Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
К холодному свету "Травиаты", зажженному режиссером Робертом Уилсоном и дирижером Теодором Курентзисом, слетелась публика со всего мира. О чудесах X Дягилевского фестиваля из Пермского театра оперы и балета рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.
травиата опера
I can scarcely move,
Or draw my breath.
Let me, let me,
Freeze again to death!
-------
"Cold song" из оперы "Король Артур" Генри Перселла

Театры и кабаки, духи и драгоценности, вера в искренние чувства и любовь на продажу. Молодое тело еще служит знатной приманкой, подарки богатых ухажеров уже вызывают сдержанное отвращение, дом, заваленный цветами, лишь обнажает удушающее одиночество. В детстве ее продали, принудив к вольному образу жизни, потом она сбежала в Париж, где обучалась музыке, дальше - красота, блеск, высший полусвет и ежедневная полутень, дружба с Ференцем Листом и Альфредом де Мюссе. Одним прекрасным вечером статная брюнетка очаровывает Александра Дюма-сына, ненадолго поверившего в такое возможное и такое недосягаемое счастье. Внутри вспыхивает огонь, кровь активно приливает к голове, мечты уносят в неведомые дали. Понимание положения девушки в обществе заглушается словами и прикосновениями, многочисленные письма летят беспрестанно, ум сходится с чувствами в рукопашной. Позже писатель уедет в другие страны, спасаясь от страсти и сомнений, юная куртизанка некоторое время будет позволять желающим себя любить, с благодарностью принимая любые короткие связи и скорые разрывы, а потом он узнает, что предмет его обожания умер. В 23 года Розе Альфонсине Плесси, которая в обществе имела имя Мари Дюплесси, было суждено сгореть от чахотки, чтобы на всю оставшуюся смерть стать Маргаритой Готье из романа и пьесы Александра Дюма - младшего, Виолеттой Валери из оперы "Травиата", Дамой с камелиями, что навечно обречена оставаться заложницей своего таланта. На открытии Десятого Международного Дягилевского фестиваля сцена Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского стала полем беспрецедентной битвы космических масштабов, спровоцированной композитором Джузеппе Верди, устроенной режиссером Робертом Уилсоном, затеянной совместно с Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург), Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия), поддержанной дирижером Теодором Курентзисом, посвященной памяти Жерара Мортье. Первый раунд прошел осенью в городе Линц, теперь же ее новые и прежние участники готовы выйти на следующий уровень взаимоотношений, где не может быть ни проигравших, ни виноватых, ни триумфаторов, ни избранных, ни чужих, ни лишних. Разум и сердце сходятся в новой фазе вечной схватки, струнные и духовые выясняют отношения на узенькой дорожке арий, жизнь и смерть назначают друг другу свидания, сражаясь самыми изощренными способами, явь и навь схлестываются за право на управление штурвалом, а лед, камень и стихи, как сказал бы классик, сходятся с пламенем, водой и прозой.

Современники, жившие в одну эпоху с композитором, неоднократно подчеркивали: “Если музыка Беллини трогает душу, сочинения Доницетти волнуют сердце, а оперы Россини ласкают слух, то музыка Верди потрясает все наше существо". Сам автор постоянно говорил о том, что из всех сочинителей, он — самый малознающий, но под „знаниями“ подразумевает вовсе не знание музыки. В операх Верди царит музыкальная правда, заострены конфликты, на первом месте стоит подлинность и глубина чувства. Слова рождаются от невозможности молчать, звук оркестра и солистов тонко сплетен с едва уловимыми внутренними переживаниями, кажется, что создатель знает о своих подопечных все мельчайшие подробности. Одни его боготворили, другие недопонимали, третьи относились с недоверием. Первые же показы любимейшей из его опер, "Травиаты", прошедшие в 1853-м году в театре "Ла Фениче", обернулись самым настоящим кошмаром, схожим с премьерным приемом "Весны священной" в 1913-м. Женщина вольных нравов (даже усовершенствованная композитором совместно с либреттистом Франческо Пьяве) доверия не внушала, музыка казалась простоватой и скучной, современность отторгала. Шутка ли: кутящая падшая дама, утопающая в своем образе жизни, влюбляется в молодого мужчину Альфреда Жермона, уезжает с ним, его отец в ярости, разрыв, деньги на исходе, муки и страдания, скоротечная чахотка. Позже же все встало на свои места, награда нашла героев, опера приобрела статус одного из самых исполняемых произведений во всем мире: лирико - психологическая драма о судьбе больной куртизанки, которая во благо своего возлюбленного отказывается от него, заставляет слезы течь рекой, многоликость музыки позволяет находить новые и неожиданные трактовки, сюжет прост, последователен, ясен.

травиата

А вот с рассказами о спектаклях американского режиссера Роберта Уилсона, который и сочинил новую "Травиату", дело обстоит не так просто и бойко. Разгадывать его работы - приключение, достойное чертогов разума Шерлока Холмса; пытаться описывать визуальный ряд - все равно что на пальцах показывать картинки из фильмов Терри Гиллиама, Ларса фон Триера, Мишеля Гондри; писать о его связи с постмодернизмом, театром художника, авангардом - давно уже общее место; дурным тоном считается сама затея разговора про его главные выразительные средства - свет, композицию, пластику, замедленность движений, ритм, приверженность японскому театру Но. Эти произведения похожи и своеобразны, завораживающе сложны и по-детски бесхитростны, после них хочется не то танцев от силы визуального праздника, не то заговорческого перешептывания с соочевидцами, не то создания свежих трактатов, написанных убористым почерком. Художник, скульптор, постановщик, автор "безмолвной оперы", психиатр, писатель, мыслитель, что признан одним из самых холодных и математически точных творцов современности, не ставит спектакль в привычном понимании слова. Он выступает архитектором души.

У Дюма - 15 писем умирающей героини, обилие изящной словесности, эксгумация тела под занавес текста; у Верди - Пьяве - салон Виолетты, дворец, роскошь, уничтожающее веселье; у Уилсона - фирменная пустота, знакомая зрителям по его "Эйнштейну на пляже", "Сонетам Шекспира", "Сказкам Пушкина", цветопись на белом экране, нездоровые тревожные неоновые переливы. Режиссер, выступающий и сценографом, и автором светового решения, заключает героев в стерильную больничную палату, закрытый космос, черепную коробку, ледяной погреб, из которого катастрофически сложно выбраться. Там зябко, тягуче, мучительно, зловеще, недружелюбно; над головами нависают сталактиты, светящиеся мечи, различные лампы, а за спинами проплывают обломки уничтоженных надежд; мужчины во фраках и женщины в кринолинах с выбеленными лицами то семенят, то статно ходят, отставив руки, то едва трясут головами, то внезапно весело подпрыгивают. Стильное уныние и выверенность поражают четкостью и "обеззараженностью", студеная потусторонность подчеркивается едва заметной дымкой, многочисленная и трудноуловимая смена цветов начинается с широких жестов действующих лиц, холодно, пусто, страшно становится от всякой якобы настоящей улыбки.

травиата

Каждая ария - законченный монолог, после которого исполнитель замирает в определенной позе, всякий музыкальный фрагмент - взрыв оваций в зрительном зале, любая композиция - настоящая картина. Уилсон буквально пишет светом, выделяет, подчеркивает, обводит, укрупняет, обращает внимание. Он заполняет пространство "прозрачной" режиссурой, которая помогает восприятию музыки, создает перекресток миров, в центре которого находится женщина. Виолетта Валери (Надежда Павлова) - инопланетное, чужеродное существо, обреченное жить по местным правилам, живая и чувствующая кукла в блестящем платье, механически выполняющая движения, вольнолюбивый цветок, посаженный чьей-то беспощадной волей на заиндевевшее окно. Сильная дама без камелий, но со стержнем, которой в любой ситуации положено держать лицо. Чем больнее под сердцем, тем шире улыбка, чем жарче в душе, тем холоднее взор, чем страшнее внутри, тем тише снаружи. Альфред Жермон - Айрам Эрнандес пылко и чутко ведет лирические пассажи, чередуя спокойствие с рьяностью; его отец Жорж Жермон - Димитрис Тилиакос хладнокровно и с блеском выстраивает арии, строго сдерживая размах глубокого голоса; Виолетта - Павлова точно, изящно, убедительно справляется и с колоратурами, и с восклицаниями, отображающими эмоциональные движения, и со "стонущими" интонациями финала, превращая свою последнюю арию в прощальную симфонию, во время которой уже нет смысла просить у архитектора своей души права на продление жизни. Ведь она, кажется, умирает даже не от чахотки, а от разрыва сердца в вечной мерзлоте.

Камелии, что так любила Валери, не пахнут. Слезы - тоже. Безвоздушность нельзя попробовать на нос. Незамаранные же марсианские хроники, созданные вдумчивым Уилсоном, проницательный дирижер Курентзис наделяет особым качеством: он, сговорившись с оркестром, запускает в этот мир запахи. Тонкие, музыкальные, бьющие наотмашь, порой нарочитые, густые, деликатные, осознанные, иногда едва уловимые. Те, в которых хочется утонуть полностью, напрочь отключив голову. Хорал струнных с отголоском свежей боли во вступлении скорбен и тих, но пряный канкан, лихо врывающийся в бархатистый напев, сносит его сумасшедшей курентзисовской драйвовостью и призывностью; только - только повисшие в предчувствии сладковатые духовые, легонько прорисовывающие наброски печального финала, задорно и весело принимаются трубить о начале новых отношений с цитрусовым оттенком; терпкость звука, пронизанного табаком, сменяется подчеркнуто легкими паузами, что наэлектризованы, окутаны древесным флером, кажется, истерзаны муками любви. Вальсы же, неоднократно возникающие в партитуре, сыграны то с пугающим каменным спокойствием Виолетты, то с хитринкой напудренной влюбленной женщины, то с протестом духа юности, то с невыносимым цветочным грузом нежности, обрушившимся на плечи двоих. Затачивая психологические пружины, балансируя на тонкой грани между разнузданным весельем и внутренней тоской, соединяя глубокую и "салонную" музыку, оркестр подкупает доверительными интонациями, лишенными одиозности. Вынося на публику целый разношерстный букет запахов, он увлекает за собой в неизведанные края, музыкально и эмоционально подчеркивает смену настроенческих волн. Не то звучание и запахи рождаются здесь и сейчас, не то источники находятся где - то в другом мире, а до нас долетают только отголоски, пронесшиеся по космосу, не то гремит, резонирует, пахнет лишь у героини в голове, не то все происходящее - духмяный сон.

травиата

Кстати, помните ли вы свои детские сны? Те, в которых девочки проплывали в фантастических платьях, тени плясали в обнимку с рогатыми оленями, полеты выполнялись по расписанию и без? А те, что завораживали и пугали причудливыми существами, назначали главными врагами общество, заставляли смотреть на многие вещи бесконечно долго? В этих видениях лица запросто могли быть любого цвета, кошмарным чудовищам позавидовали бы многие мировые киносценаристы, вопросы "почему" и "как же так" не возникали даже при самых невообразимых раскладах. Проекты, сделанные в копродукции с товарищами, удивляли и восхищали, люди, ушедшие навсегда, приходили вновь, максимально сумасшедшие идеи воплощались с блеском и азартом, для убеждения в пробуждении порой нужно было хорошенько себя пощипать. "Травиата" - опера первой мировой пятерки. Роберт Уилсон - режиссер первой мировой пятерки. Теодор Курентзис - дирижер первой мировой пятерки. И все это в одном месте, в наше время, на юбилейном фестивале. Вот тут - то, вспомнив о мороках и способах проверки реальности, вероятно, нужно щипать себя и соседа с удвоенной силой. Сказка - не сказка, быль - не быль, Пермь - не Пермь. Фронт их работ нескончаем, баланс эмоционального тепла и разумного холода стоит на страже спокойствия и качества, у их общего - хоть и временного - сна нет горизонта, предела, конца, края. Его нужно не смотреть, а созерцать, не слушать, а улавливать, не вдыхать, а впускать. Наслаждайтесь, пока все не закончилось.

Фотографии Люси Янш

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика