27 апреля в здании Главного штаба Эрмитажа в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых открылась выставка «К 150-летию Первой выставки импрессионистов». Посетители могут увидеть две картины, которые участвовали в легендарной выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов и гравёров» 1874 года: «Бульвар Капуцинок» (1873) Клода Моне из ГМИИ им. А. С. Пушкина и «Городской парк в Понтуазе» (1873) Камиля Писсарро из Государственного Эрмитажа. Ольга Дмитриевна Леонтьева, куратор проекта, хранитель французской живописи второй половины XIX–XX веков, главный хранитель Отдела западноевропейского изобразительного искусства и научный сотрудник западноевропейского изобразительного искусства, рассказала, в чём уникальность выставки-события.
Изображение: Камиль Писсарро «Городской парк в Понтуазе» (1873) © Государственный Эрмитаж.
— Сколько по времени заняла подготовка выставочного проекта?
— Примерно полгода. Нам очень хотелось осветить это событие, так как мы не могли, к сожалению, принять участие в парижской выставке, которая устраивалась в Музее Орсе. Чтобы привлечь внимание, мы решили ограничиться двумя этими картинами. В течение двух месяцев был написан текст к выставке. Никаких проблем при подготовке не возникло.
— Представленные картины давно находятся в России?
— Картина «Бульвар Капуцинок» Клода Моне находится в России с 1907 года, то есть уже больше века. Ну, а работа «Городской парк в Понтуазе» Писсарро поступила в нашу страну из Германии в 1949 году, а именно — из коллекции Отто Кребса.
— Расскажите, пожалуйста, более подробно об одном из произведений.
— Клод Моне писал «Бульвар Капуцинок» с балкона ателье фотографа Надара, где проходила эта выставка. То есть, у зрителей была возможность сравнить вид за окном с картиной художника, которая показывалась рядом. На полотне мы видим двух людей, вышедших на балкон — художник смело срезает краем холста их фигуры, что характерно для творчества импрессионистов. До этого ничего подобного в европейском искусстве не существовало, однако импрессионисты во многом опирались на японскую традицию.
Изображение: Клод Моне «Бульвар Капуцинок» (1873) © ГМИИ им. А. С. Пушкина.
— Насколько сильное влияние на импрессионистов оказал «новый» Париж при Жорже Эжене Османе?
— Париж очень сильно изменился в эпоху импрессионистов. Они стали свидетелями этих изменений, поэтому являются продуктом и отражением своей эпохи. Новый Париж, современный, который многие ругали и критиковали, многих художников не привлекал. И лишь импрессионисты увидели особую поэзию, гармонию и красоту этого прекрасного города — влюбили весь мир в столицу Франции.
— А какое событие послужило принятию искусства импрессионизма в России?
— Конечно, это появление на парижском арт-рынке таких наших великих коллекционеров, как Сергея Ивановича Щукина и братьев Морозовых. Потому что до них никого это искусство не привлекало, не интересовало. Над импрессионистами, скорее, смеялись и воспринимали их работы резко и негативно. Впоследствии, само присутствие в Москве крупных коллекций Щукина и Морозова, конечно, сделало своё дело. Импрессионизм шаг за шагом был принят.
— Планируются ли более крупные выставки в России, посвящённые импрессионизму?
— Пока что скорее нет, чем да. У нас сейчас готовится очень большой проект, посвящённый «Прекрасной эпохе». Он пройдёт в Казани. Это очень большая выставка, где будет представлена и живопись, и графика, и прикладное искусство. Это, скорее, такой облик эпохи, и импрессионизм будет лишь частью составляющей этого прекрасного времени.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!