Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В рамках XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» был показан спектакль Эймунтаса Някрошюса «Мастер голода». О взаимоотношениях дара и ремесла, мастерства и таланта размышляла наш корреспондент Екатерина Балуева.

Менофортас

Спектакли Эймунтаса Някрошюса – всегда событие, настраивающее все внутренние скрипки и контрабасы на определённый лад. Словно чувствуешь: сейчас случится главное, будет бессмертное – придёт и очистит кровь от яда, а сердце от смолы. Каждый раз по-новому срабатывает волшебный механизм превращений хорошо известного сюжета. Так, новелла Франца Кафки внезапно становится эскизом судьбы Абсолютного Артиста.

Ранним осенним вечером из Литвы в Петербург прибыл некто в зелёном макинтоше, фетровой шляпе и с маленьким потёртым чемоданчиком в руке. Незнакомец представился Мастером голода, освободился от тяжёлого пальто и оказался тоненькой Викторией Куодите, одетой в короткое бархатное платье поверх чёрного трико. Актрисе не случайно досталась мужская роль – испытывать себя на прочность будет не просто голодарь, но его нежная, полупрозрачная душа.

Пространство Кафки строго вычерчено: справа, в глубине сцены, – фортепиано, слева – фолиант на высокой подставке. С обеих сторон – чёрные грифельные двери. На одной из них маэстро напишет репертуар (в меню сегодня голод), на другой – афишу (длина сеанса – 40 дней). Для героя чёрная комната, в которой его демонстрируют публике, олицетворяет собой целый мир (выстраивается цепочка: клетка-камера-камерность).

Менофортас

Голодарь (он безымянный) учится, познаёт азы профессии: старательно кормит публику словами: «Кушать подано!». Он произносит и вычёркивает строчки из книги так, словно делает надрезы на самом себе. Им движет желание нравиться, жажда успеха, признания. Внимательно оглядывает зал, терпеливо ждёт реакции. Одну и ту же реплику много раз повторяет в каждую кулису. В конце концов, устало выплёвывает фразу на пустой серебряный поднос. Дальше – тишина...

Мастеру противопоставлены не только зрители, но и загадочное трио (Вигандас Вадейша, Вайдас Вилюс, Геннадий Вирковский). Один из них сыграет Импресарио, остальные примерят образы тюремщиков и журналистов. Наблюдатели громоздятся вдвоём на стуле – такие неразлучные «люди-змеи» из «Замка». Они пытаются объяснить загадочный дар анатомически, с важным видом вертят в руках картонные модели желудков. Голодарь, презрительно усмехнувшись, сливает все их физиологические доводы об особенном устройстве его организма в канализацию. Мастер упивается собственной силой духа. Он – господин своего голода. Голодарь дрессирует его, как опасное хищное животное, и только это странное противостояние дает ему истинное величие. Голод – его мантия. Мастер – одержимый художник, живое противопоставление всеядности. Ему ничто не по вкусу, кроме собственного ремесла и славы. Но чем же он питает себя? Вдохновение – его адреналин, пища, крылья – что? Или – невесомость вот эта, по которой плывет над пропастью воздушный трамвайчик в соловьёвской «Ассе», когда боишься дышать и возникает вдох-новение?

Игра труппы похожа на танец, на детскую считалку, в которой руки летают виртуозно. Кафкианский текст проговаривается, пластически обыгрывается, пропевается, трансформируясь в голод-джаз.

Менофортас

Время обозначено с помощью двух ритуалов. Импресарио бессчётное количество раз меняет пленнику носки. Затем, чтобы подчеркнуть возрастающую худобу, надевает мастеру на руку массивные золотые часы, которые больше подошли бы хрупкой Куодите в качестве пояса, а не браслета. Актриса делает ловкое движение – и часы словно скатываются с запястья на лодыжку.

Пока Мастер любовно разбирает свои награды, троица на заднем плане пьёт вино жизни. Голодарь обречён на бесконечное одиночество среди людей, но он этого не замечает. Он – однолюб, предметом обожания которого является его профессия. Дипломы с фестивалей (успеваешь прочитать на одном из них: «Meno Fortas») превращаются в соломенную подстилку, они же потом вместо нот. Голодарь играет по ним стремительную мелодию. Пальцы быстро пробегают по клавишам, но прежнюю славу уже не догнать. И все драгоценные кубки однажды приходится сдать в ломбардную лавку какого-нибудь Дядюшки Живодёра…

Мастер колесит из города в город, однако у публики интерес к чистому искусству постепенно угасает. В конце концов, герою приходится поступить на службу в цирк (многосерийный? антрепризный?..). Последнее пристанище маэстро – страшная машина абсурда: грохочущий, лязгающий металлом агрегат с лестницей. Голодаря привязывают за ногу, и он послушно прыгает по кругу – пляшет, пойманный в петлю. Но принесут по цветочку – и вот он уже счастлив…

Менофортас

Спектакль оставляет сильное, горькое, трудновыразимое словами впечатление. «Мастер голода» Някрошюса – маленький шедевр, которым хочется поделиться с самыми важными людьми: принести в кармане, протянуть на ладони и сказать: «Посмотри обязательно!» Или – пересечь петербургские мосты над голубой вечерней Невой, чтобы прийти к тому, кто олицетворяет «мастерство голода» лично для тебя. Заглянуть за бордовую бархатную портьеру, проскользнуть во второй ряд партера. И смотреть. Театр как музыка, а музыка как любовь.

У Кафки побеждает сильная, красивая, сексуальная природа: место Мастера голода занимает молодая пантера. Искусство умирает. У Някрошюса голодарь, как и положено артисту, просто уходит за кулисы и больше не возвращается. Что же остаётся нам? Вечное сияние чистого Голода.

Фото: Наталья Кореновская.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика