Придя к определённым ответам или сомнениям, он вложил их в уста своих персонажей.

Пытаться кратко пересказать это глубоко философское произведение — затея заведомо обречённая: полный текст состоит всего из тридцати страниц и находится в открытом доступе. Критический анализ пьесы в своём блоге проводил, например, Павел Руднев, и едва ли к нему можно что-то существенно добавить, если только обратить внимание на тот факт, что исследование было проведено в 2019 году. И это, думается, вовсе не случайность. Будто бы мрачные прогнозы, которые дали учёные в процессе интервью, уже начали сбываться, а те события последних лет, которые нас шокируют, вовсе не так уж случайны. Но всё же хочется сейчас обсудить не пьесу и её проблематику, а сам спектакль, то сценическое воплощение, которое предложил нам «Такой театр».

Создатели постановки оказались перед весьма сложным выбором: вести диалог со зрителем лишь посредством слова или как-то иначе? Любая лишняя деталь, внесённая в такой материал извне, рискует непредсказуемо видоизменить его смысловую нагрузку. В то же время, если идти непосредственно за Вырыпаевым, визуальная минималистичность на протяжении двух часов может превратить спектакль в читку — популярный в наши дни, но всё-таки отдельный жанр. В итоге был найден интересный с художественной точки зрения выход из непростой ситуации — они дополнили произведение сложной и тщательно продуманной аудиовизуальной составляющей, сохранив его вербальную составляющую.

zakritoe_issledovanie_1

Каждый из участников исследования располагается в весьма удобном кресле с откинутой назад спинкой, однако всё остальное выдаёт нервозность, дискомфорт ситуации для участников. Рэйчел (Васса Бокова) до последнего не может выпустить из рук телефон, Моника (Юлия Гришаева) и Морган (Александр Лушин) сбиваются на рассуждения о том, почему за этот эксперимент так много платят. Все трое в какой-то момент теряют способность усидеть на месте и начинают выскакивать из кресел. А когда кто-то из них лукавит или недоговаривает, на задней поверхности сцены ярко-жёлтым светом вспыхивают небольшие фонари. Когда разговор доходит до точки, из которой находящийся в кресле не видит выхода, случаются красные вспышки. По потолку своеобразного шатра над их головой, который образован огромным софитом, бегает луч света, равномерно вычерчивая один и тот же рисунок. Столь же равномерно, при этом с достаточно длительными перерывами, раздаются звуки, напоминающие биение сердца, будто мы слышим пульс умирающей планеты, о которой ведётся разговор. Пока один участник интервью находится на авансцене, два других скрыты от зрителя. Затем вращающийся механизм быстро меняет говорящего, уводя остальных в тень. И чем дальше идёт процесс исследования, тем меньше ощущается эта подмена, а все три речи сливаются в единое целое.

Огромная роль в этом спектакле отдаётся видеопроекции. На двух больших экранах, расположенных по краям сцены, мы видим участника эксперимента крупным планом: его мимику, мельчайшие движения, моментальную реакцию на заданный вопрос. Герои то взаимодействуют с камерой, разворачиваясь к ней, когда вопросы кажутся им простыми, то будто забывают о её существовании, как только очередной вопрос выводит их из зоны комфорта. Тем самым в статическом спектакле возникает движение, диапазон внутренней жизни героев.

zakritoe_issledovanie_3

Интервьюеры, проводящие исследование, скрыты не только от участников, но и от зрителя, тем самым возникает вопрос: «Люди ли это вообще или некий сверхъестественный разум, маскирующийся под человеческое обличье?» Добавляет туманности и то, что в разные дни роли интервьюеров исполняют разные актёрские дуэты (Александра Жарова и Александр Кошкидько или же Кристина Токарева и Павел Филиппов), и каждая пара исполнителей вносит в манеру ведения диалога нечто своё. Схожий приём, к слову сказать, сознательно реализует в новом спектакле «Сирены Титана» Пётр Шерешевский, создавая сразу несколько команд исполнителей, совершенно непохожих друг на друга.

Обсуждать работу актёров в этом спектакле очень сложно, поскольку мы не обладаем неким эталоном, относительно которого могли бы ориентироваться. Наоборот, каждый герой соткан из противоречий. Тем не менее в действиях исполнителей уже на первых показах чувствуется осознанность — та самая, которую Моника называет одним из главных человеческих качеств, и сами актёры безусловно понимают, какой образ в данный момент воплощают на сцене. Кажется, что Морган, сыгранный Александром Лушиным, получился несколько более целостным, нежели героини его коллег по сцене, но ведь таков и сам его персонаж: он не стесняется произносить длинные вводные реплики перед ответом на заданный вопрос, реже негодует по поводу личного характера вопросов, да и просто является самым старшим и опытным из опрашиваемых, что располагает зрителя в большей степени именно к нему.

Создатели спектакля «Закрытое исследование» справились со сложнейшей задачей перенести довольно слабо адаптированную для исполнения на сцене пьесу И. Вырыпаева на театральные подмостки, сохранив ту глубокую философскую составляющую, которая в ней заложена. А так ли пессимистично будущее человечество, как нас пытался убедить драматург, узнаем в ближайшем будущем. В конце концов, вся стройность концепций учёных из спектакля ломалась, как только дело доходило до их собственной судьбы. Да и жизнь сложнее любой теории. Посмотрим…

Фотограф Андрей Сухинин

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика