Искусство по демократичным ценам и кураторский отбор произведений — петербургская галерея One’s Mind спустя три с половиной года своей работы впервые провела арт-маркет. Ярмарка One’s Market проходила 2-3 марта и собрала более 470 посетителей за два продуктивных рабочих дня.
Куратор галереи и искусствовед Ксения Чемезова рассказала обо всех этапах подготовки арт-маркета, объяснила главные цели подобного мероприятия, а также поделилась советами о том, как правильно выбирать любителям искусства произведения в свою коллекцию.
Наш маркет выделяется кураторским отбором произведений.
Читайте также
— Галерея One’s Mind уже не первый год радует свою аудиторию качественным искусством. Почему только сейчас решили провести арт-маркет?
— Идею организовать ярмарку в стенах галереи мы обсуждали с командой чуть ли не в первый год работы выставочного пространства. Однако маркет — это иная форма взаимодействия со зрителем, которая требует отдельного внимания. Для начала нам нужно было усилить своё присутствие в информационном поле, сплотить вокруг себя талантливых художников и создать сообщество ценителей искусства, ведь без них никакая ярмарка не состоится. За три с половиной года нам удалось нарастить ту самую «критическую массу», необходимую для быстрого ускорения и развития.
— Какие в принципе этапы проходит галерея при подготовке подобного события?
— К нашей ярмарке мы готовились не один месяц, несмотря на то, что она небольшая и совсем не продолжительная. Для начала нам нужно было понять, какое количество участников могло разместиться на маркете. Затем мы сфокусировались на создании структуры всего мероприятия и составлении публичной программы. Далее нужно было договориться с партнёрами о коллаборациях и дальнейшем взаимодействии. В целом, остальная часть подготовки арт-ярмарки во многом напоминает работу над выставкой: монтаж, развеска произведений, создание экспликаций, разработка имиджа ярмарки, формирование pr-стратегии, списка гостей и другое.
В декабре у нас уже был примерный план с предварительным списком участников и лекторов. Я курировала не только художественную часть, но и лекционную. Мы пригласили разных экспертов в области современного искусства, дизайна и права. Часть лекций была подготовлена нашими партнерами Doctrina et Nobiles. Все эти встречи были направлены как на художников и деятелей арт-среды, так и на более широкую аудиторию. Даже если посетитель не собирался покупать искусство, представленное в нашей галерее, он мог прийти и послушать эксперта, задать ему волнующие вопросы, а, может, и вдохновиться на приобретение первого произведения в свою новоиспечённую коллекцию. Кроме того, у посетителей была возможность самим сделать коллаж, порефлексировать на тему визуальной рифмы и придумать свой метафорический образ.
Каждый автор или организация, представленные на маркете, — это важная часть истории галереи.
— В арт-ярмарке приняли участие 30 художников. Вы проводили для участия open call или сами приглашали авторов, которые ранее с вами сотрудничали?
— Никаких конкурсов мы не проводили. Это был кураторский отбор среди авторов, которые ранее участвовали в наших выставках. На ярмарке были представлены работы разных лет: произведения, которые зрители видели ранее в стенах галереи, новые проекты, а также малознакомые серии. К примеру, Илья Шалашов, известный скорее своими металлическими объектами, участвовал с графическими листами, которые, по его словам, на других площадках не продаются. И это был не единственный эксклюзив: своеобразные графические матрицы Александры Степановой, линогравюры по мотивам японских хокку Маши Ивановой, а также композиции Риты Петровой, Ксении Нефёдовой, Евгении Другаковой. Екатерина Ермолаева, работающая как с традиционными техниками, так и с цифровыми формами искусств показала новые произведения — цифровую живопись, посвящённую Петербургу.
— На твой взгляд, что выделяет One’s Market среди других арт-ярмарок?
— Наш маркет выделяется кураторским отбором произведений. Это не рандомная выборка художников. Каждый автор или организация, представленные на маркете, — важная часть истории галереи. Это некий срез молодого искусства, который показывает, каким образом развивалась галерея и наша выставочная деятельность за три с половиной года. Безусловно, мы представили не всех художников, с которыми работали, хотя очень хотелось. Несмотря на разные темы, звучащие в творчестве 30 авторов, всех героев маркета объединяет стремление обозначить сущностные и пространственные границы человека, ответить на вопрос «Кто я?» и создать иные трактовки известных нам явлений.
— Кстати, у вас было представлено искусство по достаточно низким ценам. Почему?
— Да, на ярмарке искусство продавалось по демократичным ценам: от 500 до 25 000 рублей. Каждый посетитель мог найти произведение по душе и по карману. Такой ценовой диапазон был определён нами намеренно для того, чтобы растопить лёд между современным искусством и зрителем. Кроме того, мне очень хотелось сломать стереотип, что совриск — это дорого. Я считаю, что искусство по доступным ценам не лишено глубины художественного послания. Надеюсь, у нас получилось это донести до посетителей (улыбается — прим. ред.)
Спрос был на графику — линогравюру, шелкографию, цифровую графику.
— Вы считали, сколько человек вас посетило за эти два активных дня?
— Показатели нас приятно удивили. За два дня работы маркета нас посетило более 470 человек! За неделю до вернисажа запись почти на все лекции была закрыта. Особенно меня порадовала посещаемость в лектории. Мы знаем, что на бесплатные мероприятия доходят далеко не все, тем более в выходные. Однако у нас на каждой лекции была практически полная посадка. Более того, после лекций разворачивались интересные дискуссии, а слушатели задерживались в выставочном зале, чтобы приобрести искусство для себя или в подарок.
— Много работ удалось продать?
— На маркете нам удалось продать 40 произведений искусства по абсолютно разной стоимости. Безусловно, спрос был на графику — линогравюру, шелкографию, цифровую графику — в связи с разнообразием визуальных образов и доступностью цен. В то же время нами был отмечен интерес к работам Веры Петровской: от цианотипий на бумаге до объектов в виде глаз и ручек.
— Достигли ли вы того результата, которого ожидали?
— Результатами маркета мы более чем довольны. Для нас — это эксперимент, так как подобного рода мероприятие мы проводим впервые. Безусловно, у каждого из нас были свои ожидания, однако маркет — живой процесс, результаты которого спрогнозировать невозможно.
— В целом, для чего галерея проводит маркеты? Какая у вас была задача?
— В первую очередь, мы хотели, чтобы у зрителей сформировалось чёткое понимание, что в галерее можно приобрести произведение искусства. Ведь мы не только экспонируем работы художников, но и их продаём. К сожалению, даже на маркете не все посетители смогли перестроиться на новый формат. Часть нашей целевой аудитории пришла с целью посмотреть новую выставку, а не посетить маркет. Во-вторых, мы хотели поддержать молодых художников и творческие инициативы. Уследить за всеми нашими выставками невозможно, а маркет позволил не только познакомиться с творчеством большого количества авторов, но и поговорить с художниками лично (улыбается — прим. ред.)
— Допустим, человек пришёл к вам впервые приобрести искусство, какие советы ты бы ему дала? На что нужно, может быть, следует обращать внимание?
— Для начала я бы уточнила, с какой целью человек хочет купить произведение искусства, какие темы его интересуют и какой есть бюджет. Если потенциальный покупатель подбирает искусство в свой интерьер, то эта одна стратегия. Если же намеревается начать коллекционировать искусство, то другая. Важно понимать, что у каждого коллекционера есть свои принципы отбора, которыми он руководствуется. Покупать разное искусство, не связанное друг с другом тематически, формально, хронологически или стилистически, и называться коллекционером — не совсем корректно. В любом случае перед покупкой произведения я рекомендую получше познакомиться с биографией и CV автора. Иногда можно купить работы именитых художников по очень доступной цене. Этому способствует обращение авторов к тиражному искусству. К примеру, человек не может приобрести живопись определённого художника из-за высокой цены, а эстамп, существующий в ограниченном тираже, — вполне себе может. Таким образом в вашей коллекции может появиться громкое имя! Также стоит общаться с организаторами и узнавать о произведениях, представленных на ярмарках. Как я уже говорила ранее, на нашем маркете был эксклюзив, да ещё и по доступным ценам. А такие моменты пропускать нельзя, ибо потом может появиться ощущение упущенной возможности.
— One’s Market — это про ежегодную историю?
— Было бы здорово проводить маркет на постоянной основе два раза в год: весной и перед новогодними праздниками. Однако мы будем смотреть по ситуации и надеяться на лучшее (улыбается — прим. ред.)
Фотографии: Мария Десяткова
https://sub-cult.ru/art/14402-iskusstvo-po-demokratichnym-tsenam-vsjo-ob-art-yarmarke-one-s-market#sigProIdf6add3e759
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!