Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своём проекте или услуге? Пишите на почту main@sub-cult.ru
Губернатор

Осенью на основной сцене БДТ трижды покажут спектакль Андрея Могучего «Губернатор»: 14 сентября, 23 октября и 27 ноября. Сейчас увидеть личную историю политического преступления и политического наказания, кажется, особенно важно.

Рассказ Леонида Андреева «Губернатор» вышел в свет в начале ХХ века, в 1906 году. В нём прямо, остро, не жалея зрителя, автор рассуждает о том, как даже самые высокопоставленные персоны не могут и не имеют права прятаться от возмездия за своими титулами. Сейчас, спустя более чем 100 лет, на сцене БДТ эти поразительно важные для человечества истины звучат вновь. За 5 лет спектакль, многократно награждённый престижными театральными премиями, зрителям не надоел ー продолжает собирать полные залы. Так что привлекает в «Губернаторе» Андрея Могучего?

Сюжет

Губернатор

Фото с официального сайта театра

Никакой интриги в спектакле нет: спустившиеся с небес ангельские фигуры в котелках стреляют в тучного усатого человека. Выстрелом драма начинается, выстрелом же заканчивается. В промежутке ー история чиновника, который виновен в гибели множества людей.

Губернатор отдаёт приказ о кровавом разгоне демонстрантов. Взмахом одного платка он подписывает смертный приговор десяткам человек. А потом его мучает совесть, мучают призраки, мучает ужас смерти, который дышит ему в спину. Губернатор воспроизводит в памяти этот страшный миг, мечется, как будто его самого ранили, и постоянно возвращается в ту самую секунду. «Я бы стрелять не стал, чтобы не утруждать духовенство панихидами»,ー говорит чиновник, а зрители ужасаются, ведь он так и не осознал ценность человеческой жизни. Хотя эта духовная слепота помогает ему проще смириться с неизбежностью собственной смерти: «Убьют, как негодяя», ー говорит губернатор сам про себя и не прячется от шальной пули.

Он так отчаянно пытается оправдаться до тех пор, пока не сознаётся самому себе, что некоторым поступкам нет ни прощения, ни искупления. На светских раутах, в разговорах с семьёй и подчинёнными он ищет ответа на, пожалуй, главный вопрос спектакля: «Какая же это государственная необходимость ー стрелять в голодных?»

На фоне страданий губернатора до зала доносятся отголоски революции. До самого Губернатора доносятся отголоски жизни в лице юной лицеистки, обещавшей плакать о нём, когда «народная» пуля сделает своё дело. А в центре он ー бесконечно одинокий и уставший от самого себя старик, ищущий смерти.

Актёрский состав

Губернатор

Фото с официального сайта театра

От заслуженного артиста России Дмитрия Воробьёва в роли губернатора взгляд оторвать нельзя. Иногда даже кажется, что он остаётся на сцене наедине со своей болью. Хотя на самом деле внутреннее одиночество его героя контрастирует с постоянным бедламом на сцене.

Десятки человек с закрашенными серой краской лицами то и дело снуют вокруг губернатора, однако некоторые всё же выделяются из толпы. Вечно пьяная распутная жена Губернатора, Мария Петровна, в исполнении Ирины Патраковой вызывает и гнев, и жалость. Воющая от боли мать, потерявшая ребёнка из-за преступного приказа (в исполнении Аграфены Петровской) заставляет зал на секунду прекратить дышать от скорби и тоски. А по-Толстовски мудрый рабочий Егор в исполнении народного артиста России Георгия Штиля призывает смириться с судьбой и заражает нас фатализмом.

И «балаган», и моменты уединения губернатора сопровождает чёткий, резкий, отрывистый, как стук печатной машинки голос заслуженного артиста России Василия Реутова. Этим голосом, безэмоциональным, но при этом вкрадчивым, зачитывается «приговор» не только пожилому губернатору, но и всей прежней империи.

Весь эмоциональный спектр в оттенках серого

Губернатор

Фото с официального сайта театра

Художник Александр Шишкин давний соавтор Андрея Могучего, создал на сцене удивительную цветовую композицию: в серо-чёрных тонах с редкими красными вкраплениями можно разглядеть страх, боль, ненависть к себе и окружающим, надежду и наконец-то смирение. Белого цвета на сцене тоже много: взмах белого платка привёл к массовому убийству, белые передники лицеисток подарили главному герою последние минуты счастья, через белую подушку пуля летела в сердце Губернатора.

Из декораций больше всего поражают трупы: мужчины, женщины, младенец… Все они с кукольной покорностью (как и положено трупу) доверху заполняют подвал, всю сцену, зрительный зал, кажется, что ещё чуть-чуть и они заполнят лёгкие людей в креслах. В прочем, они совсем не отличаются от некоторых героев, таких же живых «мертвецов», не способных уже что-то почувствовать.

Работа с костюмами в спектакле тоже заслуживает похвалы. Сергей Илларионов сумел не только детально показать дух эпохи, но и продолжить гениальную игру с цветом: красная роза на груди похотливой неверной жены, белый сарафан на юной, всепрощающей девушке ー детали в одежде погружают в повествование ничуть не меньше, чем диалоги не слышащих друг друга героев.

Жизнь после смерти

Губернатор

Фото с официального сайта театра

В общем и целом, спектакль мрачный, тяжелый. Более чем столетняя история смотрится живо, вскрывает незажившие раны Особенно тогда, когда бессмысленной жестокости в ответ на жестокость вокруг всё больше и больше, а наказание за неё зачастую никто не несёт. Спектакль о страшном времени может утешить лишь одной мыслью: это прошло. Значит, и всё остальное тоже пройдёт?

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+

О проекте

© 2011 - 2022 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика