Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Палата № 6

— Болит… Душа болит.

— Чаще читайте акафист Деве Марии!

Школьники и студенты, взрослые пары в пыльных пиджаках. Плотный запах парфюма для женщин средних лет разносится по малой сцене «Балтийского дома». В дверях встретил одного из актеров. Ему нужно было выйти из зала, чтобы начать процессию, но пока он ждал опоздавших. Нельзя начинать спектакль без всех.

Последние опоздавшие вбегают в зал, двери закрывают. Выхода нет так же, как и во всех произведениях Чехова, как отмечает литературовед Дмитрий Быков (признан в РФ иностранным агентом). Сплошное пространство темноты и агорафобия. Но скоро рассвет и третий звонок. Гаснет свет.

На авансцене в ряд установлены старенькие пролеженные койки. Резкий свет прожектора загорается и их освещает, и тени от кроватных решёток расчерчивает сцену, напоминая вольер. Он то ли отгораживает зрителя от психов и санитаров, то ли наоборот.

Виктор Бугаков, автор пьесы, играет практически всех пациентов. Они отличны друг от друга лишь именем, фразой или кодом расстройства в истории болезни. «Я фигею!», «Душа болит…». Бугаков сменяет характеры, измученно падает, бормочет, молчит. На что любому его персонажу отвечают: «Читайте акафист сладчайшему Иисусу Христу!». Вариативно - Пресвятой Деве Марии.

Если отстраниться на время и посмотреть на спектакль со стороны, то всё это лицедейство выглядит странно: толпа людей молчаливо наблюдает за тем, как там, в вольере, человек постепенно теряет рассудок. Он, драматург спектакля, и есть пациенты Палаты.

Каждое утро начинается с радиоверсии «Жить здорово» с Еленой Малышевой, а по-настоящему жить здорово, в грязи и смраде, больше всего удаётся фельдшеру Курятникову (Сергей Андрейчук). В медицинской посуде он прячет торт, и даже если к нему подойдет пациент, всем один совет — читать акафист Деве Марии. А откуда душевные беды, спросит себя зритель? Ответ на все один: мало богу молимся.

da5b68c0f30d8ee6a4c6930d7afa0a88

Только умственно отсталый Ванечка Громов знает акафист сладчайшему Господу Иисусу Христу и Пресвятой Деве Марии. В версии режиссера Анатолия Праудина Иван Громов именно Ванечка — сочувствующий, а не раздражительный. Практически Алеша Карамазов с патологиями. Он меняет подгузники вечно плачущему профессору, носит его как самого младенца-Христа. Подносит к Рагину:

— Профессор плачет постоянно.

— Почему?

— Не знаю. Болит…

Доктор Рагин (Константин Анисимов) отстранен, отходит от дел, с каждым днем всё больше уходит в себя и не замечает, как всё вокруг погибает. А точнее гниет. Как и все интеллигенты, он думает. Думает, но ничего не делает: запах кислой капусты и грязь не исчезнут, если размышлять о Тите Ливии. Но Рагин всё читает, смиренно пьёт пиво. Пожалуйста, не трогайте Рагина.

И замечательно подмечено, что позже угодил Рагин в палату №6 не потому, что начал общаться с Громовым. Его «путешествие» в Петербург, Москву и Варшаву — это сыгранная врачами комедия с гитаркой, но все так же на кушетке. Громов — лишь проводник в мир безумия, который молчаливо лепит из теста икону Божьей Матери, которой впоследствии сам Громов должен прочесть свой последний акафист.

Неудачный путь не предназначенного для жизни человека как будто заключается в самой сути Андрея Ефимыча. Он не потерянный человек — он ненайденный. Не было рядом с ним хотя бы одного мыслителя, который бы разбавил вечное темное одиночество сознания, как то есть у Чехова.

В проволочном бюсте древнегреческого философа Рагин хранит водочку, и с каждым выпитым стаканом руки дрожат все больше, надежд на будущее меньше, и в палате №6 ему суждено остаться наедине с собой. Без курения, древнегреческих философов, милых пустяков в виде добрых рассуждений о Диогене. Дух его разрушен пошлостью чужих и своей нерешительностью. Он уже давно мертвец в пока живом, даже витальном округлом теле.

f7ef76c91b1b88ccc94f59239d59735e

Когда шизофреник и санитар Никита, бывший узник больницы, бьет Рагина, уже пациента, по лицу, создается впечатление, что Андрей Ефимыч умирает не от физической силы, а от осознания, что насилия возможно. Герой Никиты надевает на руку увесистый кулак из проволоки — три элемента всего спектакля сделаны из неё: профессор, бюст и тот самый кулак. Три этих вещи, самые устойчивые, перманенты, в мире. Интеллигенция, пошлость идей, карающая действительность с ее глупым миропорядком.

В конце Рагину роют могилу. Койки повисли в воздухе, их сплетение подобно телам, образам пациентов, которые показывал все действие Виктор Бугаков. Кровати превращаются то в кресты, то в железного паука с бесконечным количеством лап. Они висят в микрокосмосе сцены. Артисты исчезают. А Ванечка Громов и человек, странно напоминающий Антона Палыча, копают невидимую замерзшую землю. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Все как у Кости Треплева. И фразу книжного Громова повторяет тот самый гражданин, странно похожий на Антона Павловича Чехова, поблескивая пенсне: «Я им и во сне буду приходить!».

А за окном мороз. И надежда выжить после Чехова, не упасть в темный склизкий мир палаты №6, палаты нашей души, где весь мир — дурдом, а мы в нем — пациенты. Но если есть такие мысли, тогда «Балтийскому дому» удалось выразить то, как живем все мы. Ведь время такое…

Фотографии театра-фестиваля «Балтийский дом», фотограф Владимир Луповской

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика