Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Wiener Staatsballet открыл на сцене БДТ третий день XIV Международного фестиваля Dance Open. Представить венскую труппу были приглашены хореографы Хэлен Пикетт, Патрик де Бана и Наталия Хоречна.

dance open, wiener staatsballet, бдт, наталия хоречна, балет, субкультура, хэлен пикетт, патрик де бана, филип гласс, рави шанкар, макс рихтер, ян гарбарек, шокат хуссейн, обратный отсчет, игры ветра, сумерки

Все три хореографа – этуали мировой балетной сцены, за чьими плечами фейерверк международных проектов. Современность, требующая от артистов сумасшедшей мобильности, открытости и уверенно крепкой руки на своем пульсе, делает их искусство неизбежно космополитичным, но вместе с тем недоступным для закрытого провинциального сознания. Тем самым опыт постановки является провокацией как для зрителя, так и для автора: первого проверяют на возможность вырваться из повседневности и оголить восприятие, в розе ветров второго ищут глубину и аутентичность. Так, Хэлен Пикетт, начавшая свою карьеру в Бостонском балете, затем делала постановки во многих городах Америки и Европы. В ее багаже 10 лет работы во Франкфуртском балете Уильяма Форсайта, чью технику импровизации она теперь преподает. С Форсайтом также сотрудничал и другой хореограф – Патрик де Бана, некогда бывший премьером в труппах Мориса Бежара и Начо Дуато. Его мировоззрение базируется на разнообразных танцевальных практиках, переосмысленных через исследование португальского фаду, иранской музыки и взаимодействие с Шанхайским балетом. В свою очередь третий хореограф Наталия Хоречна отмечена прессой как балерина с особенной трепетной статью. В родной Братиславе она блистала в классических «Лебедином озере» и «Щелкунчике», после много лет работала сначала в Гамбургском балете под руководством Джона Ноймаера, потом в Nederlands Dans Theater. Сегодня она одна из наиболее интересных молодых хореографов.

dance open, wiener staatsballet, бдт, наталия хоречна, балет, субкультура, хэлен пикетт, патрик де бана, филип гласс, рави шанкар, макс рихтер, ян гарбарек, шокат хуссейн, обратный отсчет, игры ветра, сумерки

«Сумерки»

Труппа Венского балета открыла вечер в БДТ в мареве багрово-оранжевого закатного неба, наполненного прозрачными невесомыми облаками. В «Сумерках» легкие и тонкие фигуры танцоров переплавляют музыку в отточенную красоту балетных форм. Уроженка Калифорнии Хэлен Пиккет в своем балете создает свойственный ее родным берегам многоцветный и музыкально разно-жанровый микс, на мельчайшие изменения которого очень остро и тонко реагируют исполнители, воспроизводя его в своих вариациях. Так, за магической строгостью Филипа Гласса следует мистическая ритуальность Рави Шанкара, Ануара Брахема и Шоката Хуссейна, в них вплетаются джазовые импровизации Яна Гарбарека, и все снова закольцовывается на Глассе и возвращается к Шанкару. Отмечая работу звукорежиссера, так плавно перемешавшего музыку разных композиторов в новое произведение, но оставив их всех узнаваемыми для слушателя, стоит сказать и о хореографе, сумевшем соблюсти их своеобразие и в танце.

dance open, wiener staatsballet, бдт, наталия хоречна, балет, субкультура, хэлен пикетт, патрик де бана, филип гласс, рави шанкар, макс рихтер, ян гарбарек, шокат хуссейн, обратный отсчет, игры ветра, сумерки

«Игры ветра»

Патрик де Бана поставил свой балет на музыку Чайковского, Концерт для скрипки ре мажор (соч. 35). Должны ли мы здесь что-то сказать о музыке? Образ Чайковского в русском сознании является чем-то нетленным, незыблемым и вполне определённым, что заставляет скептически относиться к любой вольной «интерпретации на тему», почитая за посягательство и богохульство. Вместе с тем «взгляд с другой стороны Луны» часто также отбрасывает тень «развесистой клюквы». Априори вызывающее столько сомнений и вопросов воплощение тем интереснее было наблюдать в разрешении «Игры ветров». Первую тему Allegro открывают шестеро мужчин: один на авансцене в красных шароварах, пятеро других позади него в синих шароварах и обтягивающих костюмах. Они танцуют, следуя за музыкой: энергично, ритмически точно, уверенно в пируэтах и плавно драматически. Они остаются ведущими персонажами в условном сюжете. Легким контрапунктом вступают порхающие и невесомые женские партии. Ломанные линии, часто гротескные пассажи – и вы не знаете, что вам режет больше: слух или глаз – а может вы по-другому научаетесь слушать и смотреть. Задача Патрика де Бана была изначально обременена музыкальным материалом, требовательностью публики к соответствию ему материала хореографического. Быть может стоит дополнить совет Леонида Десятникова и слушать музыку, не выдумывая образов, а балет смотреть, не фантазируя на тему смыслов, просто наблюдая за воплощением задумки балетмейстера.

dance open, wiener staatsballet, бдт, наталия хоречна, балет, субкультура, хэлен пикетт, патрик де бана, филип гласс, рави шанкар, макс рихтер, ян гарбарек, шокат хуссейн, обратный отсчет, игры ветра, сумерки

«Обратный отсчет»

Второе отделение и фаворит программы: остроумный и сатиричный спектакль Наталии Хоречна. «Обратный отсчет» ведет от виселицы встретившийся со своими демонами герой по этапам своей жизни, вновь возвращаясь к исходной точке. Обреченного героя покидает душа: веселые и шкодные ангелы снаряжают ее в земной путь. Вся жизнь его проходит в кураже и бешенном ритме. Здесь под хохот публики картинно умирает "Эсмеральда", а может просто шансонетка, вовсе не знакомая Гюго. Герой читает свою судьбу, встречается с ней на подготовленных насмехающимися ангелами поворотах: кружась в танце, обнимая невесту, пытаясь разорвать все путы, плача, смеясь, молясь, доходя до отчаяния. Разудалый спектакль завершается на едином дыхании зрителей, боящихся потревожить аккорды возникшей тишины, среди которых герой, сидя в ногах своей падшей души, посылает в темноту луч света в последней попытке достучаться до небес.

dance open, wiener staatsballet, бдт, наталия хоречна, балет, субкультура, хэлен пикетт, патрик де бана, филип гласс, рави шанкар, макс рихтер, ян гарбарек, шокат хуссейн, обратный отсчет, игры ветра, сумерки

Зал бурными аплодисментами провожает труппу Венского балета, ожидая ее возвращения в предстоящем юбилейном сезоне Dance Open. Покидающая в сумерках БДТ публика может только гадать, какие игры ветров направляют артистов и складывают проекты между континентами. В то же время организаторы, имеющие планы на долгий срок вперед, уже начали обратный отсчет до следующего фестиваля Dance Open.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика