Четвёртого декабря Мариинский театр отметил юбилей Петра Ильича Чайковского исполнением джазовой версии музыки из балета «Щелкунчик».
Автор новой версии «Щелкунчика» – Алексей Чижик, джазмен, который уже обогатил свой музыкальный репертуар многими классическими произведениями в собственной трактовке. Играет он их, конечно же, не в одиночку, а с «Чижик-джаз-квартетом», лидером которого и является. Каждый из этой четвёрки – профессиональный музыкант высокого уровня и, что немаловажно, обаятельный человек, поэтому за их совместным творческим процессом можно наблюдать бесконечно: они шутят, понимают друг друга с полуслова и прекрасно чувствуют своих слушателей. Стоит отметить, что «Чижик-джаз-квартет» не ограничивается исключительно обработкой классики, играя и авторскую музыку собственного сочинения. Итак, в тот вечер публика услышала органичный микс классики и джаза от четырёх великолепных музыкантов.
Концерт начался с таинственной темноты, в которой тихонько плясали волшебные звуки мелодии, знакомой всем с детства: «Танец Феи Драже». Этот выхваченный из тьмы человек за челестой – Алексей Чижик. В какое-то мгновение осветился и весь зал, а квартет в полном составе вышел на сцену – и Фея затанцевала под причудливый ритм южных мотивов!
В первом отделении были исполнены композиции по мотивам «Танца Феи Драже», «Па-де-де» и увертюры из балета «Щелкунчик», а также «Игры в лошадки» и «Коломбины» из Детского альбома.
Каждая из них обыгрывает классический оригинал, задавая сначала его основную мелодию (чаще всего, в исполнении вибрафона), которую, трансформируя, подхватывает рояль (Олег Белов) и обыгрывает бас-гитара (Виктор Савич). За ритм отвечает Пётр Михеев, используя не только традиционные барабанные щётки, но и шейкер. Музыка постепенно превращается в гармоничный хаос, сквозь который иногда прорывается фортепианная канва оригинала, а иногда – импровизированное яркое соло.
Совершенно фантастическим получилось «Па-де-де»: особенно лирично звучал нежный тембр вибрафона, и джаз был лёгкий, чуть ли не тающий.
Ритм игривой «Коломбины» Пётр Михеев частично сыграл вручную, отложив барабанные палочки. А увертюра оказалась настолько заводной, что ритм отхлопывал весь зал!
Во втором отделении прозвучали «Вальс цветов», «Русский танец» и марш из «Щелкунчика» и ещё два произведения Чайковского – Andantino in modo di canzona из Четвёртой симфонии и Сентиментальный вальс. Также квартет исполнил произведение Олега Белова «Синдром» - меланхоличную музыку, переходящую в энергичную импровизацию с гитарным соло.
Новый «Вальс цветов» начался даже грозно – с гудящих нижних регистров, но потом перерос в такую же порхающую, витиеватую и изысканную композицию, каким и был оригинал, только с неповторимой джазовой экспрессией.
Отдельного описания в этом репортаже заслуживает игра Алексея Чижика на вибрафоне. Музыкант виртуозно владеет пятью вибрафонными палочками, что само по себе редкость (обычно на этом инструменте играют двумя или тремя). Когда Алексей входит в раж, он с космической скоростью управляет этой неудобной, казалось бы, конструкцией, так ловко извлекая звуки нереальной красоты, что остаётся только удивляться.
Марш из «Щелкунчика» неожиданно преобразился в зажигательный латин-джаз, а андантино поразило тихой одиночной импровизации бас-гитары с сопровождением ударных.
«Щелкунчик» Чайковского – рождественская история, окунаться в которую хочется каждой зимой, черпая праздничное настроение. Этим вечером волшебная и немного печальная музыка великого композитора обрела новое воплощение – и оно явно пришлось по вкусу петербуржцам: квартет ещё дважды сыграл на бис под крики «браво».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!