Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Дмитрий Волкострелов поставил в Театре юного зрителя им. А. А. Брянцева (ТЮЗ) "Беккет. Пьесы" и адресовал их молодежи, сказав, что так мы становимся ближе к театру, искусству и жизни в беккетовском понимании. О том, что хотел и что сказал режиссер Волкострелов, нижеследующие хроники.

дмитрий волкострелов, волкострелов, тюз, беккет, беккет пьесы

В черной-черной комнате сидел Беккет и свидетельствовал о пустоте, старательно и педантично записывал он хроники пустоты.

Пустота эта корчится, двоится, множится, извивается и расползается по вакууму беккетовского бытия. Насколько это вообще возможно в пространстве без начала и конца, без единого проблеска.

Подчеркиваемые грани темноты в пустоте не подсвечиваются автором, а скорее тонко вырезаются скальпелем, шлифуются. Все наощупь, оттого все случайно, но при этом циклично и симметрично, что связывает отдельные единицы и упорядочивают хаос.

Существо, заточенное в этой бездне, мучительно изобретает себе окружение, дабы не признать уникальную в своей ненужности собственную единичность. Из темноты возникают предметы, часть из которых наделена сомнительным счастьем не просто висеть на стене или лежать на полу, но познать пустоту, что в беккетовском мире, равносильно понятию жизнь.

дмитрий волкострелов, волкострелов, беккет пьесы, беккет, тюз

Жизнь эта, произросшая из мрака и непроглядной черноты, тревожно трепыхается, неловкая, сомневающаяся. Ее смущает необходимость отрицать данное ей при рождении знание о пустоте, откладывать его до намеченного часа.

Жизнь, убегающая от темноты, все ей противопоставляет: свой свет, свои краски, которые лишь подчеркивают ранее вырезанные рельефы связей, законов и причин.

Появляющиеся скрежетом, вздохами, шепотом фигуры скользят по своим рельсам с испугом и поиском в глазах, они из раза в раз импульсивно начинают действие, а после с удивлением и тоской смиряются с тем, что персональное их бытие замыкается, закольцовывается и вписывается в квадрат.

дмитрий волкострелов, волкострелов, беккет пьесы, беккет, тюз

Фрактализирующаяся «жизнь», вышедшая из черноты, оказывается под конец похожей на постапокалиптический мусор, продукт жизни, а не она сама.

Творчество Беккета – это скорее живопись, нежели иное какое-то искусство. Он не описывает, не философствует, но прорисовывает, накладывает за слоем слой с уже неузнаваемыми образами, но глубоким горизонтом ассоциаций.

Режиссер оказывается в безвыходном положении: беккетовские картины должны пульсировать, звучать и как-то сами себя объяснять. Дмитрий Волкострелов ровно и последовательно выстраивает повествование рядом пьес, в которых монотонно сообщается о невосполнимых опустошениях, которые врожденным душевным недугом сопутствуют жизни.

И право ожидаешь какого-то контрапункта. Ожидаешь, что выскочит джокер и перевернет с ног на голову весь этот похоронный пафос. Где же абсурд? Почему бы в одной из картин, где очередным воплощением безысходности выступает серая комната с неким набором бессмысленных, но функциональных вещей, среди которых мечется отчаявшийся некто, почему бы там не открылась дверь и не появилась баба Нюра и не сказала, что электричество не оплачено и соль одолжи.

Какая-то случайность должна вывернуть из этого потока выплевываемой в мусор жизни.

дмитрий волкострелов, волкострелов, беккет пьесы, беккет, тюз

Переходящая из зала в зал публика понимающе кивала, переглядывалась и, кажется, настраивала зрение: фокус на внешних предметах – внутрь себя и наоборот. На премьере встретились давние знакомцы-театралы, никак не могущие жить без экспериментов над собой.

Они сначала вглядывались в темноту, посмеиваясь костным мозгом над недовольными с первых минут соседями. После прислушивались-присматривались к появлявшимся героям, микрофонам, проекциям и экранам. Общий минимализм сценографии расцвечивался их собственными ассоциациями и вкусами. Они снисходительно мотали головами вначале и синхронно кивнули, удовлетворенные тонкостью и изяществом той самой у окна, в кресле-качалке с единственной лампой, так нежно обнимавшей своим светом ее профиль, и тишиной, оттенявшей почти незаметные интонации ее усталой речи ни к кому, в пустоту.

Внимательно и вдумчиво они следили за бесконечно воссоздающими квадрат фигурами, с высоты похожих на разноцветные кегли, чье движение задавало написанное Дмитрием Власиком музыкальное сопровождение.

И пройдя через мусорный апокалипсис, они легко вынырнули из беккетовского мрака в ночь.

Фотографии Стаса Левшина
Ближайшие показы спектакля "Беккет. Пьесы" Дмитрия Волкострелова состоятся в ТЮЗе им. А. А. Брянцева 26 февраля и 26 марта.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика