Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

«Бунтари» – очередная громкая премьера на Малой сцене МХТ им. Чехова. Спектакль, появившийся на свет в результате свободного коллективного поиска, представляет собой действо в духе грандиозной «Поп-механики» – не зря в какой-то момент среди персонажей возникает силуэт «капитана» Сергея Курёхина. В одном времени и пространстве объединены Павел Пестель и Борис Гребенщиков, Жанна Агузарова и Герман Лопатин. Дирижирует мятежным оркестром сам режиссёр – Александр Молочников. Наблюдала за развитием рокового эксперимента и сочувствовала бунтовщикам наш корреспондент Екатерина Балуева.

Бунтари
В ожидании премьерного бунта изучаешь уютный коммунальный рай, сочинённый для спектакля художником Николаем Симоновым. Чего здесь только нет: газовая плита, разноцветные санки, кровать с металлической сеткой, манекен. Типичный «флэт» для квартирника. В центре сцены – небольшой подиум, напоминающий площадку «Музыкального ринга», с правой стороны – ударная установка, а вместо главного украшения советского интерьера – настенного ковра – экран для трансляции концертных записей. Герои появятся внезапно и сразу «дадут стране угля» (как в той самой «Камчатке»): все поют и играют на подручных инструментах: от стратокастера до дверцы холодильника. И играют зажигательно! Публика реагирует по-разному: кто-то подпевает, пританцовывая на месте, кто-то задаётся мучительным вопросом: «кому и зачем вообще нужнО такое искусство?». Сознание, отравленное телевизионной (и прочей) «брич-муллой», не может проигнорировать эти «искры электричества», летящие со сцены «назло тотальному потопу».

Режиссёр Александр Молочников и его команда предлагают зрителю занимательную игру – составить свой образ бунтаря из фрагментов личностей разных эпох. Например, можно согласиться с предложенным в спектакле образом декабриста Пестеля (Павел Ворожцов), который сладострастно припадает к приёмнику, когда передают его «Русскую правду» или – представить его себе как героя Виктора Цоя в финале «Ассы», дерзко провозглашающим свой чёткий, бескомпромиссный манифест «Перемен!». Построить Сенатскую, процитировав сплиновский «Романс» («на площади – полки, темно в конце строки», но это уже будет рок 2000-х), или вместе с персонажами укладывать сцену подушками, создавая «заповедный мир снов» (тот самый, в котором жил когда-то славный мальчик Бананан). Подразумевается импровизация с обеих сторон. Окончательный монтаж вершится в голове у зрителя.

Бунтари
Так о чём же «Бунтари»? Проще пересмотреть, чем перечислить. А в некоторые моменты, когда и «жёны декабристов не догоняют» сюжетную нить, воспользоваться правилом: «не понимаешь – ощущай». Подключиться и почувствовать особенно важно, потому что главный герой постановки – сама энергия хулиганства и протеста, выталкивающая человека из привычного мирка на авансцену, пока остальное поколение «молчит по углам». Именно эта сила объединила в одном времени и пространстве музыкантов Ленинградского рок-клуба с лидерами народовольческих и тайных обществ. Получившийся мятежный авангард в качестве своих манифестов выбрал песни «Аквариума», группы «Ноль», «Звуков Му», «Браво».

Начинается действие с того, что из университетов свободы в родные пенаты возвращается Герман Лопатин. Иноземные теории о равенстве и братстве попали в благодатную голову и заколосились весенним ирокезом. В Германе кипит энергия, он заводной, в вечном движении, внутри себя он танцует. Даже обольстительная и сексапильная королева стиляг Катерина Ивановна (Светлана Иванова-Сергеева) жарким поцелуем лишь на мгновение останавливает его бег (её томно-туманное «котики» должна взять на вооружение каждая уважающая себя революционерка). Лопатина играет Илья Дель, у которого в питерском ТЮЗе уже есть роль не менее яркого бунтаря, – отчаянного криминального романтика Лёньки Пантелеева. Там герой тоже идёт против системы и зажигает зрительские сердца легко, словно лампочки Ильича. Словом, ещё один представитель той самой «молодой шпаны», о которой в «Бунтарях» мечтают бородатые «ангелы революции» Бакунин & Co. Мечтать-то они мечтают, но, окинув зал пытливым взором, довольно восклицают: «её – нет!», никто тут не претендует на их пьедесталы-капиталы. Более того, аристократичный, такой роскошно-кудрявый лев Михаил Бакунин (Денис Бургазлиев) – как он ревниво вскидывает бровь, услышав, что у России появился новый «любимчик»! А его, икону революционного стиля, оттесняют на второй план.

Бунтари
Лопатин глубоко, бесконечно влюблён в русский народ. Но чувство это – неразделённое: народ любит кушать баранки и пускать под откос поезда, а Германа – не особенно. Герой и крестьянин (Алексей Кирсанов) разыгрывают сценку из чеховского «Злоумышленника». Оба отстаивают свою точку зрения: один пытается доказать, что отвинчивание маленькой детальки, скрепляющей шпалы, приведёт к катастрофе общественной, другой пробует объяснить, что отсутствие этой же детальки в качестве грузила спровоцирует трагедию личную. В итоге крестьянин с братьями по разуму долго и с удовольствием бьют народовольца (и тут, во-первых, хочется крикнуть: «Берегите голову, Герман Александрович, она у вас золотая!», а во-вторых: все ли гайки в стране закручены – важный вопрос для любой эпохи).
Бунтари
Как и у любого восторженного подростка, у Лопатина есть кумир: мистификатор и революционный обманщик Сергей Нечаев (Александр Кузнецов). Явление антигероя, которому ивановские мальчики жадно дышат в затылок, происходит так: он возникает в образе странного бурлака с дредами и чёрной гитарой, спрятанной под кожаную куртку. Голубые глаза Нечаева «вырезают след» на сердцах неопытных террористок вроде Софьи Перовской (Нина Гусева) и юных критикесс. Он танцует буги-вуги с Катериной Ивановной так лихо, что «кринолины веером вверх», и хоть и поёт манифест, экспроприированный у русской группы «Телевизор» («три-четыре гада мне мешают жить»), но обладает обаянием зарубежной рок-звезды (в Союзе секс-символов не было).

Один из самых ярких образов в спектакле – летящий на (рок-н-)роликах Солнце-Пушкин (Григорий Сиятвинда). Всё в нём прекрасно: лёгкое дыхание гениальности (Владимир Набоков писал, что у пушкинского читателя увеличиваются лёгкие в объёме), весёлый, живой ум, необыкновенное чувство юмора: предугадывает Чехова («в Москву, в Москву!») – и заразительно хохочет. Только гений может вот так, запросто, прийти к тирану и спросить: «Отчего ж всё хреново-то так, Николай Палыч?». И только тиран может отблагодарить гения за такой вопрос ссылкой – «в подарок». Даже великий поэт не знает, чем закончится его история, поэтому, когда Николай I (Денис Бургазлиев) намекает на то, что каменных мешков хватит на всех, Александр Сергеевич на некоторое время приостанавливает свой полёт и обескуражено опускается на краешек стула…

Бунтари
Декабристы, для которых своеобразным «Музыкальным рингом» стала Сенатская площадь и «каждую песню пришлось оправдать жизнью», не более реальны сегодня, чем медные фигурки солдатиков в блестящей витрине сувенирной лавки. Сложно представить сейчас, чтобы люди, обладающие хотя бы двумя преимуществами лидеров тайных обществ: богатством и положением – открыто выступили против власти ради любви к народу (вообразите депутатов Госдумы, построившихся в каре на Красной площади с манифестом об улучшении условий жизни обычного населения. На главной площади страны пока один Павленский – кто знает, может через два столетия кто-нибудь поставит спектакль и о нём, зарифмовав провокационного художника с «Пинк Флойдом», например).
Бунтари
Пестель, Каховский, Рылеев в спектакле скорее не декабристы, а бесконечно наивные «дети декабря». Вся монархомахия ограничивается горячечным спором о том, кто убьёт государя, а диктатура Трубецкого (Юрий Кравец) сводится к командованию чаепитием «с малинкой» и отходом ко сну. Вместо кровавого разгона восстания – игра в снежки с императором. Пока мальчики резвятся, девочки надевают тёплые пальто и шали – строго и деловито готовятся совершить подвиг, последовав за любимыми в Сибирь.

Тираны гораздо более убедительны и хорошо подготовлены к войне, это вам не Наполеон (Артём Соколов), который в спектакле выглядит этакой «балеринкой». Николай I (Денис Бургазлиев) и его верный Милорадович (Евгений Сытый) похожи на памятники в «гранитных» шинелях. Но неуязвимость эта мнимая – все боятся смерти: Александр I (Ростислав Лаврентьев) проникновенно, до мурашек, читает отрывок из мемуаров Людовика XVI, приговорённого к гильотинированию. А потом задумчиво напевает: «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет»...

Бунтари

Постепенно приходишь к мысли, что настоящие бунтари – те, у кого не получилось. Потому что те, кому удалось одолеть систему, со временем из контркультуры превращаются в мейнстрим, потом в классику. Из борцов за свободу – в новых «драконов». Сражаться с тиранией можно только оружием поэзии, музыки, театра, кино. Пытаться изменить мир с помощью искусства. Не зря в финале Солнце-Пушкин окажется выше всех – в ослепительно оранжевом парике вознесётся над декабристами, народовольцами, императорами, публикой и воссияет «звездой пленительного счастья». Дерзкие и талантливые «Бунтари» тоже пытаются привести зрителя к революции чувств. Жаль только, что им не хватает беспощадности, без которой бунт превращается в «праздник непослушания».

В финальной сцене, когда все остальные персонажи уже успокоились, застыли, сложив руки на коленях, Лопатин, подобно Олегу Гаркуше из «АукцЫона», в одиночку отплясывает свой конвульсивный танец-вспышку на обломках старого мира. Вечная «трагедия в стиле максимализм». Музыка может меняться – подросток остаётся. Дальше действовать будем мы. И мы хотим танцевать!

Следующие показы «Бунтарей»: 13, 14 и 29 марта.

Фото: Владимир Майоров.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика