Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

"Гамлет" Николаем Колядой вновь вознесен на помост в Театральном центре "На Страстном" в рамках Фестиваля "Коляда-театр На Страстном". О том, как гремели музыка и бранные обряды о воспетом в веках герое, рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.

гамлет, театральный центр на страстном, на страстном, николай коляда, коляда-театр, нечитайло

Принца датского больше нет. Он похоронен за ненадобностью своего титула, смыт водами всемирного потопа, за хрупкую шею повешен в клетке, чтобы другим было не повадно. Дворца, чести, роскоши и пышности больше нет. Они остались лишь картинами "высокого искусства" на стенах, черными шубами, коронами - терновыми венками на головах королевского семейства. Общества больше нет. Оно отдало себя на порицание варварству, регрессировало и поддалось животным инстинктам. Есть парень с именем Гамлет, неуместный человек, заложник своего происхождения, который грызет ногти, прислонившись к дверному проему, танцует на костях и паясничает в общении с другими. Есть смердящее царство-государство, напоминающее свалку, в котором следы похорон выстелаются не еловыми ветками, а свиными копытами и куриными лапками, каждый старается утащить что-то в свой угол, а существо - существу - зверь. Есть дикарское племя, в котором бичуют "Джоконду", раболепно хлопают в ладоши, а искусство, красоту и запреты вертят на консервных банках.

гамлет, театральный центр на страстном, на страстном, николай коляда, коляда-театр, нечитайло

Броская эстетика "Гамлета", который был поставлен художественным руководителем театра Николаем Колядой еще в 2007- м году, за годы существования стала почти что хрестоматийной. В ней не чураются обнаженной натуры, физиологических процессов, глумления над нормами, животной природы власти. Перед зрителем хороводом проносятся картинки, напоминающие триптихи "мастера ночных кошмаров" Босха, искаженные лица с полотен Фрэнсиса Бэкона, инсталляции Марселя Дюшана, использовавшего реди-мэйд наравне с пародиями над классическим произведениями.

Если Шекспиру Дания - тюрьма и весь мир - тюрьма, то по Коляде весь мир - свалка, на которой обряд погребения больше смахивает на шаманский ритуал, речь порой неотличима от мычания и урчания, а самое чистое и ручное животное - белая крыса. Люди здесь вылетают из жизни, будто пробки, набитые ватой тряпичные куклы: ничего не стоит поцеловать кого-то и выплюнуть навсегда, удары шпагами и мечами заменены на удушье ошейников и поводков, которые стягивают горло каждого. Стая в тренировочных штанах и бархатных юбках, босая и с беретами на головах, с по - собачьи высунутыми языками и по - обезьяньи согнутыми ногами, которая напоминает бурлящий котел, живет по своим законам, вытанцовывает и выколядовывает, пускается в коллективный вопль и шаманский групповой экстаз, прославляя своего вожака и авторитета. В их пространстве символом власти является ванная, а все важные вещи проговариваются с поднятым вверх назидательным указательным пальцем, направленным на небо.

гамлет, театральный центр на страстном, на страстном, николай коляда, коляда-театр, нечитайло

Весь спектакль Гамлет (Олег Ягодин) пританцовывает на тему и затанцовывать себя до полусмерти, будто Избранная в "Весне Священной". Он не то чтобы бунтарь по духу, который рефлексирует и сопротивляется. Вертлявый и неустойчивый, нервный и воспаленный, будто лишенный точки опоры, с бесовщиной в глазах, он гнется парусом, плавно змеится, проговаривая монологи словом и телом. Фактически его история начинается именно с непроговоренного текстом танца, на который он провоцирует себя, дергая за поводок, будто вытаскивая за волосы из болота людских страстей. Позже во время монолога Клавдия, стоя у двери, он губами и жестами будет проговаривать свою речь, которую скажет перед "Мышеловкой", оттого что ему совершенно все равно, что сейчас говорит новоиспеченный король, а самому вещать и проповедовать что - либо абсолютно бесполезно, ведь можно сойти за сумасшедшего.

Любовь уничтожена, как необходимость. Животное влечение, как ведущая точка. Взаимоотношения сшиты красными нитями, все всё видят, но поступают так, как им выгодно и удобно. Этой же нитью, с которой в руке бродит тень Гамлета - старшего (Николай Коляда), будет зашит рот "Моны Лизы", как уничтожение последней надежды. Коляда с белыми ангельскими крылышками, пушистым нимбом над головой, сушеной рыбой через плечо, кажется, забавляется с теми, кто остался мучаться и жить, а весь текст проговаривает через внутреннее ругательство. Он нарочно оставляет следы своего появления, цепляя к картинам перья, выдираемые на наших глазах, но все слишком увлечены эгоизмом и не способны к тому, чтобы увидеть что-то отличное от себя.

гамлет, театральный центр на страстном, на страстном, николай коляда, коляда-театр, нечитайло

Музыка, диктующая ритм движения, подкидывающая дрова в общий племенной котел, не сопровождает действие, а идет с ним в ногу, может быть даже на полшага впереди, сгущая, закручивая и усугубляя. Это не красивая подушечка из ритмов и мелодий, а самостоятельный элемент, рождающий театр дух музыки, появляющийся ниоткуда и в никуда уходящий. Ее нужно перекричать, чтобы произнести "...быть или не быть", принимая к себе кости бедного Йорика, ее магия заставляет двигаться остервенело и неистово, она на протяжении спектакля не замокает практически ни на минуту.

Колядовцы здесь играют самыми разными актерскими гранями: то преувеличенно кривляются, снимая пафос с текста, то отстраняются, выдерживая дистанцию, то существуют на полном серьезе, предельной правде, подкупая общей включенностью и жизнью единым организмом, бесстрашным препарированием табуированных приемов, взрывающих восприятие внутриутробных проблем. Каждый, кто прикасается к столь сложносинтаксическому и многоэтажному спектаклю, невольно становится частью его интимной зоны, сообщником, соучастником. Складывается ощущение, что тебя вот-вот схватят и поведут кружить - танцевать, держа в одной руке людские поводки, а другой рукой дирижируя хору отрывистых голосов, как это делает сам Гамлет в финале первого акта.

гамлет, театральный центр на страстном, на страстном, николай коляда, коляда-театр, нечитайло

Рано или поздно любому кружению и бесчинству, пляске смерти, лишенной норм и границ, приходит конец. Все племя, готовое пережимать глотки, убивать словом и делом, будет собрано на один корабль, затянуто одним общим смертоносным поводком, отправлено по реке Харон на встречу вечности. В луче света останется лишь одинокое обнаженное тело, свернувшееся эмбрионом под очищающим дождем. Больше нет ничего, даже красоты А если ее больше нет, то нет и никакой надежды на спасение мира. Дальнейшее - молчание.

Фотографии предоставлены Пресс-службой Театрального центра "На Страстном"

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика