Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Война и мир

Учебный спектакль будущих актёров всегда можно опознать по ограниченному сценическому ресурсу – лёгким намекам на декорации, редким элементам и деталям исторических костюмов. Но ни один зритель не предъявит претензии к вынужденному лаконизму, потому что достоинство студенческих постановок – в их животворящей энергии, внятном посыле современному зрителю и неслыханной щедрости в дарении эмоций. Такие спектакли запоминаются навсегда, при том, что они по природе своей недолговечны: учатся студенты – живет постановка. Короткий её век и обеспечивает особую яркость и особенность сценического высказывания.


Студенты мастерской н.а. РФ Анны Алексахиной Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения играют сегодня «Войну и мир» по роману Л.Н. Толстого. Играют второй (и последний, к сожалению) сезон при переполненном зрительном зале. Нечастое явление в контексте восприятия молодой аудитории, гораздо более склонной к современной драматургии и узнаваемому разговорному языку, к иным ритмам и обертонам. А тут – роман-гигант, многолистное произведение, испещренное огромными текстами, писанными по-французски, лексика XIX века…


Собственно, с этой оценки и начинается спектакль. На экране крупные планы юных артистов, выдающих свои первые реакции на известие о начале работы над толстовской эпопеей. Ни у одного из них не было ранее подлинного контакта с великим текстом: чрезмерно много слов и страниц, слишком много героев, чересчур много французского.

l-aegiibi9o


И словно по мановению чьей-то властной руки эти лица появляются в пределах сценического пространства, но уже в иной ипостаси. Они теперь – герои романа о войне и мире. В условном пространстве, в костюмах, стилизованных под исторические, они заполняют сцену – и начинается чудо. Абсолютно современные молодые люди, органично присвоив себе текст толстовских персонажей (можно только представить, сколь велик был труд их наставников!), начинают говорить с залом. Без барьеров и преград. Сотворено это с помощью выразительных средств, доступных современному актеру,– пластики, мимики, жеста, танца, пантомимы в контексте свободы пребывания в мизансцене, подлинного взаимодействия актеров в каждой сцене, быстроты и остроты реакций, увязанных с глубокими смыслами постановки.


В центре трехактной истории войны и мира – Пьер Безухов (Сергей Филипович). Высокий, тонкий, с огромными, удивленными глазами, прикрытыми большими круглыми очками (такие носят нынче часто), он напоминает подростка, который и смущается оттого, что водится с сорванцами, и кайфует от этого. Именно он становится проводником в лабиринт спектакля, его глазами мы увидим и мир, и войну. Пьер спектакль начнет, он же его и завершит – только совсем другим человеком. От начальной восторженности не остается и следа. Прикосновение к войне, к страданию, к судьбе целой страны сделает его взрослее и мудрее. Опыт поколения он принимает как опыт философский, позволяющий человеку искать опору в себе. «Человек сотворен для счастья, счастье в нем самом», - произносит он в слезах, но без истерики.

mdczbzj0ohw


Как выжить в злую годину, как не потерять себя, не разувериться и не изменить самому себе? Именно об этом постановка, над которой в течение года работали мастер курса Анна Алексахина и педагоги Сергей Каргин, Александр Крымов и Надежда Андрианова. Сценическая композиция выстроена вокруг Пьера. Именно он объединяет и четыре семейства. Вот граф Ростов в обаятельном исполнении Егора Шиманского, который не нуждается в гриме, поскольку явил густую краску патернализма в голосе, походке, способе общения с родней, а она для для него и тыл, и смысл, и судьба. А у Георгия Ефанова в роли старого князя Болконского – седой парик на голове, во втором акте всклокоченный, и сам он дикий, почти безумный. Внутренняя ярость доведена до предела, все свершается не его по воле, противореча его пониманию мироустройства. А прилизанный князь Курагин (Даниил Ходунов), отец двух аморальных детей (пластически точно и выразительно сыгранных Анастасией Стукловой и Юрием Щегорецом), которым что война, что мир – все одно.


Князь Андрей Болконский (Богдан Коршунов) – графичен, чуть угловат, подтянут и словно изначально приговорен, неяркий отсвет смерти на его фигуре ощутим и трагичен.
Не менее хороши в актерской палитре этого спектакля исполнительницы женских ролей: Наташа (Алиса Рейфер), Соня (Ана Стоянович), Марья (Полина Жукова), Лиза (Эмилия Акберова), Марья Дмитриевна (Вера Петрова). Без них теряет краски мир и с ними находит свой тыл война.

iqzcg1f1q84


Спектакль поразительно современен и нужен молодому зрителю как воздух. Он помогает обретать смысл бытия, сближает с бессмертной классикой, отвечая на самые актуальные вопросы. Троекратные видеовключения актеров меняют соотношения смыслов: наивные в начале, озадаченные в середине и умудренные опытом в финале, актеры явили эволюцию собственного сознания, свой рост на материале бессмертного и вечно юного, как оказалось, романа.


Три часа смеха, слез, затаенного дыхания, раздумий. Спектакль заканчивается массовой сценой: все герои в черном на сцене, перед ними – Пьер Безухов, мучительно думающий вместе с нами вслух. А на экране позади актеров – воздушная сцена белого бала: герои с улыбкой проносятся мимо нас в беззаботном вальсе. Потому что и то, и другое – жизнь.

Фотографии предоставлены пресс-службой СПбГИКиТ

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика