Выставка «Панк-культура. Король и Шут», которая с шумом открылась 2 марта в Центре современного искусства «Винзавод», всё ещё не сходит с заголовков СМИ. Так, на днях прогремела новость, что с выставки украли жилетку Андрея Князева стоимостью 1 миллион рублей. Сегодня, 3 мая, преступника наконец задержали. Им оказался 66-летний москвич.
Наша редакция посетила «Винзавод» ещё до этого случая. Мы вместе с фотографом Александром Марковым прогулялись по истории субкультуры панка, заглянули внутрь клипов «Короля и Шута» и попускали слюни по той самой жилетке. А о своих впечатлениях решили поговорить с создателями выставки — Энрико Мазавришвили, Агнией Стерлиговой, Борисом Барабановым, Василием Успенским, Агатой Нигровской и, конечно, Андреем Князевым.
— Как родилась идея создать выставку, посвящённую панку и творчеству группы «Король и Шут»?
Энрико Мазавришвили: В «Яндексе» всё начинается с данных. Мы заметили невероятный рост прослушиваний группы «Король и Шут» на «Яндекс Музыке»: только в 2022 году они выросли в четыре раза. Мы начали изучать этот феномен и поразились, какая широкая аудитория у группы. Понятно, что у легендарной группы — огромное количество фанатов. Но, по статистике, у «Короля и Шута» недавно появилось много молодых слушателей, которые вирусят треки Горшка и Князя в соцсетях, делают с ними мемы и снимают видео.
Читайте также
В «Плюс Студии» родилась идея снять сериал, а у меня сразу возникла мысль, что из феномена группы «Король и Шут» получится большой выставочный культурно-образовательный проект.
— Как долго вы и ваша команда трудились над созданием такой масштабной экспозиции? Что было самым сложным при её создании?
Агния Стерлигова: Выставка получилась действительно похожей на аттракцион. Мне кажется, это классно! Потому что пытаться мимикрировать под сегодняшнее визуальное представление о панке странно и неинтересно. Мы не хотели идти по пути реконструкции и копирования, потому что мы бы не попали [в цель] всё равно. Поэтому мы думали о том, как создать рамку, в которую мог бы уместиться противоречивый, интересный, живой контент. И чтобы экспозиция и развлекала, и помогала понимать и потреблять содержание.
Выставка разделена на две части. Это связано с самим пространством «Винзавода» и дуалистичностью темы. В раздел, посвящённый «Королю и Шуту», хотелось включить мифологию, визуальную айдентику группы. В этом помог сам зал: у него своды, практически как у замка романского стиля. Остальное должны сделать экспонаты, инсталляции, интересные тексты и факты. Мне самой была безумно интересна тема. Я на этом проекте прослушала все композиции группы «Король и Шут». Надеюсь, что не только молодая аудитория, но и люди с опытом, люди, которые себя причисляют к культуре, придут и не будут критиковать.
— Выставка, как мне показалось, больше говорит про рок в целом. Вы отбирали артистов, исходя из собственного понимания панка? Что такое панк для вас?
Борис Барабанов: Это исследовательская часть нашей работы. Вот тут-то мы и занимались поиском границ. Нельзя сказать, что есть устоявшееся определение панк-рока или панка. Люди говорят «панк» — и в голове всплывают картины, образы, эмоции. Сказать, что существуют чёткие определения панка как музыки, панка как образа жизни? Они, конечно, есть, но, честно говоря, нам предстояло их создать заново. Мы этим и занимались, исследовали.
Василий Успенский: Можно очень долго спорить, кто панк, а кто не панк, и у трёх человек будет пять разных мнений. Потому что панк, как свободная система, не имеет чётких границ. Да и сам по себе панк может быть очень разный, в том числе и западный. Есть очень много западного панка, которого мы панком никогда не признавали. Кажется, что русские представления о панке более радикальные, чем западные. Связь панка с модой для значительной части русских панков странна и даже противоестественна, потому что «панк должен всё отрицать»! У нас такой нигилистический панк. И не потому, что у русских панков не было денег, чтобы заниматься модой, а потому что в основе — другая движущая идея. Буквально про каждого героя в течение выставки были споры. Егор Летов — он вроде сибирский панк, а кто-то говорит — да никакой у него не панк, а рок. С этим можно согласиться, а ещё с тем, что это тоже панк. Башлачёв — вот панк он или не панк? Я уже не говорю про «Аквариум». Считается, что русский панк начинается с выступления «Аквариума» в Тбилиси, но всё-таки «Аквариум» назвать панком у меня язык не поворачивается. Поскольку у панка нет формальных чётких признаков, то есть это не стиль, это некое направление мысли, то и определение ему может быть только личное. Мы старались принимать решение, которое всех устраивает. Поэтому мы исходили из субъективного, внутреннего понимания панка. Кажется, что для движения панка — это самое главное.
— Насколько сложно создавать выставку, посвящённую такому явлению, как панк, которое не имеет одной и единственно верной трактовки?
Василий Успенский: Тут всё равно есть опорные точки в виде музыки и моды. Сложность была скорее в том, что панк в принципе не про материальное. Выставка в моём старорежимном искусствоведческом представлении предполагает показ предметов подлинных, прежде всего. А панк — он не про предметы, он про энергию, которая эти предметы разрушает. Можно, конечно, выставить разбитую гитару, но важнее не осколки гитары, а сам акт её разрушения. В этом и есть основная сложность. Тут приходит на помощь мультимедиа и другие способы фиксации. У нас новый формат выставки, в котором на зрителя воздействует сразу и звук в наушниках, и видео на экране, и предметы, и рассказ.
— На какие детали экспозиции стоит всем обратить особое внимание?
Борис Барабанов: Если говорить про картину, то это большое полотно, баннер товарищества «Новые Тупые», на котором написано «ИДИТЕ В ЖОПУ ЛЮБИТЕЛИ ИСКУССТВА». Если объект, то гитара Егора Летова с его наклейками. С одной стороны, в этом есть какая-то такая сакральность, которая вроде как панку чужда. Но почему нет? Какой-то трепет можно ощутить в её близости. Потому что это не просто артефакт, он рукодельный. В этом что-то есть. Даже с художественной точки зрения очень интересный экспонат.
Агата Нигровская: На мой взгляд, один из самых важных экспонатов на выставке — это черновики, которые легли в основу изданий «Король и Шут. Старая книга» и «Король и Шут. Старая книга II». Ещё — это рубашки Князя. Мне кажется, в них очень много души — как они сделаны, как они нарисованы! Это то, что буквально на коленке рисовалось в те времена, когда группа была неизвестной.
— Несколько слов для тех, кто ещё сомневается, стоит ли туда идти?
Энрико Мазавришвили: Мы проделали огромную работу и создали особое VR-пространство для подписчиков «Яндекс Плюс». Я не эксперт, но я никогда не видел на выставках такого формата. Думаю, что всем будет очень интересно. Рядом с VR-пространством, кстати, можно посмотреть коллекцию одежды, аксессуаров и сувениров, посвящённую группе и сериалу.
Игорь Панкер Гудков: Выставка попсовая в хорошем смысле слова, она яркая и очень интересная. В российской культуре есть Егор Летов, масштаб фигуры которого недооценен. Когда я увидел его комнату на выставке, я испытал очень трепетные чувства. Я думаю, что это просто интересно, поэтому аттракцион с VR-очками мне очень понравился. А зал «Короля и Шута» оказался даже больше, чем я рассчитывал. Получилось целых две выставки в одной.
Андрей Князь Князев: Выставка — это беспрецедентное событие. У меня много концертов в разных городах страны и я на каждом говорю: «Ребята, если у кого-то есть возможность — приезжайте в Москву. То, что сейчас происходит, вы в жизни не видели. Это очень круто». Во-первых, это наша субкультура. Мы всё детство провели в теме панковской. Клуб Tamtam — он же был насыщен панк-роком. Горшок увлекся панк-роком и заразил всех нас, мы горели этим. Сначала мы слушали «Ленинградский рок-клуб» и думали, что панк-рок — это «Алиса», а потом Горшок прибежал, говорит: «А вы слушали такую музыку?».
На самом деле, очень круто, то что сейчас это всё происходит. Хотел бы пожелать развития направлению, потому что молодёжь надо знакомить с культурой панка. Кто-то говорит «говнари» про панк-рокеров, но, я думаю, что это особая культура. Мы были в Германии в музее Ramones. Я думал: «Блин, у нас такого нет!». А теперь у нас такое есть, это очень здорово.
Выставка «Панк-культура. Король и Шут» открыта до 31 мая.
Организаторами выставки являются бюро Planet9, «Яндекс Афиша» и «Плюс Студия».
https://sub-cult.ru/art/13798-kak-sozdavalas-vystavka-pank-kultura-korol-i-shut-polnoe-intervyu#sigProId9feb5e0390
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!