Благодаря «Северному ветру» – театральному режиссёрскому дебюту Ренаты Литвиновой, на Малой сцене МХТ им. Чехова Новый год наступил почти одновременно с открытием сезона. Реальную фантасмагорию, поставленную главной Богиней отечественного кино, смотрела наш корреспондент Екатерина Балуева.
Новый год – праздник не только радостный, но и весьма коварный: к нему тщательно готовишься, ждёшь, наступает полночь и… ничего не происходит! Первое января гораздо честнее – кажется, что всё начинается с чистого листа, на котором можно написать новый сценарий будущей счастливой жизни. В «Северном ветре» Рената Литвинова предлагает свою версию Нового года, в которой время похоже на чёрный торт, нарезаемый ножницами стрелок. Спектакль состоит из цепочки новогодних ночей, собирающих вместе разные поколения одной семьи (хотя возможно, что продолжается одна и та же бесконечная ночь, просто все перемены в судьбах героев происходят мгновенно). Получается такой вневременной разговор о Любви, Красоте и Смерти. «Северный ветер» – фамильная сага, чем-то напоминающая богомоловских «Мушкетёров» (только у Богомолова всё «от ума», а у Литвиновой – «от сердца»). В богатом особняке за праздничной трапезой встречается большое семейство: столетняя Алиса (Раиса Максимова) с дочерьми Лоттой (Римма Коростелёва) и Маргаритой (Рената Литвинова), внуком Бенедиктом (Павел Ворожцов), который собирается представить родственникам свою невесту Фанни (Софья Эрнст), и внучкой Адой (Вероника Тимофеева), пришедшей с супругом (Кирилл Трубецкой). Вечная Алиса и её Тень (Валентина Иванова) – настоящие повелительницы ветров. Профессор Жгутик – пластический хирург, выбравший Аду с её ультранеправильными формами на должность своей жены и музы, вдохновенно кромсает «телесный мрамор», отсекая всё лишнее. Но отредактированный «вариант» никакой благодарности не испытывает: душу красавицы профессор переделать так и не смог.
Один из самых ценных «экземпляров» этого театра любовного абсурда – кузен Борис: прибившийся родственник-военный, неизменно восторженный ветеран неведомых войн. Его фантастически играет Евгений Перевалов, недавно присоединившийся к труппе МХТ. Борис не только знаток всех сортов снега, но и сумасшедший романтик, пребывающий в постоянном поиске «женщины жизни». Он репетирует сцену из муратовского кино «Два в одном» с одинокой почтальоншей (Любовь Инжиневская), вооружённой зонтом-кинжалом для защиты от навязчивых поклонников. Барышня выглядит точь-в-точь как внучка Антуана де Сент-Экзюпери: на ней лётная куртка, брюки-галифе и авиационный шлем. Кстати, костюмы для спектакля спроектировал модный дизайнер Георгий Рубчинский: все эти изящные платья и строгие деловые френчи – его рук дело.
Спектакль полон сказочных обстоятельств: Северный Ветер приходит к героям в образе конкретной девушки, а Смерть работает под псевдонимом «Исполнительный Оборот 1226». На циферблате старинных часов есть дополнительный 13-ый час, отпущенный на исполнение желаний: из-за этого волшебства Алиса будет жить вечно, а Фанни погибнет. Певица по вызову (Мария Фомина) поёт Арию Холода и показывает леденящие кровь фокусы. Безобидная ёлка вдруг оказывается двойным агентом, а огромное зеркало, висящее в гостиной, – порталом в иной мир. Оно словно переселилось сюда из фильма «Богиня: Как я полюбила», где герой Максима Суханова угадывал характеры зеркал и определял, какое из них годится для потусторонних перемещений. Атмосферу «Богини» напоминает и музыка Земфиры, написанная специально для спектакля; музыка, в которой то сгущаются зимние сумерки, то сверкает серебряными брызгами дискошар.
Читайте также
«Северный ветер» – это героическая попытка переселить кинематографические сны на сцену. В качестве приглашённых гостей – кинообразы из фильмов, в которых снималась Литвинова. Стюардесса Фанни смотрит на мир нежно-беззащитным взглядом Лары из фильма «Небо. Самолет. Девушка». Её сестра-близнец Фаина напоминает о теме двойников в «Богине». Даже чучельный хорёк не случаен: кажется, он вот-вот оживёт, как в «Последней сказке Риты», и ускользнёт со стола. Имена персонажей тоже имеют свою историю: Вечную Алису Рената назвала в честь своей мамы, Маргарита – героиня Булгакова и Дюма, и та самая несчастная Рита Готье, которой циничный патологоанатом зашил окурок в живот.
Рената Литвинова собрала отличный актёрско-постановочный «экипаж», но пилотирует «Северный ветер» фактически в одиночку. Она – автор во всех смыслах: и режиссёр, и драматург, и исполнительница одной из главных ролей. Её Маргарита – женщина уникальная: умеет ждать так, как ждут писем с войны, а в случае чего может направить дробовик и на собственного внука. Словом, «из всех безумных она, наверное, лучшая». 49 лет она хранит свою тайну – заветный чемоданчик с фатой, приготовленный для побега. И в последние минуты память возвращает Маргарите её возлюбленного молодым и прекрасным.
Север – территория, где катастрофически не хватает тепла. Все герои отчаянно мечтают о счастье: снова и снова пишут желания на бумажках, сжигают их, высыпают пепел в разноцветные бокалы и отсчитывают удары часов. Очень важно успеть: едва куранты умолкнут, начнётся следующий Новый год, и кто-то из персонажей рискует встретить его, уже выбыв из списка живых. Кажется, что Любовь и Смерть в спектакле – одно действующее лицо, единое существо, «сплав» невозможных противоположностей, примерно как бог-дьявол в «Демиане» Гессе. Но даже мёртвые здесь верны своим любимым. «Северный ветер» – сказка именно о такой любви, которая «до гроба и после гроба». Сказка-поцелуй на долгую полярную ночь.
Фото: Михаил Гутерман, Владимир Майоров, Александр Иванишин, etc.
Следующие показы «Северного ветра»: 2, 9 и 10 октября, Малая сцена МХТ им. А.П. Чехова.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!