Non Fungible Token, NFT или, как его ещё называют, невзаимозаменяемый токен в последнее время всё чаще появляется в новостях. Но многие до сих пор имеют весьма поверхностное представление о нём. Эта статья создана как раз для тех, кто хочет наконец разобраться, что же такое невзаимозаменяемые токены и как они изменили мир искусства. https://cfdbrokers.top
Что такое NFT?
Вы наверняка уже слышали про такую разновидность электронных денег, как криптовалюта. Её можно сразу вывести на банковскую карту, чтобы потратить, или обменять. Например, у вас с другом есть равное количество биткоинов, лайткоинов или эфиров. Если вы обменяетесь этой криптовалютой в равном отношении, то никто из вас ничего не потеряет, но и не выиграет. Это как поменять один рубль на другой. C NFT другая история.
Вообще NFT — не криптовалюта. Это некий цифровой сертификат, в который можно превратить как произведение искусства, так и пост в твиттере, мем или другой медиаобъект. Причём обменять одно на другое, как в случае с биткоинами, невозможно: любой такой «сертификат» имеет свою уникальную ценность. Зато его можно продать, и покупатель станет как бы владельцем этого «сертификата». Раньше между копией и оригиналом информационного искусства не было никакой разницы, но теперь благодаря NFT эта разница есть.
Фрагмент короткого видео "Crossroad" ("Перепутье"), проданного Beeple за $ 582 тыс. Источник: Nifty Gateway
«Стоит отметить, что NFT не защищает от копирования и не удостоверяет авторские права. Ввиду этих и ряда других причин рынок NFT в мае упал практически на 90 %. Однако в метавселенных и Web 3.0 (концепция развития интернет-технологий, — прим. автора) NFT могут быть использованы как доказательство ценности, что делает технологию перспективной, а текущий спад является закономерной коррекцией после хайпа»,— прокомментировал эксперт в области крипто- и блокчейн-проектов Сергей Магас.
Читайте также
Здесь стоит понимать и тот момент, что владельцу выгодно, если его работу будут копировать и распространять, поскольку чем больше копий, тем ценнее оригинал. Это как с картиной «Мона Лиза». Все её знают, у неё миллионы копий, а потому увидеть именно оригинал, а тем более завладеть им — бесценно.
Люди готовы платить за это?
Да. Дело в том, что мы просто привыкли свободно скачивать произведения цифрового искусства. Как раньше делали это с музыкой и фильмами, пока не появились платные музыкальные и киносервисы. К тому же, для кого-то NFT стал желанным предметом коллекционирования.
Так, видеоклип баскетболиста ЛеБрона Джонса ушёл к покупателю за $100 000. Анимированный GIF «Nyan Cat» — мем 2011 года с летающим котом из поп-арта ― был продан за $580 000, твит основателя Twitter Джека Дорси достиг ставки в $2,5 млн, а цифровые работы певицы Граймс продались более чем за $6 млн.
Но это ещё не всё. Аукционный дом Christie's провёл свой первый аукцион исключительно цифровых работ художника Майка Винкельмана, также известного как Beeple. Там была представлена коллекция под названием «Everydays: The First 5000 Days», которая создавалась Майклом каждый день в течение 13,5 лет и была выставлена единым лотом за $69,3 млн.
Как NFT влияет на искусство?
В мае Museum Next сообщил, что галерея Уффици во Флоренции после серьёзных убытков от пандемии решила начать продавать невзаимозаменяемые токены своей коллекции. Первым NFT, выставленным на продажу галереи Уффици, стала картина Микеланджело «Дони Тондо» шестнадцатого века. Выручка составила 170 000$. После столь успешной продажи NFT галерея объявила, что не будет на этом останавливаться.
«Everydays: The First 5000 Days» художника Beeple. Источник: Christie's Images LTD
Эрмитаж в свою очередь тоже заявил о желании создать невзаимозаменяемые токены для произведений искусства, находящихся в его коллекции. Музей уже ведёт переговоры с Binance, криптовалютной биржей, чтобы проработать более тонкие детали проекта и создать выставку в формате NFT уже в 2021 году.
NFT действительно предоставляют музеям широкие возможности для увеличения прибыли. Вместо того, чтобы полагаться на доходы от продажи билетов и на поддержку государства, музеи могут токенизировать все свои картины и артефакты и получать спонсорскую поддержку для каждого отдельно взятого экспоната, если укажут имена тех, кто совершил покупку NFT. Для этого музеям придётся выставлять уникальные адреса токенов, присвоенные каждому экспонату, чтобы снизить вероятность подделки NFT. Как только права на интеллектуальную собственность будут защищены, музеи приобретут новые возможности, недоступные им ранее. И владельцы NFT, и обычные зрители смогут извлечь огромную пользу из этого опыта, особенно если в будущем он будет сочетаться с виртуальной/дополненной реальностью (AR/VR).
Микеланджело, Doni Tondo (1505−06) Источник: News Artnet
Стоит отметить и то, что художники, творящие в цифровой среде и экосистеме NFT, также нуждаются в физическом пространстве для демонстрации своих произведений, которые ограничены мобильными устройствами и экранами компьютеров.
Однако не все согласны с такой идеей. Например, Кайвон Теранян, основатель и генеральный директор компании Foundation, которая создаёт для художников пространство и возможности для демонстрации и продажи цифрового искусства, подчеркнул, что для музеев будет непосильным трудом адаптироваться к NFT.
"Странные киты" серия эмодзи, созданных 12-летним Беньямином Ахмедом и проданных на рынке NFT за 290 фунтов. Источник: BENYAMIN AHMED
Какие ещё существуют опасения?
Beepl за день до своего рекордного аукциона дал BBC комментарий: «Я действительно думаю, что будет [экономический] пузырь, если честно. И я думаю, что мы можем оказаться в этом пузыре прямо сейчас».
Дэвид Джерард, автор книги «Атака 50-футового блокчейна», сказал: «Есть некоторые художники, которые абсолютно точно делают на этом деньги, просто вы, скорее всего, не сможете. Те же парни, которые всегда этим занимались, пытаются придумать новую форму бесполезных волшебных бобов, которые они могут продать за деньги».
Бывший аукционист Christie's Чарльз Оллсопп отметил, что приобретать NFT не имеет смысла.
«Идея покупать то, чего нет, просто странная. Я думаю, что люди, которые вкладывают в это деньги, просто глупцы, но я надеюсь, что они не потеряют свои деньги», — сказал Чарльз для BBC.
CryptoPunk #3100 проданный за $7,58 млн. Источник: Larva Labs
Что же ждёт NFT?
Несмотря на существующие опасения и слухи, популярность NFT продолжает набирать обороты и уже становится источником дохода не только для мировых звёзд.
«В индустрии криптовалют рынок NFT — не первый пузырь, который стремительно вырос и лопнул. Сама технология уже успешно используется для цифрового коллекционирования в нескольких популярных проектах, таких как Sandbox, Bit.coutry, Cryptopunk, CryptoKittes и имеет значительные перспективы, на мой взгляд», — заключил Сергей Магас.
В любом случае, стоит ли покупать или продавать NFT — решать только вам.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!