28 ноября премьеру оперы Шарля Гуно "Ромео и Джульетта" на сцене Новой оперы им. Е. В. Колобова представили худрук петербургского Мюзик-холла Фабио Мастранджело и режиссер Арно Бернар. О новом в вечной истории любви читайте в репортаже нашего корреспондента Екатерины Нечитайло.
Бессмертный шекспировский опус, печальнее которого нет ничего на свете, - один из сюжетов, вызывающих при постановке легкую улыбку и недоверчивый взмах бровей. Как на площадке передать искренность и неповторимость первых чистых прикосновений? Дотошно соответствовать времени и историзму или одеть всех в джинсы? А что с несоответствием возраста возлюбленных и исполнителей? Бессчетное количество раз героев танцевали, проговаривали, пели, проживали, кричали, являли в мюзиклах и рок-операх, делали образцами романтических картин: тысячи Ромео, тысячи Джульетт встречались на балу, тайно венчались, тянули друг к другу руки, принимали яд, вместе лежали в склепе Капулетти, не замечая, как истираются при этом образы и слова, будто старые бумаги. В московском театре "Новая опера" прошла премьера оперы Шарля Гуно "Ромео и Джульетта", которая не ставилась в России сорок лет: французский режиссер и сценограф Арно Бернар и отвечающий за музыкальную лирическую правду приглашенный дирижер Фабио Мастранджело представили зрителям свой вариант прочтения вечного сюжета, найдя зыбкий баланс между покрытой ржавчиной вековой вражд ой, сопровождаемой звоном шпаг, и Любовью, озаряющей мир своею силой, подлинностью и каменной, вечной несокрушимостью, которая течёт из поколения в поколение.
На сцене возвышаются башни, углы домов улиц Вероны, состоящие из ржавых железных листов с небольшими отверстиями. Давящий, нагнетающий атмосферу город пронизан синим светом и, кажется, каким-то спертым запахом смерти, повсеместным ощущением, что враг затаился и за углом, и в этих самых прорезях (сценография, костюмы, свет - Арно Бержар). Все начинается не с увертюры, а с очередной уличной стычки группировок кланов Монтекки и Капулетти: музыка замолкла перед лицом убийств. Фехтовальщики в бархатных костюмах вне зависимости от пола лихо делают выпады, меняют позиции, блокирует противника и, кажется, играют с огнем, бьются до первой крови (режиссер боев и трюков - Павел Янчик, которого называют "маэстро оружия"). Первый музыкальный аккорд увертюры приходится на убийство, когда молчать уже невозможно. Именно в момент кровавой бойни суждено впервые повстречаться Ромео и Джульетте, не на балу у Капулетти, а на торжественном приеме, где правит Смерть, ведь за стенами того самого бала все равно ни на секунду не прекращаются потоки рек крови. Машина времени запущена и переносит нас в пространство, где жизнь текла в ином ритме, а шпага могла громко заговорить при любом неверном движении собеседника.
Нет ни главы рода Монтекки, ни матерей обоих героев, невелика роль брата Джульетты Тибальда, а ее жених Парис низведен до персонажа массовой сцены. Шарль Гуно, автор 12 опер, был, по меткому выражению П.И. Чайковского, «одним из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства». Сила его дарования заложена и в мелодиях, где раскрывалась сладость любви и страдания сердца, и в искренности выражения, нередко возвышающегося до глубокого драматического пафоса. Основу оперы, написанную в 1867 году, составляют 4 дуэта, вальс Джульетты и каватина Ромео, - музыка сладкозвучна, сахарна и доступна для восприятия, но невероятно сложна по исполнению.
Ирина Костина в партии Джульетты будто вышивает тонкой золотой иголочкой по музыкальной ткани: звонка верхушками и густа низами, воздушна и плотски осязаема.
Ромео (Георгий Васильев) ярок и страстен, с легкостью сочетает работу в сложной гармонии с эмоциональными бурями, а от самой известной каватины «Солнце, скорей взойди» действительно веет теплом и утренней прохладой. Они оба герои, желающие, стремящиеся, достигающие: Ромео узнаваем в жесте, когда протянутая вперед рука пытается дотянуться до любимой, Джульетта же бежит ему навстречу грудью вперед, заведя руки за себя, будто расправив крылья.
Дальше же никаких подрывов классики ждать не следует: бал, доверительные напевы с кормилицей Гертрудой (по-матерински нежная Александра Саульская-Шулятьева), пронзительная сцена на балконе (вернее, у окна Джульетты), венчание у отца Лоренцо (вдумчивый Евгений Ставинский), первое утро, Парис, яд, склеп, кинжал. Стоит отметить, что если между солистами и оркестром найдена устойчивая гармония, то хор, который неистовой бурей проносится по сцене, произвольно ускоряясь и замедляясь музыкально, Маэстро периодически приходится активно подгонять и придерживать.
Третий акт завораживает своей красотой, напоминая картины Брейгеля, Ван Дейка и Рембрандта, мастеров светотени, сумевших воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний. После венчания и объявления о свадьбе с Парисом, на сцене появляется огромный крест, подчеркивающий ничтожность людей, который упадет в момент псевдо-смерти Джульетты, как символ предопределенности. С неба же в белом танце начинают падать не то лепестки свадебных роз, не то снег, заносящий былое, не то обрывки книжных страниц или партитур, на которых напечатана разрастающаяся история любви, заполоняющая весь мир.
В финальной сцене в склепе прорези на железных листах заполнит свет свечей, будто на картине Редько "Восстание", Ромео, как известно, ошибется, Джульетта, вовремя пробудившись ото сна, все же успеет спеть с любимым предсмертный дуэт.
Спектакль Арно Бернара и Фабио Мастранджело не превращается в шабл онный набор ситуаций, мертвую страницу истории, необходимость наличия большой хрестоматийной лирической оперы, с которой можно играть, как с конструктором: создавая контекст, углубляя, упрощая, драматизируя, пародируя, преклоняясь и насмехаясь. Этот устойчивый, может быть немного простой, но удивительно обаятельный и приятный глазу спектакль, монументален, как земля обетованная, на которую можно с облегчением хотя бы на время пристроить ношу собственных проблем, и легок, как лепестки белоснежных роз, которыми устлан склеп двух любящих и вечно живых сердец.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!