Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Опера «Норма»

Мариинский театр вновь обратился к опере Винченцо Беллини «Норма», представив её постановку, которой петербургская сцена не видела с 1861 года. Это событие, без сомнения, стало одним из центральных на XXXIII Музыкальном фестивале «Звёзды белых ночей», привлекая внимание не только местных зрителей, но и поклонников оперы по всему миру.

«Норма» – это история о любви, предательстве и жертвенности, действие которой происходит в Древней Галлии, находящейся под властью Римской империи. Верховная жрица друидов, Норма, нарушает священный обет и вступает в тайную связь с римским проконсулом Поллионом. У них рождаются дети, но Поллион охладевает к Норме и влюбляется в юную жрицу Адальджизу. Сердце главной героини терзает ревность, однако в нем остаётся место чувству долга перед народом и материнской любви. Развязка трагична – она признаётся в предательстве и погибает вместе с вновь полюбившим её Поллионом.

Первое, что захватывает зрителя в «Норме» – это впечатляющее визуальное решение, разработанное командой под руководством режиссёра и художника по костюмам Сергея Новикова. Действие оперы, согласно либретто, происходит в священной роще друидов и храме Ирминсула, однако режиссёр в своих комментариях подчёркивает отсутствие в этой версии каких-либо традиционных храмовых сооружений. Вместо этого художник-сценограф Новиков сконцентрировал внимание на создании пейзажных, природных локаций, стремясь избежать излишней детализации интерьеров, даже в сценах, происходящих в жилище Нормы. Такой подход подчёркивает неразрывную связь друидов с природой и придаёт происходящему вневременной характер. Завораживающие леса, величественные алтари и таинственные пещеры создают особую атмосферу, идеально подходящую для разворачивающихся событий. Костюмы, выполненные в приглушённых тонах, также акцентируют связь персонажей с природой и их культурным наследием. Вершиной визуального решения становится финальная сцена, где пылающий костер и раскалённый камень символизируют трагическую гибель героев. Руслан Майоров, художник по свету, дополняет сценографию тонкими световыми решениями – от приглушённого до ослепительно яркого света, выделяя ключевые моменты действия. Например, приглушённый свет в сценах жертвоприношений создаёт ощущение таинственности и тревоги, а яркий свет во время арий Нормы обнажает её уязвимость и внутреннюю борьбу, словно выставляя её чувства напоказ под прожекторами.

2_norma_petrenko_by_vilchuk

Переходя к другим составляющим спектакля, нельзя не сказать о том, что безусловным центром притяжения внимания стала исполнительница главной партии – Альбина Шагимуратова. Она продемонстрировала великолепное мастерство, объединив безупречную технику бельканто с глубоким проникновением в суть характера героини. Богатый тембр голоса и виртуозные колоратурные пассажи создавали неповторимое звучание, позволяя передать всю гамму чувств, испытываемых Нормой: от нежной материнской любви до всепоглощающей ревности и отчаяния. Ария «Casta Diva» стала одним из наиболее ярких моментов всего спектакля. Её в свое время исполняли такие выдающиеся певицы, как Мария Каллас и Монсеррат Кабалье. Примечательно, что, в отличие от более ранних трактовок, где Норма представлялась жертвой политических обстоятельств и предательства возлюбленного, Шагимуратова делает акцент на внутренней силе и самостоятельности своей героини. Она предстаёт не столько страдающей, сколько принимающей осознанное решение о самопожертвовании ради спасения своего народа и будущего своих детей. Благодаря этому, её Норма становится символом сопротивления и достоинства. Сравнивая её исполнение с интерпретациями Марии Каллас, где Норма выглядит более ранимой и беззащитной, можно отметить, что Шагимуратова наделяет свою героиню большей силой воли и твердостью характера, что находит отражение как в её вокале, так и в актерской игре.

Игорь Морозов, исполнивший партию Поллиона, продемонстрировал сильный, красивый голос и убедительную актерскую игру. Ему удалось создать образ римского проконсула, разрывающегося между верностью долгу и чувствами. Особенно запомнился его дуэт с Адальжизой, в котором Морозов сумел передать сложность внутреннего мира своего героя, показав его не только как политика, связанного обязательствами, но и как человека, подверженного сильным чувствам. Стоит отметить, что, по мнению критиков, Морозов, ранее известный своими лирическими ролями, в образе Поллиона предстал перед зрителями в качестве драматического тенора. В отличие от мягкости и нежности, присущих его прежним персонажам, здесь он проявил силу и страсть, что сделало его образ более сложным и интересным. Он продемонстрировал вокальное мастерство, достойное опер бельканто, хотя это и не было его главной сильной стороной. В лаконичном сценическом пространстве, созданным режиссером, Игорь Морозов сфокусировался на выразительности вокала и актерской игры, сделав образ Поллиона особенно ярким и запоминающимся. Дуэты Шагимуратовой и Морозова были наполнены накалом страстей и драматизмом. Екатерина Лукашова в роли Адальжизы очаровала публику своим нежным голосом и искренней игрой, представив свою героиню не просто наивной девушкой, а женщиной, способной на глубокие чувства и самопожертвование.

6_norma_shagimuratova_by_razina

Очевидно, что режиссер Сергей Новиков уделил особое внимание визуальному оформлению спектакля, отдав предпочтение природным ландшафтам и артефактам. Однако, как было указано выше, он следовал синопсису, не отходя от основных линий либретто, что позволило ему сосредоточить усилия на создании цельной и гармоничной сценической композиции. Не были предложены новые интерпретации характеров или переосмысления конфликта. В этом смысле постановка осталась в рамках традиционного подхода к опере «Норма», не предложив радикально нового прочтения известной истории, сосредоточившись на классической интерпретации. Оркестр Мариинского театра под управлением дирижёра Валерия Гергиева, работая с партитурой Беллини, особое внимание уделин нюансировке вокальных партий и созданию драматической напряжённости в хоровых сценах.

В целом, постановку оперы «Норма» в Мариинском театре можно считать событием, заслуживающим внимания всех поклонников оперного искусства. Артисты продемонстрировали высочайший уровень мастерства и таланта, а визуальное оформление создало впечатляющую атмосферу. «Норма» в таком исполнении достойна занять важное место в репертуаре театра и привлекать как знатоков классической оперы, так и тех, кто только начинает свое знакомство с этим жанром.

Фотографии с официального сайта Мариинского театра

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика