Wiener Staatsballet открыл на сцене БДТ третий день XIV Международного фестиваля Dance Open. Представить венскую труппу были приглашены хореографы Хэлен Пикетт, Патрик де Бана и Наталия Хоречна.
Все три хореографа – этуали мировой балетной сцены, за чьими плечами фейерверк международных проектов. Современность, требующая от артистов сумасшедшей мобильности, открытости и уверенно крепкой руки на своем пульсе, делает их искусство неизбежно космополитичным, но вместе с тем недоступным для закрытого провинциального сознания. Тем самым опыт постановки является провокацией как для зрителя, так и для автора: первого проверяют на возможность вырваться из повседневности и оголить восприятие, в розе ветров второго ищут глубину и аутентичность. Так, Хэлен Пикетт, начавшая свою карьеру в Бостонском балете, затем делала постановки во многих городах Америки и Европы. В ее багаже 10 лет работы во Франкфуртском балете Уильяма Форсайта, чью технику импровизации она теперь преподает. С Форсайтом также сотрудничал и другой хореограф – Патрик де Бана, некогда бывший премьером в труппах Мориса Бежара и Начо Дуато. Его мировоззрение базируется на разнообразных танцевальных практиках, переосмысленных через исследование португальского фаду, иранской музыки и взаимодействие с Шанхайским балетом. В свою очередь третий хореограф Наталия Хоречна отмечена прессой как балерина с особенной трепетной статью. В родной Братиславе она блистала в классических «Лебедином озере» и «Щелкунчике», после много лет работала сначала в Гамбургском балете под руководством Джона Ноймаера, потом в Nederlands Dans Theater. Сегодня она одна из наиболее интересных молодых хореографов.
«Сумерки»
Труппа Венского балета открыла вечер в БДТ в мареве багрово-оранжевого закатного неба, наполненного прозрачными невесомыми облаками. В «Сумерках» легкие и тонкие фигуры танцоров переплавляют музыку в отточенную красоту балетных форм. Уроженка Калифорнии Хэлен Пиккет в своем балете создает свойственный ее родным берегам многоцветный и музыкально разно-жанровый микс, на мельчайшие изменения которого очень остро и тонко реагируют исполнители, воспроизводя его в своих вариациях. Так, за магической строгостью Филипа Гласса следует мистическая ритуальность Рави Шанкара, Ануара Брахема и Шоката Хуссейна, в них вплетаются джазовые импровизации Яна Гарбарека, и все снова закольцовывается на Глассе и возвращается к Шанкару. Отмечая работу звукорежиссера, так плавно перемешавшего музыку разных композиторов в новое произведение, но оставив их всех узнаваемыми для слушателя, стоит сказать и о хореографе, сумевшем соблюсти их своеобразие и в танце.
Читайте также
«Игры ветра»
Патрик де Бана поставил свой балет на музыку Чайковского, Концерт для скрипки ре мажор (соч. 35). Должны ли мы здесь что-то сказать о музыке? Образ Чайковского в русском сознании является чем-то нетленным, незыблемым и вполне определённым, что заставляет скептически относиться к любой вольной «интерпретации на тему», почитая за посягательство и богохульство. Вместе с тем «взгляд с другой стороны Луны» часто также отбрасывает тень «развесистой клюквы». Априори вызывающее столько сомнений и вопросов воплощение тем интереснее было наблюдать в разрешении «Игры ветров». Первую тему Allegro открывают шестеро мужчин: один на авансцене в красных шароварах, пятеро других позади него в синих шароварах и обтягивающих костюмах. Они танцуют, следуя за музыкой: энергично, ритмически точно, уверенно в пируэтах и плавно драматически. Они остаются ведущими персонажами в условном сюжете. Легким контрапунктом вступают порхающие и невесомые женские партии. Ломанные линии, часто гротескные пассажи – и вы не знаете, что вам режет больше: слух или глаз – а может вы по-другому научаетесь слушать и смотреть. Задача Патрика де Бана была изначально обременена музыкальным материалом, требовательностью публики к соответствию ему материала хореографического. Быть может стоит дополнить совет Леонида Десятникова и слушать музыку, не выдумывая образов, а балет смотреть, не фантазируя на тему смыслов, просто наблюдая за воплощением задумки балетмейстера.
«Обратный отсчет»
Второе отделение и фаворит программы: остроумный и сатиричный спектакль Наталии Хоречна. «Обратный отсчет» ведет от виселицы встретившийся со своими демонами герой по этапам своей жизни, вновь возвращаясь к исходной точке. Обреченного героя покидает душа: веселые и шкодные ангелы снаряжают ее в земной путь. Вся жизнь его проходит в кураже и бешенном ритме. Здесь под хохот публики картинно умирает "Эсмеральда", а может просто шансонетка, вовсе не знакомая Гюго. Герой читает свою судьбу, встречается с ней на подготовленных насмехающимися ангелами поворотах: кружась в танце, обнимая невесту, пытаясь разорвать все путы, плача, смеясь, молясь, доходя до отчаяния. Разудалый спектакль завершается на едином дыхании зрителей, боящихся потревожить аккорды возникшей тишины, среди которых герой, сидя в ногах своей падшей души, посылает в темноту луч света в последней попытке достучаться до небес.
Зал бурными аплодисментами провожает труппу Венского балета, ожидая ее возвращения в предстоящем юбилейном сезоне Dance Open. Покидающая в сумерках БДТ публика может только гадать, какие игры ветров направляют артистов и складывают проекты между континентами. В то же время организаторы, имеющие планы на долгий срок вперед, уже начали обратный отсчет до следующего фестиваля Dance Open.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!