Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

«Карамазовы» – спектакль Константина Богомолова, представленный 4 апреля на Основной сцене Александринского театра в рамках больших гастролей МХТ им. А.П. Чехова в Санкт-Петербурге. Слово «братья» исчезло из названия бесследно – речь пойдёт о «карамазовской породе» вообще. Сюжет значительно изменён, распределение ролей интригующее: например, Алёшу играет Роза Хайруллина. Историю о том, как Богомолов с Достоевским борется, а поле битвы – сердца зрителей, изучала наш корреспондент Екатерина Балуева.

Богомолов

Прошлой весной в Петербург уже привозили другую постановку Константина Богомолова – скандального «Идеального мужа». Вот тот спектакль вызывал мощный внутренний протест! И дело даже не в свободном обращении с классикой – просто сочинение по мотивам пьесы Уайльда сильно напоминало дорогостоящий кремлёвский капустник, а вместо едкой и злой сатиры получалась почему-то «порка для 39-летних» (которым она, как известно, в радость, а не в наказание). Хотелось воскликнуть (почти как Иван Фёдорович): «Я мира вашего не принимаю, и билет хочу вернуть!». Тем больший эффект произвели «Карамазовы».

Богомолов

Определённые ожидания оправдались. Во-первых, чёткая, безупречная сценография Ларисы Ломакиной. Ничего лишнего: перед нами ультрасовременная приёмная ада, облицованная тёмным мрамором. Герои располагаются в чёрных кожаных креслах, словно предназначенных для того, чтобы с комфортом вести долгие словесные дуэли. Подковой выгнулась кухонная столешница, на которой под занавес приготовит свою фирменную «говядину по-карамазовски» Смердяков. «Глаза»-операторы (братья-близнецы Артём и Владимир Панчики) постоянно фиксируют действие на камеры. Они ведут прямой репортаж из преисподней. Крупные планы актёров транслируются на огромные плазмы. Происходит своеобразный эксперимент, в процессе которого сильным прожектором высвечиваются самые неприглядные закоулки сознания персонажей. Константин Богомолов умело миксует модный мотивчик с надрывами. В музыкальном оформлении на равных правах существуют махровая попса, под которую лихо отплясывает одетый в костюмчик «под хохлому» трактирщик (Павел Чинарёв), сотрясающий бёдрами как латиноамериканская звезда Рики Мартин, и «Баллада о любви» Владимира Высоцкого, звучащая из магнитофона Митеньки. Брат Иван (Алексей Кравченко) с удовольствием представляет поединок папаши с Дмитрием под «Родительский дом» Лещенко, а поп Феофан (Светлана Колпакова) (в спектакле это девица при усах) отпевает почившего Карамазова-старшего, возлежащего в солярии, как сказочная царевна в хрустальном гробу, хитом группы Queen. Откровенно трэшовых элементов совсем немного, и они необходимы, чтобы выдохнуть: временами находиться в гостях у карамазовского семейства попросту невыносимо, мрак подступает к горлу. Словно бесенятки обступают со всех сторон, как во сне Lise, но от них так просто не отмолишься, не открестишься. Когда Алёша кричит проклятия, – содрогаешься, как будто из тебя душу тянут теми самим крючьями, которые мирно покачиваются в экранизации романа, осуществлённой Петром Зеленкой.

Богомолов

Иная публика – как скучающая мадам Хохлакова: любит ужасы и эротические фантазии. И Константин Богомолов это понимает, ведь ничто человеческое ему не чуждо, чёрных сказок чемодан у него всегда наготове. Вот уже мрачно звучит пушкинское Лукоморье – его зловещим голосом читает запертая в психушке мать Алёши и Ивана (Надежда Борисова). Дважды пробежит по экрану порнотриллер в буковках: одними и теми же словами описываются симпатия сладострастной Хохлаковой к молодому, красивому следователю Перхотину (Максим Матвеев) и пытки, которым подвергается Дмитрий в полицейском участке. Отдельного внимания заслуживают заводные полисмены (в программке они обозначены как механические менты). Киноэстет пускает слюнку.

Богомолов

Главный фокус «Карамазовых» – в распределении персонажей. Виктору Вержбицкому достались и святой старец Зосима, и отцеубивец Смердяков (вероятно, объединение произошло по принципу: что тот смердит, что этот). Сочетание, странное только на первый взгляд, но гениально закольцованное в конце! Если с побочным сыном Фёдора Павловича вопросов нет, то с Зосимой чувствуешь подвох (Завулон проповедует, гм). Тем более, старец выглядит совсем уж юродивым, наивным до неприличия. Он со своими елейными интонациями и смешной чёлочкой пытается противостоять хитроумному, артистичному дьяволу Фёдору Карамазову – ярко отрицательная харизма и невероятная пластика Игоря Миркурбанова позволяют создать образ необыкновенной силы. А на какой бешеной коде будет сыгран финал!

Богомолов

Роза Хайруллина – и Лизавета Смердящая, и младший Карамазов. Её Алёша – неземное существо, «самурай духа». Остальные персонажи дружно назначают его ответчиком за всё несовершенство мира: за слезинку ребёнка, за то, что духовный наставник его «провонял». Никакой святости такую ношу не вытянуть. На все их претензии устами Алёши отвечает космос – страшным скрежетом и визгом. Богомолов меняет сюжет и выносит каждому герою свой приговор. В его версии романа Алексей сбрасывается с крыши вместе с уставшей от физических и нравственных мук Лизой Хохлаковой (Наталья Кудряшова) – девочкой-инвалидом, у которой вместо рук и ног тоненькие деревянные палочки. Как будто они и не умирают, а просто улетают на другую планету: им нечего делать в этой реальности, где слова «вера», «надежда», «любовь» не несут никакой смысловой нагрузки, это всего лишь название очередной передачи на «Скотском ТВ». Даже Митя (Филипп Янковский) – самый понятный персонаж и в книге, и в спектакле, жизненным кредо которого является есенинское «поцелуй да в омут», может не рассчитывать на сердечную привязанность: его возлюбленная Грушенька дождётся поляка. А Митеньку вздёрнут по приговору суда, да не просто так, а на глазах у Алёши… В каком-то смысле, братья возвращаются домой, каждый – через свою «дверь»: казнь, самоубийство и сумасшествие.

Богомолов

Женские образы проработаны по-своему: это «ремикс» романных героинь. Даже имена изменены: Катя-кровосос, Грушенька со смехом, Хохлакова-кубышка, Лиза-деревяшка… Широки дамы, надо бы сузить. Властная Катерина Ивановна (Дарья Мороз) стремится пригвоздить Митю каждым словом, уверения в любви и дружбе произносятся ледяным тоном. Героиня поднимается всё выше и выше на пьедестале своей гордыни. Ей кажется, что даже лежащий в морге Митенька испытывает к ней что-то вроде посмертного влечения (впору затянуться папироской, как Офа из «Трёх историй»). Белокурая Грушенька (Александра Ребёнок) в богатом кокошнике и злодейско-зелёном платье (траурный дресс-код – то же самое, только в чёрно-серых тонах плюс солнцезащитные «рэй-бэны») одновременно похожа на Хозяйку медной горы и солистку группы «ВИА Гра». Госпожа Хохлакова (Марина Зудина), посылающая совсем отчаявшегося Митю на прииски, идеальна: несмотря на современный вечерний наряд и пачку договоров, которые она равнодушно штампует, эта героиня перенеслась сюда прямо со страниц «Братьев Карамазовых».

Богомолов

В финале витальный Чёрт – альтер эго Карамазова-старшего исполняет победный гимн «Я люблю тебя, жизнь!» (кто знает, как отреагировал бы на подобную интерпретацию сам Достоевский: может быть, сидел бы в первом ряду на стульчике для приглашённых да восхищённо фотографировал на айфон изумительного Чёрта-Миркурбанова). Этот Люцифер поёт зло, исступленно, агрессивно, с издёвкой, с упоением, рыча от удовольствия, чеканя каждое слово, приправляя его таким подтекстом, что вот-вот полопаются все лампочки в адских соляриях! Сатана тут правит бал. Он дирижирует земным оркестром. Чёрт-артист, чёрт-придумщик, чёрт-работяга! И пока этот «шеф Земли» вращает колесо жизни – шоу будет продолжаться. А на «проклятые вопросы» каждому придётся отвечать самому.

Фото: Галина Фесенко.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика