«Бунтари» – очередная громкая премьера на Малой сцене МХТ им. Чехова. Спектакль, появившийся на свет в результате свободного коллективного поиска, представляет собой действо в духе грандиозной «Поп-механики» – не зря в какой-то момент среди персонажей возникает силуэт «капитана» Сергея Курёхина. В одном времени и пространстве объединены Павел Пестель и Борис Гребенщиков, Жанна Агузарова и Герман Лопатин. Дирижирует мятежным оркестром сам режиссёр – Александр Молочников. Наблюдала за развитием рокового эксперимента и сочувствовала бунтовщикам наш корреспондент Екатерина Балуева.
Режиссёр Александр Молочников и его команда предлагают зрителю занимательную игру – составить свой образ бунтаря из фрагментов личностей разных эпох. Например, можно согласиться с предложенным в спектакле образом декабриста Пестеля (Павел Ворожцов), который сладострастно припадает к приёмнику, когда передают его «Русскую правду» или – представить его себе как героя Виктора Цоя в финале «Ассы», дерзко провозглашающим свой чёткий, бескомпромиссный манифест «Перемен!». Построить Сенатскую, процитировав сплиновский «Романс» («на площади – полки, темно в конце строки», но это уже будет рок 2000-х), или вместе с персонажами укладывать сцену подушками, создавая «заповедный мир снов» (тот самый, в котором жил когда-то славный мальчик Бананан). Подразумевается импровизация с обеих сторон. Окончательный монтаж вершится в голове у зрителя.
Начинается действие с того, что из университетов свободы в родные пенаты возвращается Герман Лопатин. Иноземные теории о равенстве и братстве попали в благодатную голову и заколосились весенним ирокезом. В Германе кипит энергия, он заводной, в вечном движении, внутри себя он танцует. Даже обольстительная и сексапильная королева стиляг Катерина Ивановна (Светлана Иванова-Сергеева) жарким поцелуем лишь на мгновение останавливает его бег (её томно-туманное «котики» должна взять на вооружение каждая уважающая себя революционерка). Лопатина играет Илья Дель, у которого в питерском ТЮЗе уже есть роль не менее яркого бунтаря, – отчаянного криминального романтика Лёньки Пантелеева. Там герой тоже идёт против системы и зажигает зрительские сердца легко, словно лампочки Ильича. Словом, ещё один представитель той самой «молодой шпаны», о которой в «Бунтарях» мечтают бородатые «ангелы революции» Бакунин & Co. Мечтать-то они мечтают, но, окинув зал пытливым взором, довольно восклицают: «её – нет!», никто тут не претендует на их пьедесталы-капиталы. Более того, аристократичный, такой роскошно-кудрявый лев Михаил Бакунин (Денис Бургазлиев) – как он ревниво вскидывает бровь, услышав, что у России появился новый «любимчик»! А его, икону революционного стиля, оттесняют на второй план.
Один из самых ярких образов в спектакле – летящий на (рок-н-)роликах Солнце-Пушкин (Григорий Сиятвинда). Всё в нём прекрасно: лёгкое дыхание гениальности (Владимир Набоков писал, что у пушкинского читателя увеличиваются лёгкие в объёме), весёлый, живой ум, необыкновенное чувство юмора: предугадывает Чехова («в Москву, в Москву!») – и заразительно хохочет. Только гений может вот так, запросто, прийти к тирану и спросить: «Отчего ж всё хреново-то так, Николай Палыч?». И только тиран может отблагодарить гения за такой вопрос ссылкой – «в подарок». Даже великий поэт не знает, чем закончится его история, поэтому, когда Николай I (Денис Бургазлиев) намекает на то, что каменных мешков хватит на всех, Александр Сергеевич на некоторое время приостанавливает свой полёт и обескуражено опускается на краешек стула…
Тираны гораздо более убедительны и хорошо подготовлены к войне, это вам не Наполеон (Артём Соколов), который в спектакле выглядит этакой «балеринкой». Николай I (Денис Бургазлиев) и его верный Милорадович (Евгений Сытый) похожи на памятники в «гранитных» шинелях. Но неуязвимость эта мнимая – все боятся смерти: Александр I (Ростислав Лаврентьев) проникновенно, до мурашек, читает отрывок из мемуаров Людовика XVI, приговорённого к гильотинированию. А потом задумчиво напевает: «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет»...
Постепенно приходишь к мысли, что настоящие бунтари – те, у кого не получилось. Потому что те, кому удалось одолеть систему, со временем из контркультуры превращаются в мейнстрим, потом в классику. Из борцов за свободу – в новых «драконов». Сражаться с тиранией можно только оружием поэзии, музыки, театра, кино. Пытаться изменить мир с помощью искусства. Не зря в финале Солнце-Пушкин окажется выше всех – в ослепительно оранжевом парике вознесётся над декабристами, народовольцами, императорами, публикой и воссияет «звездой пленительного счастья». Дерзкие и талантливые «Бунтари» тоже пытаются привести зрителя к революции чувств. Жаль только, что им не хватает беспощадности, без которой бунт превращается в «праздник непослушания».
Читайте также
В финальной сцене, когда все остальные персонажи уже успокоились, застыли, сложив руки на коленях, Лопатин, подобно Олегу Гаркуше из «АукцЫона», в одиночку отплясывает свой конвульсивный танец-вспышку на обломках старого мира. Вечная «трагедия в стиле максимализм». Музыка может меняться – подросток остаётся. Дальше действовать будем мы. И мы хотим танцевать!
Следующие показы «Бунтарей»: 13, 14 и 29 марта.
Фото: Владимир Майоров.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!